Мировой судья: Знатнова Г.М., дело №5-824/1/2022
16MS0036-01-2022-002984-67 |
дело № 12-163/2023 |
Р Е Ш Е Н И Е
6 февраля 2023 года | г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9Б |
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна при секретаре судебного заседания Халиуллиной Э.З.,
с участием представителя заявителя жалобы АО ХК «Татнефтепродукт» Ибрагимова Р.Р.,
представителей заинтересованного лица Управления Росгвардии по РТ Хабибуллина А.З., Нуриева Б.Н.,
рассмотрев жалобу представителя заявителя жалобы АО ХК «Татнефтепродукт» Ибрагимова Р.Р. на постановление мирового судьи судебного участка № по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Холдинговая компания «Татнефтепродукт»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» (далее-заявитель) заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей за то, что ДД.ММ.ГГГГ АО ХК «Татнефтепродукт», расположенное по адресу: РТ, <адрес>, допустило нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса: «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Буинскнефтепродукт»; «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Казаньнефтепродукт»; «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Нурлатнефтепродукт», предусмотренных постановлением Правительства от 5 мая 2012 года №460 «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», Федеральным законом от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», пунктов Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года №458, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с данным постановлением, представитель заявителя жалобы АО ХК «Татнефтепродукт» Ибрагимов Р.Р. обратился в суд с жалобой, в которой просит вынесенное постановление отменить и производство по делу прекратить.
Представитель заявителя жалобы АО ХК «Татнефтепродукт» Ибрагимов Р.Р. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил отменить указанное постановление мирового судьи, пояснил, что с проколом об административном правонарушении не согласны, в ходе проверки выявлены замечания, установленные в Правилах по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года №458. Однако в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки согласно п.п.1,2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336, п.п.1.2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 №1520. В 2022 году допускается проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко 2 классу опасности. Согласно свидетельству о регистрации государственного реестра опасных производственных объектов от ДД.ММ.ГГГГ №А43-00406 объекты АО ХК «Татнефтепродукт» относятся к 3 классу опасности.
Объекты АО ХК «Татнефтепродукт» построены давно в соответствии со старыми нормами, на дополнительные новые требования денежных средств нет, согласно бухгалтерскому балансу у организации убыточное состояние, 1 база исключена из ОПО, по второму объекту также инициируется выход из реестра ОПО. Просил приобщить к материалам дела письменные пояснения, свидетельства о регистрации, уведомления об исключении ОПО из реестра.
Представители Управления Росгвардии по РТ Хабибуллин А.З., Нуриев Б.Н. с доводами жалобы заявителя не согласились, поддержали постановление мирового судьи и отзыв на жалобу. Указали, что объекты топливно-энергетического комплекса (ТЭК) АО ХК «Татнефтепродукт» - «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Буинскнефтепродукт»; «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Казаньнефтепродукт»; «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Нурлатнефтепродукт» в период 2012-2013 годов включены в реестр объектов ТЭК, имеют категории опасности, в отношении которых распространяются требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности, которые регламентируются Федеральным законом №256-ФЗ. Так, с 2018 года по настоящее время ежегодно проводятся плановые и внеплановые проверки объектов ТЭК, по результатам которых выявляются нарушения требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, а также невыполнение в установленный срок предписания органа. В связи с чем, АО ХК «Татнефтепродукт» неоднократно почти ежегодно привлекалось к административной ответственности по ст.20.30 и 19.5 КоАП РФ, о наличии данных нарушений организация знала, однако нарушения организацией не устраняются. В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ представителем АО ХК «Татнефтепродукт» не были отражены замечания по его содержанию, наличие допущенных нарушений объекта не оспаривал. Объекты АО ХК «Татнефтепродукт» находятся и в реестре ОПО, и в реестре ТЭК, поэтому организация должна исполнять требования, указанные в постановлении.
Представитель Управления Росгвардии по РТ Хабибуллин А.З. пояснил, что нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, он выявил непосредственно сам визуально, законодательством отдельного согласования с прокуратурой проверки не требовалось, поскольку план мероприятий согласовывается антитеррористической комиссией во главе с Президентом РТ и Росгвардией по постановлению Правительства Российской Федерации №.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов заявителя, полагаю, что жалоба подлежит отклонению.
Согласно части 1 статьи 20.30 КоАП РФ нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является принцип приоритета мер предупреждения терроризма.
Организованные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ к основным принципам обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса относится принцип непрерывности обеспечения антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса.
Пунктами 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года №256-ФЗ к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты теплоснабжения и газоснабжения. Субъекты топливно-энергетического комплекса – физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законом праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2011 года №256-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года №458 утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Из материалов дела и мировым судьей установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО ХК «Татнефтепродукт», расположенное по адресу: РТ, <адрес>, допустило указанные в протоколе об административном правонарушении (л.д.56-57) нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, предусмотренных постановлением Правительства от 5 мая 2012 года №460 «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», Федеральным законом от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», пунктов Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года №458, на следующих объектах топливно-энергетического комплекса: «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Буинскнефтепродукт»; «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Казаньнефтепродукт»; «Площадки нефтебазы по хранению и перевалке нефти и нефтепродуктов» участок «Нурлатнефтепродукт», то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объективная сторона вмененного в вину административного правонарушения состоит в нарушении требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, которая может характеризоваться не только, действием, но и бездействием.
Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что вина юридического лица акционерного общества «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» подтверждается собранными по делу доказательствами: актом проверки №-А/2022 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5-7), актом проверки №-А/2022 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8-11), актом проверки №-А/2022 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-15), предписанием об устранении выявленных нарушений №-П/2022 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-20), объяснением Кабирова И.И. (л.д.25), выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27-54), копией определения мирового судьи судебного участка № по Приволжскому судебному району г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении протокола инспектору отдела государственного контроля Управления Росгвардии по РТ для устранения недостатка (л.д.55), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №ОГК№ (л.д.56-58), рапортом инспектора отдела государственного контроля Управления Росгвардии по РТ Хабибуллина А.З. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.59) и иными материалами дела.
Указанные доказательства были исследованы мировым судьей при рассмотрении дела, и им была дана надлежащая оценка. Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что в действиях заявителя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений требований КоАП РФ при производстве по данному делу, влияющих на вывод о доказанности и на квалификацию содеянного, не допущено. Оснований для освобождения от ответственности не усматривается.
Доводы о том, что АО ХК «Татнефтепродукт» не допустило нарушения требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта ТЭК, не состоятельны, опровергаются вышеуказанными доказательствами, имеющимися в деле. Данные доводы основаны на неверной трактовке фактических обстоятельств дела и требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса, предусмотренных постановлением Правительства от 5 мая 2012 года №460 «Об утверждении правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса», Федеральным законом от 21 июля 2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденными постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года №458.
Доводы об отсутствии денежных средств на устранение нарушений обоснованно отвергнуты по основаниям, указанным в постановлении мирового судьи.
Доводы о том, что объект построен давно и отсутствует возможность модернизации, несостоятельны, поскольку данные обстоятельства не освобождают организацию от соблюдения требований безопасности объектов ТЭК, при этом организация имеет возможность не эксплуатировать объект, на котором имеются нарушения.
Доводы о том, что предъявляемые требования содержатся в неопубликованном документе ДСП, несостоятельны, поскольку как следует из пояснений сотрудников Росгвардии в судебном заседании, организация ежегодно привлекалась за те же нарушения, знала о предъявляемых требованиях, субъектам ТЭК документы ДСП рассылаются для исполнения, организация не лишена возможности запросить акты ДСП, поскольку имеет объекты ТЭК и должна соблюдать содержащиеся в документах ДСП требования.
Доводы о том, что в 2022 году плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся согласно п.п.1,2 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №336, п.п.1.2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 №1520, несостоятельны, поскольку указанные акты не регулируют проверки объектов ТЭК, поскольку проведение проверок объектов ТЭК регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 1067, при этом данным нормативным правовым актом не требуется согласование плана проверок с прокуратурой.
Доводы об исключении из реестра ОПО двух объектов не могут повлечь отмену постановления, поскольку не все объекты исключены из реестра ОПО, а лишь два объекта, при этом исключение объектов из реестра произошло лишь ДД.ММ.ГГГГ после выявления нарушения, потому данное обстоятельство не опровергает наличие нарушения на момент его выявления.
Доводам жалобы, аналогичным доводам, изложенным заявителем при рассмотрении дела в первой инстанции, мировым судьей дана надлежащая оценка.
Иных новых доводов и объективных доказательств, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, заявителем не представлено.
Вид и размер наказания, примененного к заявителю соразмерны содеянному, назначенному в соответствии с минимальной санкцией части 1 статьи 20.30 КоАП РФ.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № по Приволжскому судебному району города Казани Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.30 КоАП РФ, в отношении акционерного общества «Холдинговая компания «Татнефтепродукт» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения, может быть обжаловано (опротестовано) в порядке, предусмотренном статьями 30.12–30.18 КоАП РФ, путем подачи жалобы, принесения протеста в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Самара.
Судья | (подпись) | Д.Н.Латыпова |