УИД: 63RS0037-01-2023-001896-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2024 года город Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе
председательствующего Тепловой С.Н.,
при секретаре Канаевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-255/2024 по иску Шенцева Максима Владимировича к МИФНС № 18 по Самарской области, ГКУ Самарской области «Управляющий центр занятости населения» об исключении записи о самозанятости, возложении обязанности выплаты пособия по безработице,
УСТАНОВИЛ:
Шенцев М.В. обратился в суд с иском к МИФНС № 18 по Самарской области, ГКУ Самарской области «Управляющий центр занятости населения» об исключении записи о самозанятости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности выплаты пособия по безработице. В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ службой занятости г. Самара зарегистрирован заявление истца № о постановке истца на учет как безработного, с выплатой пособия. До ДД.ММ.ГГГГ истец работал в компании АНО ФЦК г. Москва более 11 месяцев, уволен по собственному желанию, далее с ДД.ММ.ГГГГ непрерывно находился на больничном, вплоть до подачи заявления в ЦЗН. Документы и справки напрямую из ПФР в службу занятости имеются, зарплата более 100 000 рублей в месяц, соответственно пособие по безработице должно было составить первые три месяца 12 792 рубля, следующие три месяца 5000 рублей. Однако, на личном приеме в ЦЗН обнаружилось, что запись ИНН была зарегистрирована и отменена самозанятость. В связи с чем службой занятости истцу было назначено пособие в 1500 рублей. Во время регистрации записи, истец находился на продолжительном больничном 124 дня, работать не имел возможности, дохода от самозанятости не получал. В этот же период, в связи с СВО, истцу осуществлялись звонки мошенников, были попытки взлома аккаунтов госуслуг, банков и почты, о чем имеется обращение в техподдержку госуслуг № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что для назначения пособия безработного, местом работы должна учитываться компания АНО ФЦК, доходов от других работодателей истец не получал. Указание службы занятости на то, что хоть доходов от самозанятости истец не получал, но так как есть запись о регистрации то вместо 12 792 рубля, истцу будут выплачивать 1500 рублей. В связи с чем, истец обратился с указанным иском в суд.
Истец в судебное заседание не явился, извещался о рассмотрении дела надлежащим образом, ранее в судебных заседаниях иск поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика ГКУ Самарской области «Управляющий центр занятости населения» в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск, просил отказать в удовлетворении иска.
Представитель ответчика Территориального центра занятости населения г.о. Самара и м.р. Волжский в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МИФНС России № 18 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суду представил отзыв на иск, в котором указал, что согласно данным информационных ресурсов налоговых органов Шенцевым М.В. был зарегистрирован в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ от УФНС России по Самарской области получен ответ, в котором говорится о том, что регистрация и снятие с учета Шенцева М.В. в качестве налогоплательщика НПД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено с использованием одного и того же номера телефона и устройства. Данная информация подтверждена ФНС России по телефону. Также, ДД.ММ.ГГГГ Шенцевым М.В. была осуществлена повторная постановка на учет в качестве налогоплательщика НПД.
Представитель третьего лица Управления ФНС по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав объяснения ответчика, изучив материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
На основании п. 2 ст. 2 названного Закона занятыми считаются граждане, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели).
В соответствии со ст. 3 названного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней (п. 1).
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации (п. 2 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений).
В силу п. 2 ст. 35 указанного Закона (Федеральным законом от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2024 года), выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного, в том числе в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Аналогичные требования по предъявлению документов и основания для снятия с регистрационного учета безработных граждан установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» (вместе с «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», «Правилами регистрации безработных граждан»).
В целях легализации приносящей доход деятельности физических лиц - самозанятых граждан принят Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», согласно которому в ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в городе федерального значения Москве, физические лица при применении специального налогового режима вправе вести виды деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, за исключением видов деятельности, ведение которых требует обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с федеральными законами, регулирующими ведение соответствующих видов деятельности.
Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
При этом в соответствии со статьей 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (далее - уведомление налоговых органов).
Разделом 5 данной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р, предусмотрено, что для граждан, осуществляющих приносящую доход деятельность и не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (для самозанятых граждан), будет предусмотрена возможность добровольного уведомления об осуществлении указанной деятельности, в то же время указанные граждане при наличии соответствующего уведомления будут освобождены от ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности.
Таким образом, в подзаконном нормативном правовом акте указано на то, что «самозанятый гражданин» является субъектом, осуществляющим приносящую доход деятельность и не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Шенцев М.В. обратился дистанционно через портал «работа России» в отдел трудоустройства ГКУ Самарской области «Управляющий центр занятости населения» с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, с выплатой пособия.
До ДД.ММ.ГГГГ Шенцев М.В. работал в компании АНО ФЦК г. Москва, уволен по собственному желанию.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шенцев М.В. находился на больничном листе, что подтверждается листками нетрудоспособности №, №, №, №.
Приказом ГКУ ЦЗН № от ДД.ММ.ГГГГ Шенцев М.В. с ДД.ММ.ГГГГ признан безработным, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему установлено пособие по безработице в размере 1 500 рублей.
Приказом ГКУ ЦЗН № от ДД.ММ.ГГГГ Шенцев М.В. с ДД.ММ.ГГГГ снят с регистрационного учета в связи с длительной (более месяца) неявкой безработного (за исключением гражданина, осуществляющего профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости) в органы службы занятости без уважительных причин для перерегистрации в качестве безработного.
Согласно данным информационных ресурсов налоговых органов Шенцев М.В. ИНН № был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и применял упрощенную систему налогообложения с момента регистрации до ДД.ММ.ГГГГ.
Шенцев М. В. зарегистрирован в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Регистрация Шенцева М.В. в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ через мобильное приложение «Мой налог» с авторизацией на Едином портале госуслуг.
ДД.ММ.ГГГГ от Шенцева М.В. поступило обращение в свободной форме с просьбой исключения записей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» в связи с взломом аккаунта. В ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ было направлено письмо о том, что доказательства в проведении мошеннических действий отсутствуют.
Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в УФНС России по Самарской области об оказании содействия по предоставлению сведений в отношении Шенцева М.В.
ДД.ММ.ГГГГ от УФНС России по Самарской области получен ответ, из которого следует, что регистрация и снятие с учета Шенцева М.В. в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» с ДД.ММ.ГГГГ было осуществлено с использованием одного и того же номера телефона и устройства. Данная информация подтверждена ФНС России по телефону.
Снятие с учета Шенцева М. В. в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» осуществлялось самостоятельно через мобильное приложение «Мой налог» с авторизацией на Едином портале госуслуг.
Порядок регистрации и снятия физического лица в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» (далее - Закон № 422-ФЗ) взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком НПД осуществляется с использованием мобильного приложения «Мой налог», уполномоченного оператора электронной площадки, уполномоченную кредитную организацию, оператора федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Физические лица, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим в виде «Налога на профессиональный доход», обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика «Налога на профессиональный доход» (ч. 1 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). При этом посещение налогового органа не требуется.
Регистрация в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» осуществляется одним из следующих способов: через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России; через мобильное приложение «Мой налог» (веб-версию приложения «Мой налог»); через уполномоченные кредитные организации; через Единый портал госуслуг.
Приложение «Мой налог» доступно для скачивания на сайте ФНС России.
Заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения «Мой налог» (часть 4 ст. 5 Закона № 422-ФЗ).
Датой постановки на учет физического лица в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган соответствующего заявления.
Налоговый орган при постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика уведомляет об этом указанное физическое лицо посредством смс- сообщения и (или) push-уведомления через мобильное приложение «Мой налог» и (или) Единый портал госуслуг (в случае представления заявления о постановке на учет через Единый портал госуслуг) и (или) уполномоченную кредитную организацию (в случае представления заявления о постановке на учет указанной кредитной организацией).
Снятие налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» с учета в налоговом органе осуществляется в случае отказа от применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», а также в случаях, если физическое лицо прекращает удовлетворять требованиям ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ.
Датой снятия физического лица с учета в качестве плательщика «Налога на профессиональный доход» является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета (ч. 13 ст. 5 Закона № 422-ФЗ).
Заявление о снятии с учета в качестве плательщика «Налога на профессиональный доход» может быть направлено через мобильное приложение «Мой налог», Единый портал госуслуг либо через уполномоченную кредитную организацию.
Таким образом, учитывая, что пароль от личного кабинета мог быть известен истцу или иным лицам с его согласия, суд приходит к выводу о том, что спорные операции по регистрации были совершены истцом или уполномоченным им лицом, иных доказательств в материалы дела не представлено.
Доводы истца, что неустановленные лица незаконно зарегистрировали его как «самозанятого», ради дальнейшего шантажа истца по телефону, что его аккаунты взломаны, не свидетельствует о злоупотреблении МИ ФНС № 18 России по Самарской области своим правом и совершении ими обмана в отношении Шенцева М.В. и не свидетельствует о совершении ответчиком виновных действий, влекущих недействительность записи о «самозанятости» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Шенцевым М.В. была осуществлена повторная постановка на учет в качестве налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» через ПАО Сбербанк.
В ходе судебного разбирательства истец указал, что индивидуальной трудовой деятельностью не занимался, дохода за весь период регистрации в качестве самозанятого не имел.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании собранных по делу доказательств, руководствуясь положениями ст. 35 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», устанавливающей условия для прекращения выплаты пособия по безработице, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Шенцевым М.В. исковых требований, поскольку истец, изъявив желание перейти на специальный налоговый режим, встав на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятый гражданин), являлся занятым по смыслу ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», о чем ответчика не уведомил, что являлось существенными для решения вопроса о постановке на регистрационный учет безработных граждан в целях назначения и выплаты пособия по безработице, в связи с чем принятие ответчиком решений о назначение пособия с учетом статуса «самозанятый» является законным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что условия для вынесения оспариваемых приказов № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и прекращения выплаты пособия по безработице и других мер материальной поддержки Шенцева М.В. у ответчика имелись.
Довод стороны истца о том, что с даты постановки на учет и снятия с такового (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) истец не имел какого-либо дохода, не может служить основанием для удовлетворения иска, так как Шенцев М.В. в период получения пособия по безработице и доплат к нему в нарушение требований закона имел регистрацию в налоговом органе в качестве самозанятого гражданина, что само по себе предполагает получение прибыли.
Согласно со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что доказательств, подтверждающих незаконность вынесенных ответчиками решений, не представлено, одновременно судом не установлено противоречий действий ответчиков закону и нарушения прав и законных интересов истца, поэтому суд не усматривает законных оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шенцева Максима Владимировича к МИФНС № 18 по Самарской области, ГКУ Самарской области «Управляющий центр занятости населения» об исключении записи о самозанятости, возложении обязанности выплаты пособия по безработице, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024 г.
Судья С.Н. Теплова