Судья: Андреев А.П. Дело №33а-4176/2020
УИД: 63RS0029-02-2019-009114-04
Дело № 2а-208/2020 (2а-10013/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июня 2020 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей - Лазаревой М.А., Шабаевой Е.И.,
при секретаре – Латыповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Волобоевой Н.А. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 января 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Волобоева Н.А., Волобоев В.В. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения ГУ МВД России по Самарской области.
В обоснование заявленных требований указано, что 17 июля 2019 г. административные истцы обратились в УВМ ГУ МВД России по Самарской области с заявлением о признании их семьи участниками Государственной программы «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2023 гг. (далее - Государственная программа), согласованной Правительством Российской Федерации от 11 сентября 2018 г. №1919-р, утвержденной Постановлением Правительства Самарской области от 04 февраля 2014 г. №48 и о выдачи свидетельства участника Государственной программы. 21 августа 2019 г. административные истцы получили ответ УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 26 июля 2019г. об отказе в признании их участниками Государственной программы и выдаче свидетельства в связи с тем, что они являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории России и не подпадают под понятие «соотечественник». С таким решением административные истцы не согласны, считают его незаконным, полагают, что административным ответчиком нарушается их право на участие в Государственной программе, поскольку последний уклонился от исполнения обязанности по оказанию им содействия информативного характера и юридической помощи.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным и отменить решение ГУ МВД России по Самарской области об отказе признания их участниками программы «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2023 гг. от 26 июля 2019 г. и обязать ГУ МВД России по Самарской области выдать им свидетельство участника Государственной программы Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2023 гг.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 января 2020 г. административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Волобоева Н.А. выражает несогласие с решением, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель ГУ МВД России по Самарской области до начала судебного заседания просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Волобоева Н.А. до начала судебного заседания просила судебное заседание отложить и назначить судебное заседание после окончания действия ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции введенных правительством Самарской области.
Учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
При этом, судебная коллегия пришла к выводу, что ходатайство Волобоевой Н.А. об отложении судебного заседания до окончания действия ограничительных мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции введенных правительством Самарской области не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с письмом Судебного Департамента при Верховном суде Российской Федерации от 07 мая 2020 г. № СД-АГ/667 действие Постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 821 (в редакции от 29 апреля 2020 г.) истекло 11 мая 2020 г., и начиная с 12 мая 2020 г., деятельность судов и органов Судебного департамента осуществляется в полном объеме.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками за рубежом (далее - соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Статьей 2 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" определено, что граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.
Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
Из материалов дела следует, что 04 апреля 2002 г. Волобоева Н.А., Волобоев В.В. совместно с детьми прибыли на постоянное место жительства в г.Тольятти Самарской области, ранее являлись гражданами СССР, проживали на территории республики Казахстан.
07 мая 2003г. Волобоева Н.А., Волобоев В.В. и несовершеннолетние дети: Волобоев А.В., Волобоева Л.В. получили вид на жительство.
Как установлено судом, 11 марта 2004 г. административные истцы и их дети приняты в гражданство Российской Федерации на основании пункта «г» статьи 11 Федерального закона «О гражданстве в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ и пункта «б» части 1 статьи 1 Соглашения между Республикой Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерации от 26 февраля 1999 г.
В целях создания дополнительных условий для обеспечения добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников, прибывающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. №637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации в Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 04 февраля 2014 г. N48, утверждена Государственная программа Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2023 гг.
Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 апреля 2019 г. по делу № 2-1659/2019, оставленному без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 11 июля 2019г., Волобоевой Н.А., Волобоеву В.В. отказано в удовлетворении искового заявления к У МВД России по г. Тольятти, ГУ МВД России по Самарской области, министерству труда, занятости и миграционной политики Самарской области о признании права на присвоение статуса «соотечественник», признании права на участие в государственной программе Самарской области «Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2023 гг. и компенсации морального вреда.
17 июля 2019 г. административные истцы обратились в Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Самарской области (далее УВМ ГУ МВД России по Самарской области) с заявлением о признании их и детей участниками указанной Государственной программы.
Согласно ответу УВМ ГУ МВД России по Самарской области от 26 июля 2019г., полученному 21 августа 2019г., Волобоевым Н.А., В.В. отказано в признании их участниками Государственной программы в связи с тем, что они являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории России, и не подпадают под понятие «соотечественники».
Разрешая требования заявленные административными истцами и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый отказ ГУ МВД России по Самарской области является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии с Государственной программой соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.
Решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания. Соотечественник и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в установленном порядке представляют необходимые сведения. Форма заявления об участии в Государственной программе, перечень сведений, которые должны содержаться в нем, и перечень документов, прилагаемых к заявлению, утверждаются Правительством Российской Федерации. Одновременно указанные лица подают в установленном порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание.
Соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы.
Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" не предусматривает возложения на государственные органы Российской Федерации обязанности по присвоению статуса «соотечественник».
Приказом Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 23 апреля 2014 г. N 97-п утвержден Регламент приема участников государственной программы Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014-2018гг. и членов их семей, их временного размещения, предоставления правового статуса и обустройства на территории Самарской области".
В настоящее время действует Регламент, утвержденный приказом Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 23 апреля 2014 г. N 52-п от 05 марта 2019 г.
Приказом Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области от 21 марта 2014 г. N 61-п утвержден порядок предоставления финансовых средств на реализацию мероприятий государственной программы "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом", в том числе: порядок предоставления социальных выплат на жилищное обустройство, порядок осуществления материальной поддержки участникам программы и членам их семей в период обучения, порядок предоставления выплат на обустройство, порядок организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Каждый из указанных порядков регламентирует, кто имеет право обратиться за указанными мерами социальной поддержки и какие документы должны быть предоставлены лицами, претендующими на получение данных мер социальной поддержки.
Как установлено судом, административные истцы ранее в установленном законом порядке не обращались с заявлением о предоставлении им мер социальной поддержки в рамках Государственной программы <адрес> "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом", необходимые для участия документы не предоставляли.
Доводы административных истцов, приведенные как в суде первой инстанции, так и в апелляционной жалобе о том, что такое основание для отказа как проживание на территории Российской Федерации или наличие гражданства не предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку сводятся к неправильному толкованию норм права.
Понятие «соотечественник» определено в статье 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом".
Письмом ГУ МВД России по Самарской области от 26 июля 2019 г. административным истцам разъяснено понятие «соотечественник».
По смыслу указанного Федерального закона административные истцы получившие гражданство Российской Федерации и проживающие на ее территории не могут являться соотечественниками.
Приведенные доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанций, получили надлежащую правовую оценку, применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы суда.
Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда, в апелляционной жалобе не содержится, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих за собой отмену судебного акта, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судом постановлено законное и обоснованное решение, которое отмене не подлежит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 21 января 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Волобоевой Н.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –