Дело № 2-738/2023 37RS0016-01-2023-000956-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации26 декабря 2023 года г. Пучеж Ивановской области
Пучежский районный суд Ивановской области в составе судьи Касаткина А.Л., с участием ст.помощника прокурора Пучежского района Лушиной Ю.В., представителя ответчика Администрации Пучежского муниципального района Макарычевой О.В. при секретаре Правдиной Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пучежского района в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Лицей г. Пучеж», администрации Пучежского муниципального района Ивановской области:
об обязании МОУ «Лицей г. Пучеж» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить обследование здания МОУ «Лицей г.Пучеж» по адресу: <адрес> использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст.
об обязании администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование указанного обследование здания МОУ «Лицей г.Пучеж» по адресу: <адрес>.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Пучежского района Ивановской области обратился в Пучежский районный суд Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц с настоящим иском к МОУ «Лицей г. Пучеж», администрации Пучежского муниципального района Ивановской области. Требования мотивировал тем, что в нарушение требований ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4.1, 4.3, 4.4 ГОСТ 31937-2011, введенного в действие Приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. N 1984-ст, ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация Пучежского муниципального района и МОУ «Лицей г. Пучеж» с момента ввода объекта в эксплуатацию не проводилось его техническое обследование с использованием современных средств технической диагностики, что ставит по угрозу жизнь и здоровье обучающихся и сотрудников МОУ «Лицей» г. Пучеж.
В судебном заседании помощник прокурора Пучежского района Лушина Ю.В., заявленные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Лицей г. Пучеж» не явился об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель ответчика Администрации Пучежского муниципального района Макарычева О.В. просила отказать в удовлетворении иска мотивировав тем, что зданию Лицея требуется срочный ремонт крыши и стен, для решения имеющихся проблем в техническом состоянии здания Лицея должны быть выделены денежные средства на его капитальный ремонт, в связи с чем нецелесообразно в настоящее время проводить дорогостоящее техническое обследование здания Лицея. Сведениями о наличие в прошлом таких технических обследований здания Лицей, ответчик не располагает.
Представитель третьего лица Отдела Образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района в своем отзыве просил рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении иска просил отказать, так как зданию Лицея требуется срочный ремонт крыши на сумму 670 тыс. рублей, кроме того ведется работа по подготовке зданий лицея к капитальному ремонту за счет средств федерального бюджета на условиях софинансирования расходов из местного бюджета. Техническое заключение по результатам обследования является основанием для проведения ремонтных работ и ориентировочно составляет порядка 1,5 миллионов рублей, что может свидетельствовать об неэффективности использования бюджетных средств.
Дело рассмотрено на основании ч.3, 4 ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя МОУ «Лицей г.Пучеж» и третьего лица Отдела Образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района.
Суд, выслушав помощника прокурора Пучежского района, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» от 26.01.1990 года, во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу статей 28 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (пункт 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
В соответствии с ч.5 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений (ч.6).
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (ч.7).
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией (ч.8).
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (ч.9).
Согласно ч.1 ст.55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Приказом Государственного комитета по архитектуре и строительству при Госстрое ССР от 23 ноября 1988 года № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания здания, объектов коммунального и социально-культурного назначения, в соответствии с которым техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
В соответствии с п.п.4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.).
При обнаружении во время проведения работ повреждений конструкций, которые могут привести к резкому снижению их несущей способности, обрушению отдельных конструкций или серьезному нарушению нормальной работы оборудования, кренам, способным привести к потере устойчивости здания или сооружения, немедленно информируют о сложившейся ситуации, в том числе в письменном виде, собственника объекта, эксплуатирующую организацию, местные органы исполнительной власти и органы, уполномоченные на ведение государственного строительного надзора (п.4.8)
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции (п.5.1.1).
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта.
В судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес> расположено здание МОУ «Лицей г. Пучеж».
Данное здание является муниципальной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ответчиком МОУ «Лицей г. Пучеж».
На основании решения Прокурора Пучежского района Ивановской области № 259 от 08 ноября 2023 года прокуратурой Пучежского района Ивановской области проведена проверка Муниципального образовательного учреждения «Лицей г. Пучеж», в ходе которой выявлено что администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области действенных мер, направленных на проведение обследования здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, не принято (л.д.10-12).
Из пояснений помощника прокурора Пучежского района Лушиной Ю.В., проводившей проверку, следует, что в ходе проверки установлено, что здание МОУ «Лицей г. Пучеж», расположенное по адресу: <адрес>, введено в эксплуатацию в 1953 году, с момента вводы школы в эксплуатацию до настоящего времени обследование здания с использованием современных средств технической диагностики с привлечением специализированных организаций не проводилось.
28 марта 2022 прокуратурой Пучежского района Ивановской области в адрес директора МОУ «Лицей г. Пучеж» было направлено представление об устранении нарушений законодательства в связи с выявлением в ходе проверки 22.03.2022 года в здании МОУ «Лицей г. Пучеж» повреждения потолочного покрытия на втором этаже здания. 25 апреля 2022 года в прокуратуру Пучежского района поступил ответ на представление, в котором сообщается о проведении ремонтных работ потолка в верхнем зале.
Данные обстоятельства свидетельствуют об угрозе создания чрезвычайной ситуации, что может привести к тяжелым последствиям.
В судебном заседании ответчиками не представлено относимых и допустимых доказательств, того что с момента ввода в эксплуатацию здания школы по адресу: <адрес> проводилось обследование технического состояния здания в установленные сроки.
Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц как посещающих, так и обучающихся в образовательной организации на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
Суд не соглашается с доводами ответчика и третьего лица о нецелесообразности данного технического обследования, так как не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием здания МОУ «Лицей г.Пучеж» путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
Отсутствие либо недостаточное финансирование не может являться основанием для неисполнения органом местного самоуправления требований законодательства. Изыскание предусмотренных законом средств для финансирования относится к компетенции администрации Пучежского муниципального района, как учредителя образовательного учреждения. Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту в соответствии с положениями статей 15 и 18 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Кроме того запланированное ответчиком проведение текущего ремонта здания без проведения его технического обследования с использованием современных средств технической диагностики, может повлечь ненадлежащий ремонт и неэффективное использование денежных средств.
Согласно п.1.3 Устава МОУ «Лицей г. Пучеж» учредителем учреждения и собственником имущества является Пучежский муниципальный район Ивановской области.
Функции и полномочия учредителя учреждения в сфере образования от имени администрации Пучежского муниципального района, а также бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств выполняет отдел образования и делам молодежи администрации Пучежского муниципального района Ивановской области (п.1.4). Взаимодействие Учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации.
В силу положений п. п. 2, 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация Пучежского муниципального района в силу вышеприведенных норм права обязана обеспечить финансирование образовательного учреждения в целях исполнения указанных мероприятий по обследованию здания МОУ «Лицей г. Пучеж», вследствие чего исковые требования, предъявленные прокурором Пучежского района к администрации Пучежского муниципального района, подлежат удовлетворению.
С учетом мнения сторон, суд приходит к выводу, что предложенный прокурором срок для исполнения ответчиками возлагаемых на них обязанностей является разумным и достаточным для исполнения решения суда, вследствие чего заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Пучежского района Ивановской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей г. Пучеж» и администрации Пучежского муниципального района Ивановской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей <адрес>» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить обследование здания МОУ «Лицей г.Пучеж» по адресу: <адрес> использованием современных средств технической диагностики, с привлечением специализированных организаций в соответствии с пп.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от 27.12.2012 № 1984-ст
Обязать администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование указанных мероприятий по обследованию здания МОУ «Лицей г.Пучеж» по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.Л. Касаткин
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 29 декабря 2023 года
Судья А.Л. Касаткин