Дело № 2-4927/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 декабря 2022г. г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Федоренко Е.Ю.,
при секретаре Гринченко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4927/2022 по иску Бедрика Вячеслава Алексеевича к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о признании права на повышенную фиксированную выплату, обязании произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что он является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истец до назначения пенсии все время работал в колхозе им Войкова Ростовской области на различных должностях техником-механиком, трактористом, комбайнером.
Полагая, что размер выплачиваемой на сегодняшний день пенсии по старости является заниженным, не соответствующим трудовому стажу, размеру заработка, получаемого на протяжении всей трудовой деятельности, размеру уплаченных страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, истец обратился в адрес пенсионного фонда с заявлением о перерасчете назначенной пенсии по старости, а также о предоставлении подробного расчета назначенной пенсии по старости, с учетом имеющейся по данным пенсионного фонда учета, работы в колхозе (совхозе) в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно записям в трудовой книжке истец проработал в колхозе более 30 лет (38 лет фактически), что дает право и основание для перерасчета пенсии с учетом «сельского стажа».
На основании изложенного, в окончательной редакции исковых требований истец просит суд признать право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости Бедрик В.А. и возложить на Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области обязанность произвести перерасчет с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом, направил уполномоченного представителя с доверенностью.
Представитель истца Просандеев Д.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Швецова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание явилась, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление правил исчисления пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015г.
В соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается (часть 15 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
Судом установлено, что Бедрик В.А. является получателем страховой пенсии по старости.
Истец Бедрик В.А. обратился в ОПФР по Ростовской области с заявлением о перерасчете пенсии в сторону увеличения с учетом применения «сельского стажа» и надбавки в размере 25 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии.
В письме ОПФР по Ростовской области от 17.06.2022г. № КС-58-1793 указано, что пенсионное обеспечение истца осуществляется в соответствии с действующим пенсионным законодательством Российской Федерации, поскольку с 21.10.2016г. он зарегистрирован в г. Ростове-на-Дону.
Согласно части 16 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29.11.2018г. № 1440, которым утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил они определяют порядок исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление предусмотренного частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», на весь период их проживания в сельской местности (далее - стаж работы в сельском хозяйстве).
Таким образом, для получения повышенной фиксированной выплаты: должны соблюдаться следующие условия: стаж работы в сельском хозяйстве по профессии, должности, специальности и (или) на работах, предусмотренных Списком, составляет не менее 30 календарных лет; на момент перерасчета фиксированной выплаты пенсионер не осуществляет работу и (или) иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию; пенсионер проживает в сельской местности.
Материалами дела подтверждается, что с 21.10.2016г. Бедрик В.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРИП приложенной к исковому заявлению. Бедрик В.А. по состоянию на 06.08.2022г. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть осуществляет иную деятельность, в период которой подлежит обязательному пенсионному страхованию.
В данном случае установленные законодательством условия не соблюдены, что препятствует удовлетворению требования истца.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В силу действующего пенсионного законодательства перерасчет размера страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера.
Суд полагает, что направленный Бедриком В.А. в адрес пенсионного фонда документ не является заявлением о перерасчете страховой пенсии, поскольку он не соответствует форме заявления, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 23.01.2019г. № 16 п.
Суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, так как ответчиком не допущено нарушения прав истца.
В силу статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и статьей 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ к нематериальным благам отнесены жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Положения пункта 2 статьи 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 6163013494, ░░░░ 1026103162579) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.