Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(резолютивная часть)
«14» ноября 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре с/з ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству здравоохранения РД об обеспечении лекарственными препаратами и обращения решения к немедленному исполнению,
руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения РД об обеспечении лекарственными препаратами – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения РД обеспечить ФИО2 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«14» ноября 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи Арсланалиева А.Х.,
при секретаре с/з ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству здравоохранения РД об обеспечении лекарственными препаратами и обращения решения к немедленному исполнению,
установил:
представитель истца ФИО8 обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указывая на то, что ФИО2, является инвали<адрес> группы. Ему установлен диагноз «Спинальная мышечная атрофия 1 типа», диагноз подтвержден молекулярно-генетическим способом ФГБНУ «Медико-генетический научный центр имени академика ФИО6». Заболевание СМА включено в Перечень редких заболеваний. Для патогенетической терапии всех типов СМА у взрослых и детей с 2 месяцев применяется лекарственный препарат Рисдиплам (TH- Эврисди) в форме выпуска - порошок для приготовления раствора для приема внутрь, производства Ф.Хоффманн- Ля Рош (Швейцария), который зарегистрирован в государственном реестре лекарственных средств и разрешен к медицинскому применению на территории Российской Федерации. С 01.01.2022 Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р внесены изменения в Распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р (действует в 2023 году), в соответствии с которыми лекарственный препарат Рисдиплам включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По месту жительства ФИО2 получает медицинскую помощь в ГБУ РД «Каспийская ЦГБ». ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» в отношении ФИО2 проведена врачебная комиссия. Из протокола врачебной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истцу назначен лекарственный препарат по торговому наименованию Эврисди порошок для приготовления раствора для приема внутрь 60 мг- 80 мл (протокол врачебной комиссии прилагается). ДД.ММ.ГГГГ на основании решения врачебной комиссии ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 организовано и начато проведение патогенетической терапии препаратом Рисдиплам. В соответствии с инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата Рисдиплам его прием пациентом должен осуществляться один раз в сутки приблизительно в одно и то же время каждый день (ежедневно), длительно. В целях исключения перерывов в лечении ФИО2 неоднократно обращался в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с просьбой об организации ему лекарственного обеспечения препаратом Рисдиплам и проведении патогенетической терапии на постоянной основе. Согласно ответов Министерства здравоохранения Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № принято решение закупить лекарственный препарат Рисдиплам для истца, для продолжения курса лечения истец систематически обеспечивается данным препаратом, дальнейшее обеспечение истца будет осуществляться в соответствии с заявленной потребностью в установленном порядке (ответы Министерства здравоохранения Республики Дагестан прилагаются). Таким образом из ответов Министерства здравоохранения Республики Дагестан следует, что оно имеет необходимую информацию и документы для организации лекарственного обеспечения истца, а также ему известно, что лечение данным препаратом истец должен получать постоянно. Отпущенного истцу лекарственного препарата Рисдиплам достаточно для непрерывного продолжения лечения сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что в отношении ФИО2 проведена врачебная комиссия ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» от ДД.ММ.ГГГГ, то истец имеет медицинский документ, содержащий назначение ему данного лекарственного препарата соответствующий требованиям действующего законодательства, следовательно, в отношении него должно быть организовано лекарственное обеспечение. Уполномоченным органом государственной власти, обязанным обеспечить ФИО2, как инвалида 1 группы, назначенным ему лекарственным препаратом Рисдиплам на постоянной основе, является Министерство здравоохранения Республики Дагестан, которое незаконно уклонилось от исполнения данной обязанности. С учётом того, что вопрос непрерывного продолжения патогенетического лечения ФИО2 препаратом Рисдиплам Министерством здравоохранения Республики Дагестан не решен, бездействие ответчика нарушает его право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством, в связи с чем, право истца подлежит восстановлению. Принимая во внимание характер заболевания ФИО2, которое имеет прогрессирующий характер, в том числе то обстоятельство, что указанный дорогостоящий лекарственный препарат назначен истцу для лечения от редкого наследственного заболевания, приведшего к инвалидности, развитие которого без оказания ежедневной, непрерывной медицинской помощи создает угрозу его жизни, виду чего и в соответствии со статьей 212 ГПК РФ необходимо обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку перерывы в приеме данного лекарственного препарата могут привести к ущербу для жизни и здоровья истца.
Просит суд возложить на Министерство здравоохранения Республики Дагестан обязанность по бесплатному обеспечению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Рисдиплам (TH- Эврисди) в объёме и дозировке в соответствии с медицинскими показаниями на постоянной, ежедневной, непрерывной основе. Решение суда обратить к немедленному исполнению. Освободить истца от уплаты государственной пошлины.
Представитель Министерства здравоохранения РД ФИО7 обратилась в суд с возражением на настоящее исковое заявление, указывая, что в соответствии с административным регламентом предоставления Министерством здравоохранения Республики Дагестан государственной услуги по приему заявлений, постановке на учет и предоставлению информации по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, утвержденным приказом Минздрава РД от ДД.ММ.ГГГГ №-М установлен порядок обеспечения «региональных льготников».
Так, для получения лекарственной помощи по данному направлению гражданин) необходимо подтверждение региональной льготы (наличие соответствующего диагноза или льготы, установленной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения») и рецепт, выписанный по месту жительства лечащим врачом, на лекарственное средство. Согласно Инструкции о порядке выписывания лекарственных препаратов и оформления рецептов и требований-накладных, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторнополиклиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них. В соответствии с п. 2.1 Порядка выписывания рецептов на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, утвержденного названным приказом Минздравсоцразвития России, самостоятельно лечащим врачом или врачом-специалистом лечебно-профилактического учреждения выписываются рецепты на лекарственные препараты для амбулаторного лечения граждан в рамках оказания государственной социальной помощи и граждан, имеющих право на получение лекарственных средств бесплатно и со скидкой, в соответствии со стандартами медицинской помощи. Министерство здравоохранения РД в соответствии с действующим законодательством не осуществляет выписку рецептов установленной формы. Лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте.
Законодательно установлено, что получение лекарственных препаратов гражданами осуществляется на основании выписанных рецептов, иного порядка бесплатного получения лекарственных средств для льготных категорий граждан не предусмотрено.
Назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию, но никак не по пожеланиям пациента, поэтому просить суд в просительной части указывать конкретные препараты и медицинские изделия неправомерно, так тактика лечения меняется, назначения меняется, количество требуемых препаратов и изделий также постоянно меняется.
При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанные в соответствии с пунктом 14 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ, или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, либо по торговым наименованиям.
Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии. Заявки или решения Врачебной комиссии (ВК) на ФИО2 в Минздрав РД от ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» на 2023 год не поступало. Вместе с тем, в 2023 году ФИО2 был обеспечен необходимыми лекарственными препаратами до июля месяца 2023 года, так как в конце 2022 года были получены лекарственные препараты с запасом.
Министерство закупает все лекарственные препараты для данного больного по заявкам или решению ВК, а лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями, но в этом 2023 года заявки и решения ВК от его поликлиники не было.
Таким образом, Министерство здравоохранения Республики Дагестан исполнило все обязательства, предусмотренные действующим законодательством РФ в части организации обеспечения ФИО2 необходимыми лекарственными препаратами.
В дальнейшем лекарственное обеспечение ФИО2 будет осуществляться по мере закупки и поступления лекарственных препаратов согласно утвержденным основным заявкам медицинских организаций или решений ВК.
Просит суд отказать в удовлетворении искового заявления.
Представитель истца ФИО8 обратился в суд с письменными пояснениями на возражения представителя Министерства здравоохранения РД, в которых указывает, что в своем возражение на исковое заявление истца Министерство здравоохранения РД указывает, что обеспечение данным лекарственным препаратом осуществляется по решению врачебной комиссии медицинской организации по месту жительства или заявкой данной медицинской организации, но такой документ не поступал в Министерство. Действительно лекарственный препарат Рисдиплам не входит в стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации при СМА (клинические рекомендации и стандарты оказания медицинской помощи взрослому населению при СМА не утверждены).
В таком случае действующее законодательство устанавливает особый порядок назначения лекарственных препаратов. В свою очередь, в отношение истца имеется врачебная комиссия от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ РД «Каспийская ЦГБ», которой по жизненным показаниям назначен лекарственный препарат Рисдиплам с годовой потребностью 36 флаконов.
Частью 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В устной форме медицинской организацией истец был проинформирован о своевременно сформированных и направленных в Министерство здравоохранения Республики Дагестан документах для льготного лекарственного обеспечения в 2023 году.
Также лекарственное обеспечение в 2023 году было организовано, что означало информированность Министерства о нуждаемости истца в дальнейшем лекарственном обеспечением лекарственным препаратом Рисдиплам.
В случае необходимости направления или корректировки поданных документов, Министерство как орган исполнительной власти в регионе должен был применить меры к подведомственной медицинской организации с целью своевременной подачи дополнительных или новых медицинских документов, чего с его стороны предпринято не было.
Таким образом, с учетом приведённых выше доводов органом государственной власти, обязанным обеспечить ФИО2, как инвалида, лекарственным препаратом Рисдиплам, является Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
Просит суд возложить на Министерство здравоохранения Республики Дагестан обязанность по бесплатному обеспечению ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом Рисдиплам (TH- Эврисди) в объёме и дозировке в соответствии с медицинскими показаниями на постоянной, ежедневной, непрерывной основе. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебное заседание стороны, будучи надлежаще извещенные о времени месте рассмотрения дела, не явились.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ).
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Согласно абз. 5 ст.1 данного ФЗ, набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В статье 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ закреплен перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п. 4.1. Постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № к полномочиям Министерства здравоохранения Республики Дагестан «Вопросы Министерства здравоохранения Республики Дагестан» отнесены: организация оказания социальной услуги в виде обеспечения отдельных категорий граждан бесплатно лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (пп. ДД.ММ.ГГГГ.), организация обеспечения лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Дагестан (п. ДД.ММ.ГГГГ.).
Суд установил, что ФИО2 является инвалидом первой группы. Он состоит на «Д» учете у врача терапевта, с диагнозом «Спинальная мышечная амиотрофия 1 типа с дебютом в детском возрасте», код МКБ «G 12.1».
Спинальная мышечная амиотрофия 1 типа (болезнь Верднига–Хоффмана) - семейная спинальная мышечная атрофия: наследственное заболевание - тяжелая форма мышечной атрофии, характеризующаяся дегенеративными изменениями нейронов передних рогов спинного мозга. Заболевание может развиться, начиная с момента рождения до достижения ребенком шестимесячного возраста, характеризуется симметричным ослаблением мышц, иннервируемых пораженными нейронами.
Протоколом заседания врачебной комиссии ему назначен лекарственный препарат Эверсди ( Рисдиплам), на год 36 флаконов, без права замены. С ДД.ММ.ГГГГ препарат «Рисдиплам» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно ответу первого заместителя министра здравоохранения РД, ФИО2 состоит на учете у врача-терапевта ГБУ РД «Каспийская ЦГБ» и согласно установленному порядку систематически обеспечиваетесь лекарственным препаратом «Рисдиплам» по жизненным показаниям. В настоящее время для продолжения курса лечения в аптеку № <адрес>. 10) распределен лекарственный препарат «Рисдиплам» - 13 упаковок, который будет отпущен ФИО2, при предъявлении рецепта. Таким образом, ФИО2 обеспечен данным лекарственным препаратом по июль 2023 года. Дальнейшее лекарственное обеспечение будет осуществляться в соответствии с заявленной потребностью в установленном порядке.
Вопреки доводам представителя ответчика из представленных материалов усматривается, что Министерство здравоохранения РД знало о необходимом количестве препарата, предоставив истцу лекарственный препарат только в количестве 13 упаковок, вместо 36 упаковок.
Прочие доводы ответчика не имеют значения для существа спора, так как обеспечение лекарственными препаратами не зависит от наличия или отсутствия соответствующих лекарственных препаратов.
Таким образом, установлено, что, несмотря на устное обращение истца, ответчик не закупил лекарственный препарат, являющийся жизненно необходимым и важнейших лекарственных препаратов, что в свою очередь нарушило права ФИО2
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что бездействие Минздрава РД нарушило права истца на обеспечение лекарственными препаратами, в связи с чем, суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения РД обеспечивать истца лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме.
В силу части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Как утверждает представитель истца характер заболевания ФИО2, имеет прогрессирующий характер, в том числе то обстоятельство, что указанный дорогостоящий лекарственный препарат назначен ему для лечения от редкого наследственного заболевания, приведшего к инвалидности, развитие которого без оказания ежедневной, непрерывной медицинской помощи создает угрозу его жизни, виду чего необходимо обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку перерывы в приеме данного лекарственного препарата могут привести к ущербу для жизни и здоровья истца.
Суд принимает данные доводы и считает их способными привести к значительному ущербу для здоровья ФИО2 и обоснованными для обращения решения суда к немедленному исполнению.
По изложенным основаниям и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Министерству здравоохранения РД об обеспечении лекарственными препаратами – удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения РД обеспечить ФИО2 лекарственными средствами в соответствии с медицинскими показаниями бесперебойно и в полном объеме
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Мотивированное решение изготовлено «15» ноября 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий