к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01.02.2023 г. <адрес>
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Скрябина А.В.
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом заседании дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации МО «Каменномостское сельское поселение» о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Каменномостское сельское поселение» о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. В заявлении указала, что ДД.ММ.ГГГГг. года между ней и ФИО2 был заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО2 являлся дарителем, а она - одаряемой. После сделки даритель и истица дважды пытались сдать документы в регистрационную палату для регистрации перехода права, но оба раза там была большая очередь, и они не смогли сдать. А потом даритель получил травму - тяжелый перелом ноги, и пол- года вообще не выходил из дома. После его выздоровления она неоднократно напоминала дарителю о необходимости зарегистрировать переход права по сделке, но он под разными предлогами уклонялся от этого, мотивируя свой отказ занятостью и очередями в регистрационной палате, а потом данная проблема забылась. В настоящее время она решила заняться газификацией квартиры, но оказалась, что переход права на квартиру в Росреестре не зарегистрирован, а без присутствия дарителя она этого сделать не может. Истица и даритель состояли в зарегистрированном браке с 22.07.1995г. В 2020 году даритель, ее супруг, скончался. После его смерти наследство в виде денежных вкладов приняла только она, хотя у умершего еще есть сын ФИО3, который приезжал на похороны, но заявление о принятии наследства не подавал. В настоящее время его местонахождение ей не известно, в <адрес> он не проживает. Таким образом, у нее отсутствует возможность произвести регистрацию перехода права собственности на квартиру по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ней, ФИО1 и ФИО2 в связи со смертью последнего. Сделку по договору дарения от 30.11.2010г. между ней и ФИО2 следует считать исполненной на том основании, что Даритель фактически передал ей даримое имущество, а она его приняла его, и с момента принятия несет бремя его содержания: оплачивает коммунальные услуги, производит текущий ремонт, что подтверждается квитанциями об оплате, и проживает в указанной квартире. Поэтому истица просила суд вынести решение о регистрации перехода права собственности на квартиру с кадастровым номером 01:04:0100016:46 расположенную по адресу: <адрес>, с ФИО2 на ФИО1.
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования и просила суд их удовлетворить.
Представитель администрации МО «Каменномостское сельское поселение» ФИО6 не возражал против удовлетворения исковых требований.
Заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 был заключен договор дарения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>., согласно которому ФИО2 являлся дарителем, а ФИО1 - одаряемой.
В соответствии со свидетельством о смерти № I-A3 647122 ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям наследственного дела №, открывшегося после смерти ФИО2, его единственной наследницей, принявшей наследство, является ФИО1
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются лицами, участвующими в деле.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Как следует из материалов дела, ФИО1 получила указанную в иске квартиру по договору дарения, однако право собственности на приобретенный объект недвижимости зарегистрировать не успела, поскольку даритель ФИО2 уклонялся от регистрации сделки, а ДД.ММ.ГГГГ умер.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно разъяснению п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 3 ст. 551 ГК РФ в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
В п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Иск одаряемого о государственной регистрации перехода права подлежит удовлетворению при условии исполнения обязательства дарителя по передаче имущества. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 556 ГК РФ в случае, если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Сделку по договору дарения между ФИО1 и ФИО2 следует считать исполненной на том основании, что даритель фактически передал ей даримое имущество, а она его приняла его, и с момента принятия несет бремя его содержания.
Таким образом, суд полагает требование истца о государственной регистрации перехода права собственности на указанные в иске земельный участок и жилой дом обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить требования ФИО1.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности к ФИО1 на квартиру с кадастровым номером 01:04:0100016:46 расположенную по адресу: <адрес>, по договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ФИО2 и ФИО1.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течении месяца со дня вынесения.
Судья – подпись
Копия верна: Судья Скрябин А.В.
УИД 01RS0№-58
Подлинник решения находится в материалах дела № в Майкопском районном суде Республики Адыгея.