УИД 89RS0004-01-2023-002583-16
Дело № 2-2364/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Новый Уренгой 18 июля 2023 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Волошиной С.С.,
при секретаре Баисовой М.К.,
с участием старшего помощника прокурора города Новый Уренгой Бежина В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Уренгойгидромеханизация» об устранении нарушений требований законодательства о природопользовании,
у с т а н о в и л:
Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации обратился в суд с иском к ООО «Уренгойгидромеханизация» о возложении обязанности в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер № <адрес> в рамках лицензии <данные изъяты>, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации (л.д.4-5).
Исковые требования мотивированы тем, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки деятельности ООО «Уренгойгидромеханизация» выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании. ООО «Уренгойгидромеханизация» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. на основании лицензии <данные изъяты> осуществляло разведку и добычу песка на месторождении «Гидронамывной карьер № <адрес>». Приказом руководителя департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты] прекращено право ООО «Уренгойгидромеханизация» на пользование недрами по лицензии <данные изъяты>, в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр. В нарушение требований закона ООО «Уренгойгидромеханизация» до настоящего времени, по истечении срока действия лицензии <данные изъяты> необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы. В связи с выявленными нарушениями закона Ямало-Ненецким природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «Уренгойгидромеханизация» внесено представление об их устранении, которое до настоящего времени не устранено, что и явилось основанием для обращения природоохранного прокурора в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Новый Уренгой Бежин В.В. настаивал на удовлетворении исковых требований.
Судебное заседание проводится в отсутствие представителя ответчика ООО «Уренгойгидромеханизация» заблаговременно извещенного о времени и месте судебного заседания, представитель ответчика Чеснакова Л.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, и отзыв на иск, в котором указала, что в ходе очного рассмотрения ДД.ММ.ГГГГ представления [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений закона при участии заместителя природоохранного прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры, младшего советника юстиции ФИО4, заместителя генерального директора ООО УГМ по подготовке и развитию производства ФИО5, начальника отдела подготовки производства ФИО6, было установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Ответчик выполнил разработку и согласование проекта рекультивации земельного участка, занимаемого технологическим участком месторождения <адрес>, но в связи со сложной логистической схемой доставки необходимых ресурсов для выполнения работ по рекультивации, выполнить в ДД.ММ.ГГГГ. рекультивацию и предъявить к сдаче вышеуказанный участок не представилось возможным. В текущем году данный земельный участок включен в план сдачи по Предприятию Ответчика. Кроме того, приобретены необходимых ресурсы для выполнения работ по технической и биологической рекультивации в период ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, ответчик разработал и передал на согласование в Департамент природных ресурсов и экологии ЯНАО проект ликвидации горной выработки месторождения песка «Гидронамывной карьер [суммы изъяты]», что подтверждается копией Заявления исх. [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ Подписание акта о ликвидации и консервации горных выработок планируется в период ДД.ММ.ГГГГ, после предъявления и сдачи земельных участков комиссии по сдаче-приемке рекультивированных земель участков в ДД.ММ.ГГГГ. В настоящий момент ответчик предпринимает активные действия, направленные на ликвидацию горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер <адрес> в рамках лицензии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ., <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ На подготовке к судебному заседанию представитель ответчика Чеснакова Л.В., действующая на основании письменной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования признала.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований относительно предмета спора Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного Дубровина Е.Л., действующая на основании письменной доверенности [суммы изъяты] от ДД.ММ.ГГГГ, просила рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя Департамента, представила письменные пояснения относительно исковых требований о понуждении принять меры по ликвидации горной выработки, а также дополнение к позиции, в которых указала, что в Департамент от общества ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление о рассмотрении и согласовании технического проекта ликвидации и консервации горной выработки месторождений песка «Гидронамывной карьер на [суммы изъяты]», «Гидронамывной карьер на [суммы изъяты]». Приказом Департамента «О согласовании технических проектов ликвидации и консервации горных выработок» от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты] Обществу согласована проектная документация «Гидронамывной карьер [суммы изъяты]», «Гидронамывной карьер [суммы изъяты]». Акт о ликвидации и консервации горной выработки, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участка недр местного значения на месторождении, не поступал и не подписывался. У лица, право пользования недрами которого прекращено, в том числе досрочно, сохраняются не исполненные им ранее или ненадлежаще исполненные обязательства пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения. Таким образом, у общества право пользования недрами по Лицензии прекращено, но сохраняются не исполненные им обязательства, как пользователя недр по ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, до дня их полного исполнения. С учетом изложенного, Департамент поддерживает исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора к обществу.
Заслушав объяснения лиц, присутствующих в судебном заседании, заключение прокурора, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки деятельности ООО «Уренгойгидромеханизация» выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании.
ООО «Уренгойгидромеханизация» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании лицензии <данные изъяты> осуществляло разведку и добычу песка на месторождении «Гидронамывной карьер [суммы изъяты]».
Приказом руководителя департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты] прекращено право ООО «Уренгойгидромеханизация» на пользование недрами по лицензии <данные изъяты>, в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно п. 9 ст. 22 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ) пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.
Соблюдение установленного порядка ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с п. 9 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ), является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.
На основании ст. 26 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ) консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий - пользователей недр.
Согласно ст. 35 Закона Российской Федерации «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.
При этом ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в ст. 37, 38 Закона Российской Федерации «О недрах» (органы геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора).
Согласно ст. 21 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2012 № 56-ЗАО региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется исполнительным органом автономного округа в сфере недропользования в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.
Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 № 297-П утверждено положение о Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа.
Пунктом 1.1.209 Положения к полномочиям Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа отнесено подписание акта о ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Порядок согласования технических проектов ликвидации и консервации горных выработок осуществляется на основании Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 №2127 (далее - Правила).
Согласно п. 8, пп. «в» п. 11 Правил проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Уренгойгидромеханизация» до настоящего времени, по истечении срока действия лицензии <данные изъяты> необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы.
ДД.ММ.ГГГГ в Департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного от ООО «Уренгойгидромеханизация» поступило заявление о рассмотрении и согласовании технического проекта ликвидации и консервации горной выработки месторождений песка «Гидронамывной карьер на [суммы изъяты]», «Гидронамывной карьер на [суммы изъяты]».
Приказом Департамента «О согласовании технических проектов ликвидации и консервации горных выработок» от ДД.ММ.ГГГГ [суммы изъяты] Обществу согласована проектная документация «Гидронамывной карьер на [суммы изъяты]», «Гидронамывной карьер на [суммы изъяты]».
Акт о ликвидации и консервации горной выработки, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами в отношении участка недр местного значения на месторождении, не поступал и не подписывался.
Хозяйственная и иная деятельность органов власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В связи с выявленными нарушениями закона Ямало-Ненецким природоохранным прокурором ДД.ММ.ГГГГ руководителю ООО «Уренгойгидромеханизация» внесено представление об их устранении, однако из ответа организации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что нарушения закона до настоящего времени фактически не устранены.
Учитывая вышеизложенное, с учетом пояснений стороны ответчика, суд приходит к выводу об обоснованности требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации, к ООО «Уренгойгидромеханизация» об обязании принять меры по устранению требований законодательства о недропользовании.
Часть 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку работы по ликвидации горной выработки занимают длительное время, суд признает необходимым установить ответчику срок для исполнения требований Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора до ДД.ММ.ГГГГ, полагая его разумным и достаточным с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 88 ГПК РФ размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются Федеральными законами о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 103 ГПК РФ и пп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга физических лиц, а также в интересах Российской Федерации с требованиями неимущественного характера, размер государственной пошлины с учетом положений пп. 1 п. 1 и п. 3 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ в этом случае составляет 300 руб.
С учетом изложенного, поскольку исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, при этом истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «Уренгойгидромеханизация» не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в доход бюджета муниципального образования город Новый Уренгой государственную пошлину в размере 300 руб.
При таких обстоятельствах суд полагает требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 98, 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Уренгойгидромеханизация» об устранении нарушений требований законодательства о природопользовании удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью ООО «Уренгойгидромеханизация» (ИНН 8904080406, ОГРН 1158904003202) обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Гидронамывной карьер <адрес> в рамках лицензии <данные изъяты>, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.С. Волошина
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2023 года.