Дело №2-207/2024
УИД 62RS0010-01-2023-001440-19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Касимов 23 января 2024 года
Касимовский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Мельниковой Н.М.,
с участием представителя истца – помощника Касимовского межрайонного прокурора Карягиной В.В.,
представителя ответчика - администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области Чураевой М.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре судебного заседания Максимкиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-207/2024 по исковому заявлению Касимовского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта водоотведения,
установил:
Касимовский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования - городской округ - город Касимов, в котором просит: возложить на администрацию муниципального образования - городской округ город Касимов обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного недвижимого имущества – сети водоотведения, протяженностью 75 м, расположенного по адресу: <адрес> год ввода в эксплуатацию 1999, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что Касимовской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства в сфере муниципальной собственности. В ходе проверки установлено, что объект водоотведения, протяженностью 75 м, расположенный по адресу: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 1999, - является бесхозяйным объектом водоотведения. Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект водоотведения отсутствуют, собственник имущества не установлен. Согласно ответа администрации МО-ГО г.Касимов, указанный объект водоотведения в реестре муниципального имущества не числится, в адрес гарантирующего поставщика в сфере водоотведения <данные изъяты> не передавался. Постановлением главы администрации МО-ГО г.Касимов № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение с зоной деятельности – г.Касимов, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ. Ранее межрайонной прокуратурой в адрес администрации МО-ГО г.Касимов вносилось представление, по результатам рассмотрения которого, надлежащих мер по признанию объектов водоснабжения в качестве бесхозяйных, не принято. При таких обстоятельствах и учитывая, что объект водоотведения, протяженностью 75 м, расположенный по адресу: <адрес> год ввода в эксплуатацию 1999, расположен в административных границах МО-ГО г.Касимов, и не обращение администрации МО-ГО г. Касимов в уполномоченный орган с заявлением о принятии сети водоотведения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ. Прокурор просит установить срок для исполнения данной обязанности - в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца – помощник Касимовского межрайонного прокурора Карягина В.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, указанным выше.
В судебном заседании представитель ответчика - администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Чураева М.С. не возражала против удовлетворения заявленных требований прокурора, пояснила, что на данный момент ведутся работы по восстановлению оспариваемого объекта в реестре объектов недвижимости, затем администрацией будет подано заявление в регистрирующий орган о постановке объекта на учет.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 1 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с подпунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом.
В соответствии со статьей 50 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов населения.
Пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из правового смысла приведенных выше положений пункта 3 ст. 225 ГК РФ и пунктов 4,5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организация постановки установленном порядке объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признание права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества, включая обращение с соответствующими заявлениями, является обязанностью органа местного самоуправления.
Статья 133.1 ГК РФ предусматривает, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.
Согласно п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории эти муниципальных образований.
Согласно ст.8 Устава муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области, к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе, организация в границах муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области электро-, тепло-, газо-и водоснабжения населения, водоотведение, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательство Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной Касимовской межрайонной прокуратурой проверки выявлено, что объект водоотведения, протяженностью 75 м, расположенный по адресу: <адрес> год ввода в эксплуатацию 1999, - является бесхозяйным объектом водоотведения, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами.
Сведения о зарегистрированных правах на указанный объект водоотведения в ЕГРН отсутствуют, собственник имущества не установлен. Обязанность по выявлению в границах муниципального образования бесхозяйных магистральных сетей водоотведения лежит на администрации муниципального образования – городской округ город Касимов. Однако указанная обязанность ответчиком до настоящего времени не исполнена.
Данные обстоятельства ответчиком не оспорены.
В адрес муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ Касимовской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства о постановке на учете бесхозяйных объектов ЖКХ, в том числе 60 объектов водоотведения.
Сведений об исполнении данного представления материалы дела не содержат. ДД.ММ.ГГГГ от администрации МО – г.о.город Касимов в адрес Касимовской межрайонной прокуратуры поступил ответ, согласно которому проведение мероприятий по постановке сооружений на государственный кадастровый учет требует значительных затрат из местного бюджета; средства на данные расходы запланированы на 2023 год.
Отнесение объектов водоотведения к объектам повышенной опасности, требующим во избежание чрезвычайных ситуаций систематического технического обслуживания, сомнений не вызывает. Наличие на территории городского округа объекта - бесхозяйной сети водоотведения, с помощью которого, в том числе обеспечивается прием, транспортировка и очистка сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, отсутствие системы его надлежащей эксплуатации нарушает права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций. Отсутствие собственника у объектов водоотведения может привести к загрязнению окружающей среды различного рода опасными веществами, что создает угрозу причинения вреда здоровью населения.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, не возражавшего против удовлетворения исковых требований прокурора, изучив материалы дела, полагает исковые требования Касимовского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению.
С учетом характера, объема и сложности подлежащих выполнению работ, принципа разумности, суд находит необходимым установить срок устранения указанных нарушений в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Касимовского межрайонного прокурора, заявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования – городской округ город Касимов Рязанской области о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного объекта водоотведения, - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования - городской округ город Касимов (ИНН6226001663) обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – сети водоотведения, протяженностью 100 м, расположенного по адресу: <адрес> год ввода в эксплуатацию 1999 - в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд с подачей жалобы через Касимовский районный суд.
<данные изъяты>
Мотивированное решение изготовлено 30 января 2024 года.
<данные изъяты>