Дело № 2 – 332/2024 (УИД 37RS0022-01-2023-003373-29) гор. Иваново
Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и01 февраля 2024 года.
Фрунзенский районный суд гор. Иваново
в составе председательствующего судьи Мишуровой Е.М.,
при секретаре Масленниковой Е.Н.,
с участием представителя истца Баландина А.А. по доверенности и ордеру адвоката Гаврилова В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баландина А.А. к Баландиной С.А. о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании права собственности в порядке наследования,
у с т а н о в и л:
Истец Баландин А.А. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику Баландиной С.А., в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ просил:
- восстановить срок для принятия наследства после смерти Баландина А.А.;
- признать недействительными свидетельства о праве на наследство, выданные Баландиной С.А., в отношении денежных средств, находящихся на счете Доп. офиса № ПАО «Сбербанк России» № с причитающимися процентами, а также в отношении квартиры, находящейся по адресу: <адрес>.
- признать за истцом право собственности на 1/2 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, на 1/2 долю денежных средств в сумме <данные изъяты>., находящихся на счете Доп. офиса № ПАО «Сбербанк России » №.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер отец истца Баландин А.А.
После его смерти открылось наследство, состоящее из 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, 1/2 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, автомобиля ВАЗ № государственный регистрационный знак №, Волга № государственный регистрационный знак №.
Баландин А.А. и Баландина С.А. являются наследниками первой очереди по закону после смерти Баландина А.А.
В установленный законом шестимесячный срок истец не обратился с заявлением о принятии наследства после смерти отца по уважительным причинам.
Так, он не знал о смерти отца. Ответчик Баландина С.А., проживая с отцом в одной квартире, о его смерти истцу не сообщила из-за неприязненных отношений.
Баландина С.А., вступая в наследство, не сообщила нотариусу о существовании еще одного наследника первой очереди.
Истец узнал о смерти отца случайно в октябре 2022 г., обратился к нотариусу Рождественской А.Ю. с заявлением о принятии наследства, однако установленный законом срок был пропущен, в связи с чем истец и обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец Баландин А.А., ответчик Баландина С.А., третье лицо нотариус Рождественская А.Ю., уведомленные о времени и месте слушания дела в порядке, предусмотренном Главой 10 ГПК РФ, не явились.
Представитель истца, действующий на основании доверенности, адвокат Гаврилов В.П. в судебном заседании поддержал требования истца в редакции заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ, пояснил, что допрошенные в судебном заседании по ходатайству истца свидетели подтвердили доводы истца о наличии уважительных причин, по которым истец пропустил установленный срок для принятия наследства, а именно, ответчик Баландина С.А. скрыла от истца факт смерти отца, а от нотариуса - сведения об истце, истец находился длительное время в командировке в г. Москва, что не позволило ему своевременно обратиться с заявлением о принятии наследства.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса, о чем вынесено определение, занесенное в протокол судебного заседания.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как указано выше, истец обратилась в суд с иском о защите своих наследственных прав после смерти Баландина А.А.
Судом установлено, что Баландин А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации со смертью гражданина открывается наследство.
Согласно ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В ходе рассмотрения дела, установлено, что права на денежные средства, находящиеся на счете Доп. офиса № ПАО «Сбербанк России» №, с причитающимися процентами, 1/2 доля в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №, на которые в порядке наследования претендует истец, входят в состав наследственного имущества Баландина А.А.
В соответствии со ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
Сторонами не оспаривается, что завещания Баландиным А.А. при жизни составлено не было.
Согласно ст. 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст. ст. 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (ст. 1117), либо лишены наследства (п. 1 ст. 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что истец Баландин А.А. приходится сыном умершего 31.12.2021 г. Баландина А.А., а ответчик Баландина С.А. – его дочерью, в силу п. 1 ст. 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации истец и ответчик – наследники Баландина А.А. первой очереди по закону.
В соответствии со ст. 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Исходя из положений ст. 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации существует два способа принятия наследства: фактическое вступление во владение наследственным имуществом и путем подачи нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления по месту открытия наследства.
В силу ч. 1 ст. 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня его открытия.
Из материалов наследственного дела к имуществу Баландина А.А. следует, что Баландина С.А. 23.03.2022 г. подала нотариусу Ивановского городского округа Рождественской А.Ю. заявление о принятии наследства после смерти отца, указав, что наследником по закону, кроме нее является сын Баландин А.А., адрес места жительства, место работы, номер телефона, адрес электронной почты которого ей не известны.
Нотариусом заведено наследственное дело №.
Нотариусом Рождественской ответчику Баландиной С.А. выданы свидетельства о праве на наследство по закону в отношении прав на денежные средства, находящиеся на счете Доп. офиса № ПАО «Сбербанк России» №, с причитающимися процентами, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Судом установлено, что дата открытия наследства – 31.12.2021 года, следовательно, истец должен был принять наследство в срок до 05.05.2022 года, соответственно, истец заявила о своем желании принять наследство за пределами установленного законом срока.
В силу пункта 1 статьи 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с положениями пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, основанием к восстановлению наследнику срока для принятия наследства является не только установление судом факта неосведомленности наследника об открытии наследства - смерти наследодателя, но и представление наследником доказательств, свидетельствующих о том, что он не знал и не должен был знать об этом событии по объективным, независящим от него обстоятельствам, а также при условии соблюдения таким наследником срока на обращение в суд с соответствующим заявлением.
При отсутствии хотя бы одного из указанных в п.1 ст.1155 Гражданского кодекса Российской Федерации условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
Согласно исковому заявлению и пояснениям истца в судебном заседании, предусмотренный законом срок для принятия наследства Баландин А.А. пропустил по уважительной причине, а именно, его сестра Баландина С.А. скрыла от него факт смерти отца. Он узнал о ней лишь в сентябре-октябре 2022 года от ответчика. Кроме того, как пояснил Баландин А.А., его отец не был старым, обладал хорошим здоровьем, а сам истец работал вахтовым методом в Москве, не мог часто навещать отца.
В подтверждение своих требований истец, в частности, ссылается на показания свидетелей Логиновой Н.А., Баландиной Н.А., Столяровой А.А., которые в судебном заседании подтвердили доводы истца о том, что ему стало известно о смерти отца лишь в сентябре 2022 года, от сестры, которая скрывала от него факт смерти отца, препятствовала общению с отцом.
У суда отсутствуют основания не доверять показаниям данных свидетелей, которые предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, их показания последовательны, соответствуют доводам, приведенным истцом.
Между тем, показания свидетелей не подтверждают обстоятельства, которые в силу закона могут послужить основанием восстановления срока для принятия наследства.
Из приведенных норм закона и разъяснений Пленума следует, что право восстановить наследнику срок принятия наследства предоставляется суду только в случае, если наследник представит доказательства, что он не только не знал об открытии наследства - смерти наследодателя, но и не должен был знать об этом по объективным, независящим от него обстоятельствам. Другой уважительной причиной пропуска срока принятия наследства, влекущей возможность его восстановления судом, являются обстоятельства, связанные с личностью истца.
При этом обстоятельства, связанные с личностью наследодателя, не могут служить основанием для восстановления наследнику срока для принятия наследства.
Как указал Баландин А.А. в своем исковом заявлении, поданном в суд, и устных объяснениях, данных в судебном заседании, он не имел возможности навестить отца, так как работал в г. Москва, возможность часто приезжать отсутствовала. По мнению истца, ответчик Баландина С.А. препятствовала их общению с отцом. Ответчик, зная место проживания истца, номер его телефона, действовала не добросовестно, скрыв от Баландина А.А. факт смерти отца, а от нотариуса – сведения о месте жительства истца.
Сами по себе причины пропуска срока для принятия наследства, указанные Баландиным А.А. не являются уважительными, истец на момент смерти отца был совершеннолетним, дееспособным. Доказательств наличия каких-либо обстоятельств, лишавших его объективной возможности проявить внимание к судьбе наследодателя и при наличии такого интереса своевременно узнать о его смерти и, соответственно, реализовать свои наследственные права в предусмотренном порядке и в установленный законом срок, истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Сами по себе причины пропуска срока для принятия наследства, указанные Баландиным А.А. в исковом заявлении, а также в объяснениях, данных им в судебном заседании, а именно: редкое общение с отцом ввиду работы в Москве, неприязненные отношения, сложившиеся между детьми наследодателя, а также неуведомление Баландиной С.А. о смерти Баландина А.А. - не являются уважительными, поскольку не лишали его возможности проявить внимание к судьбе наследодателя и при наличии такого интереса своевременно узнать о его смерти и, соответственно, реализовать свои наследственные права в предусмотренном порядке и в установленный законом срок.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности общения Баландина А.А. со своим отцом, а также обстоятельств, связанных с личностью (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), препятствующих ему обладать информацией о смерти Баландина А.А., приведено не было, и судом не установлено.
Истец, будучи достоверно осведомленным о месте жительства, номере телефона отца, не был лишен возможности поддерживать с ним отношения, интересоваться его судьбой, состоянием здоровья. При должной осмотрительности и заботливости он мог и должен был знать о смерти отца, об открытии наследства, о действиях наследников в отношении наследственного имущества.
Нежелание лиц, претендующих на восстановление срока для принятия наследства, поддерживать родственные отношения с наследодателем, отсутствие интереса к его судьбе не отнесено ни законом, ни Пленумом Верховного Суда Российской Федерации к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства. Данное обстоятельство носит субъективный характер и могло быть преодолено при наличии соответствующего волеизъявления истца.
Суд также не принимает во внимание ссылки истца на то, что он работал в другом городе, поскольку это не исключало возможности при должном интересе к судьбе наследодателя узнать об открытии наследства, направить заявление о принятии наследства по почте.
Возможность принятия наследства связана с личным инициативным поведением наследника и желанием принять наследство. Баландин А.А. при должной степени внимания к наследодателю не был лишен возможности узнать о смерти отца при наличии заинтересованности в отношении наследодателя, наследственного имущества и последующего обращения к нотариусу в установленный законом шестимесячный срок заявлением о принятии наследства.
Вопреки доводам истца, положения Гражданского кодекса РФ не возлагают на наследников обязанность сообщать нотариусу сведения о наличии других наследников, равно как закон не обязывает нотариуса разыскивать неизвестных ему наследников, извещать их о смерти наследодателя, он лишь обязан известить тех наследников, адреса которых ему известны (ст. 61 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате").
С настоящим иском истец обратился в суд 17.10.2023 г., то есть за пределами шести месяцев после того, как причины пропуска срока для принятия наследства отпали.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что основания для восстановления Баландину А.А. срока для принятия наследства отсутствуют, ввиду чего в удовлетворении этих требований суд отказывает.
Отказывая в удовлетворении первоначального требования о восстановлении срока для принятия наследства, суд отказывает во всех производных от него требованиях, заявленных истцом.
Иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска Баландина А.А. к Баландиной С.А. о восстановлении срока для принятия наследства, признании недействительными свидетельств о праве на наследство, признании права собственности в порядке наследования, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Фрунзенский районный суд гор. Иваново в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья подпись Е.М.Мишурова
Мотивированное решение изготовлено 08 февраля 2024 года