Дело № 2-1027/2022
18 RS 0009-01-2022-001585-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2022 года г. Воткинск УР
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Акуловой Е.А.,
при секретаре Старших О.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Муниципальный округ «Воткинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности в срок до 01 октября 2022 года произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в Воткинском районе, <*****>, протяженностью <***> км,
установил:
Воткинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации МО «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги, протяженностью <***> км, расположенной по <*****>, в срок до 01.10.2022 г.
Требования мотивированы тем, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о дорожной деятельности в администрации Воткинского района. Установлено, что распоряжением главы администрации МО «Воткинский район» от 13.04.2018 года № №*** (в редакции распоряжения № 772 от 25.12.2019) утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов, которые включены в Реестр собственности муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район УР». В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с ч.3, ч.4 ст.14 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района. Пункт 6 статьи 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет, что дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее по тексту - Закон). В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 13 указанного Закона, к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии ч. 3 ст. 15 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В силу ч. ч. 1, 2, 3 ст. 17 указанного Закона, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона РФ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Приказом Министерства транспорта РФ от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которая распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации. Классификация устанавливает состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ. В соответствии с п.п. 4 п. 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений. Согласно п.2 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. приказом Минтранса России от 07.08.2020 N 288 оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации. Оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог (п.3 указанного Порядка).
В соответствии с Законом УР от 10.06.2021 N 65-РЗ "О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Воткинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа" муниципальное образование "Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики" наделено статусом муниципального округа. В границы муниципального образования "Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики" включены территории сельских поселений. Как следует из ст.31 Устава Муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район УР» администрация района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Таким образом, ответчиком по настоящему делу будет являться администрация МО «Муниципальный округ Воткинский район УР».
Согласно распоряжения главы администрации Воткинского района автомобильная дорога, расположенная в <*****>, протяженностью <***> км принята к учету и включена в Реестр собственности муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район УР». Администрация МО «Муниципальный округ Воткинский район УР» в силу прямого указания в законе должна осуществлять паспортизацию указанных автомобильных дорог, так как содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов относится к вопросам местного значения, работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией муниципального округа, в административных границах которого имеются автомобильные дороги местного значения. Как следует из п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Принимая во внимание, что отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения, а ненадлежащая безопасность дорожного движения затрагивает и нарушает интересы граждан, проживающих на территории МО "Муниципальный округ Воткинский район УР" прокурор, в соответствии со ст.45 ГПК РФ обращается с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц. Кроме того, отсутствие паспортизации дороги создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений, что необходимо для планирования мероприятий по ремонту и содержанию дороги и решения вопроса о выделении бюджетных средств на эти цели, что создает условия для коррупционных проявлений при их использовании. Таким образом, нарушаются и интересы государства в сфере противодействия коррупции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, процессуальный истец просил суд обязать администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в <*****>, протяженностью <***> км в срок до 01 октября 2022 года.
В ходе производства по делу от процессуального истца в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) поступило заявление об уточнении исковых требований, согласно которому процессуальный истец просил суд обязать администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртская Республики» произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в <*****>, протяженностью <***> км. в срок до 01 октября 2022 года.
Представитель процессуального истца - помощник прокурора ФИО1 в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала по основаниям, изложенным выше, с учетом их уточнения, дополнительных пояснений не дала.
Представитель ответчика Администрации МО «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного заседания, что подтверждается имеющимся в материалах дела распиской, не присутствовал, в материалы дело от представителя ответчика ФИО2 действующего на основании доверенности от 10.01.2022 года сроком до 31.12.2022 года (копия на л.д.15), представлено заявление о признании исковых требований в полном объеме, а так же о рассмотрении дела в отсутствие представителя, дело рассмотрено в отсутствии ответчика, в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Выслушав пояснения процессуального истца, исследовав материалы дела, и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, затрагивает интересы неопределенного круга лиц.
Приведенные положения закона, во взаимосвязи с ст. 45 ГПК РФ предусматривают полномочия прокурора на обращение в суд исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При этом, закон не ограничивает прокурора в рассматриваемой сфере правоотношений в использовании тех или иных способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из материалов дела судом установлено, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики» допущено нарушение требований законодательства о дорожной деятельности.
Дорожная деятельность, в силу п. 6 ст. 3 Закона № 257-ФЗ включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 6 ст. 13, пп. 1, 2, 3 ст. 17 Закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 г. № 402, работы по паспортизации автомобильных дорог и искусственных сооружений отнесены к прочим работам по содержанию дорог общего пользования.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» (далее – ВСН 1-83), утвержденных 05.02.1982 года Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
В силу п. 8 ст. 6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (ст. 5 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
В силу подпункта 4 пункта 9 приказа Минтранса России от 16 ноября 2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее - приказ Минтранса России от 16 ноября 2012 № 402) в прочие работы по содержанию входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Таким образом, паспортизация дорог общего пользования в границах поселения, как составляющая часть содержания дорог и дорожной деятельности в целом, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Исходя из положений ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с Законом УР от 10.06.2021 N 65-РЗ "О преобразовании муниципальных образований, образованных на территории Воткинского района Удмуртской Республики, и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа" муниципальное образование "Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики" наделено статусом муниципального округа. В границы муниципального образования "Муниципальный округ Воткинский район Удмуртской Республики" включены территории сельских поселений. Как следует из ст.31 Устава Муниципального образования «Муниципальный округ Воткинский район УР» администрация района – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования федеральными законами и законами Удмуртской Республики. Таким образом, надлежащим ответчиком по настоящему делу будет являться администрация МО «Муниципальный округ Воткинский район УР».
Согласно положениям ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, судом на ответчика была возложена обязанность доказать, в том числе, что указанные в иске нарушения не имеют место, либо, хотя и допущены ответчиком, но не влекут нарушение прав и законных интересов граждан; либо, что на ответчика не может быть возложена обязанность по паспортизации указанной в иске автомобильной дороги, поскольку в соответствии с законом данная обязанность должна быть возложена на другое лицо (определение суда о разъяснении прав от 31.03.2022 г.), однако ответчик таких доказательств суду не представил.
Ответчиком исковые требования об обоснованности возложения на него обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги, протяженностью <***> км, расположенной по <*****> не опровергнуты, напротив, от представителя ответчика ФИО3 в адрес суда поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск и суд принимает признание иска, если это не противоречит закону и не нарушает права и интересы других лиц.
Оснований полагать, что признание иска совершено ответчиком с целью сокрытия действительных обстоятельств дела или под влиянием обмана, насилия, угрозы, добросовестного заблуждения у суда не имеется, в связи с чем, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, что в силу требований ст.173 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с п.4.1. ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Муниципальный округ «Воткинский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности в срок до 01 октября 2022 года произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в <*****>, протяженностью <***> км – удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Муниципальный округ «Воткинский район Удмуртской Республики» в срок до 01 октября 2022 года произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в <*****>, протяженностью <***> км.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд УР в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, с которым участвующие по делу лица могут ознакомиться по истечении пяти дней со дня окончания разбирательства по делу.
Решение в окончательной форме изготовлено 30.06.2022 г.
Судья: Е.А. Акулова