43RS0013-01-2023-000117-36
Дело № 5-17/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 мая 2023 года |
г. Зуевка Кировской области |
Резолютивная часть объявлена 24 мая 2023 года
Зуевский районный суд Кировской области составе: председательствующего судьи Хлюпина Д.В.,
при секретаре Катаевой А.Г.,
с участием старшего помощника прокурора Зуевского района Кировской области Мацко Ю.С.,
лица, привлекаемого к административной ответственности, Кощеева Александра Николаевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кощеева Александра Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, работающего кочегаром котельной <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
установил:
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного прокурором Зуевского района Кировской области, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 14 минут, Кощеев Александр Николаевич, находясь в <адрес>, совершил действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации, которые проводят специальную военную операцию с целью поддержания международного мира и безопасности, на основании решения Верховного главнокомандующего Вооруженными силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации и постановления совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации», а именно, используя техническое средство телефон «HONOR», с сим-картой с абонентским номером №, при помощи которого осуществлял выход в сеть Интернет и обмен информацией в открытом доступе социальной сети в «ВКонтакте» по адресу: <адрес> опубликовал запись «СКОТСКОЕ ОТНОШЕНИЕ! Грядет бунт изнутри! НЕ ПОКАЖУТ ПО ТВ» с активной ссылкой сервиса «YouTube» (https://youtu.be/naTzl6nYxJQ) на видеозапись. Указанная видеозапись содержит лингвистические признаки дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Публичность действий Кощеева А.Н. выражается в форме обращения к другим лицам путем направления им вышеуказанной ссылки с использованием технического средства.
Действия Кощеева А.Н. квалифицированы по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Кощеев А.Н. вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что видео не дискредитирует вооруженные силы, отсутствуют доказательства недостоверности сведений, о которых говорится в видеоролике, не отрицал факт размещения записи содержащей ссылку на видеоролик.
В судебном заседании старший помощник прокурора Зуевского района Мацко Ю.С. постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении поддержала, считает необходимым привлечь Кощеева А.Н. к административной ответственности.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав помощника прокурора, лицо, привлекаемое к административной ответственности, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ) публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся: в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 названного Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне», Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности адрес, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Постановлением Совета Федерации Федерального собрания № 35-СФ от 22 февраля 2022 года дано согласие Президенту Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации на использование Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права. Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации определяются Президентом Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
24 февраля 2022 года на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания № 35-СФ от 22 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 02 ноября 2022 года № 787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации» гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности курсантов военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации), военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в войсках национальной гвардии Российской Федерации (за исключением военнослужащих, замещающих воинские должности курсантов военных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или Министерства обороны Российской Федерации), иным гражданам Российской Федерации, которые заключили в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации сроком на один год и более, и иностранным гражданам, которые заключили в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации сроком на один год и более, установлена единовременная денежная выплата в размере 195 тыс. рублей.
Из подпункта «а» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 ноября 2022 года № 787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» следует, что на Правительство Российской Федерации возложена обязанность определить порядок осуществления единовременной денежной выплаты, установленной данным Указом.
В соответствии с пунктом 5 Правил осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2278 осуществление единовременной денежной выплаты военнослужащим производится финансово-экономическими органами Министерства обороны Российской Федерации, в которых военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием, не позднее 10 рабочих дней со дня издания приказа соответствующего командира воинской части об осуществлении единовременной денежной выплаты.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 которого Министерства обороны Российской Федерации является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Основные задачи Министерства обороны Российской Федерации определены в пункте 3 раздела I Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, в их числе: организация применения Вооруженных Сил в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации; обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 14 минут, Кощеев Александр Николаевич, социальной сети в «ВКонтакте» по адресу: <адрес> опубликовал запись «СКОТСКОЕ ОТНОШЕНИЕ! Грядет бунт изнутри! НЕ ПОКАЖУТ ПО ТВ» с активной ссылкой на видеозапись, размещенную по адресу в сети Интернет - <адрес> (сервис «YouTube»).
Вина Кощеева А.Н. и обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются исследованными в суде доказательствами:
- постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, где зафиксировано событие административного правонарушения и обстоятельства его совершения;
- рапортом от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что администратором страницы с данными «Александр Кощеев» (<адрес>), является Кощеев Александр Николаевич, зарегистрированный по адресу: <адрес>;
- актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что осмотрена страница в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/id647146375, принадлежащая Кощееву Александру Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес>. В ходе осмотра установлено, что пользователь «Александр Кощеев» ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 14 минут опубликовал запись, содержащую признаки дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации, с активной ссылкой «YouTube» на видеозапись - https://youtu.be/naTz16nYxJQ;
- объяснениями ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что страница в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/id647146375, принадлежит Кощееву Александру Николаевичу;
- объяснениями Кощеева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что Кощеев А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ являлся владельцем страницы в социальной сети «ВКонтакте» по адресу: https://vk.com/id647146375, удалил свои страницы во всех социальных сетях ДД.ММ.ГГГГ;
- объяснениями Кощеева А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что Кощеева А.Н. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 14 минут заходил в социальную сеть «ВКонтакте» используя для этого телефон «HONOR»;
- объяснениями специалиста Русановой Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указано, что ей была продемонстрирована видеозапись сервиса «YouTube» - <адрес>. Указанный видеоролик формирует негативное отношение пользователей сети к мобилизации (в том числе добровольной) «Интернет», а также подрывает веру в истинность гарантии денежной выплаты денежных средств участникам специальной военной операции;
- видеозаписью, содержащей публичное высказывание, направленное на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий;
-заключением эксперта по материалам проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что в представленном материале содержится негативная информация о государственных органах, ответственных за осуществление денежных выплат участникам специальной военной операции на территории Украины. В информации отсутствуют маркеры со значением неуверенности, предположения, сомнения в достоверности сообщаемого. Информация имеет лингвистическую форму утверждения;
- иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Указанные доказательства суд признает относимыми, допустимыми, а в их совокупности достаточными для вывода о виновности Кощеева А.Н. в совершении инкриминируемого ему правонарушения и квалифицирует его действия по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ как публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях. Деяние Кощеева А.Н. не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.
Доводы Кощеева А.Н. о том, что запись, размещенная на его странице в социальной сети «ВКонтакте», не содержит дискредитирующих сведений, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, отклоняются судом, поскольку Кощеев А.Н., ДД.ММ.ГГГГ на своей личной странице в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/id647146375), разместил запись со ссылкой на видеоролик, содержащие негативную информацию о государственных органах, ответственных за осуществление денежных выплат участникам специальной военной операции на территории Украины, подрывающий доверие неограниченного круга лиц к Вооруженным Силам Российской Федерации, государственным органам, на которые возложена обязанность осуществлять денежные выплаты военнослужащим, заключившим контракт на прохождение военной службы в зоне проведения специальной военной операции.
Ссылка в жалобе на нарушение права Кощеева А.Н. на свободу выражения мнения, предусмотренного статьей 29 Конституции Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такой нормой является часть 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, личность Кощеева А.Н., его имущественное положение.
С учетом изложенного, личности виновного, суд приходит к выводу о необходимости подвергнуть лицо наказанию в виде административного штрафа, поскольку данное наказание позволит обеспечить реализацию задач административной ответственности, цель наказания, связанную с предупреждением совершения им новых правонарушений, и соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Согласно статье 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей (часть 2.2.).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2.3).
Санкция части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, суд считает необходимым снизить размер назначенного наказания до 15000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 - ст. 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
постановил:
Признать Кощеева Александра Николаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть его наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Указанную сумму штрафа следует уплатить не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: ИНН 4345093331 УФК по <адрес> (ГУФССП России по <адрес> л/с 05401785370) р/с 03100643000000014000 в отделении Киров Банка России/УФК по Кировской области г. Киров, БИК 013304182 КПП 434501001 ОКТМО 33000000 КБК 33211601201019000140, УИН 32243000230000120115.
Документ об уплате штрафа необходимо представить в Зуевский районный суд Кировской области по адресу: Кировская область, г. Зуевка, ул. Восточная, 9.
Несвоевременная уплата штрафа влечет административную ответственность по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.В. Хлюпин