УИД: 91RS0№-79
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
13 апреля 2023 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - ФИО13С.,
при секретаре - ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым, о возложении обязанностей совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым, о возложении обязанностей совершить определенные действия.
Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым при осуществлении в соответствии с п.1 ст.21 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, Установлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности администрации Земляничненского сельского поселения, создающие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии со ст.10 Закона № 69-ФЗ является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований; устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Из вышеизложенного следует, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Муромского сельского поселения является публично - правовой обязанностью администрации Земляничненского сельского поселения.
По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой района и ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> в деятельности администрации Муромского сельского поселения выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые нашли свое отражение в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены.
Так, администрацией Муромского сельского поселения вокруг населённых пунктов района не созданы противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров, а также не обеспечено прохождение обучения лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности (срок устранения нарушений истек ДД.ММ.ГГГГ).
Также, в полной мере не реализованы полномочия по решению вопросов финансового обеспечения пожарной деятельности муниципального образования; не обеспечено оповещение населения оповещение населения о пожаре населенных пунктов (<адрес>); не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране в том числе в борьбе с пожарами. Территория населённых пунктов района (<адрес>) не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (срок устранения нарушений ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> определен не позднее ДД.ММ.ГГГГ).
<адрес> проверки и выявленных вышеуказанных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Муромского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона в сфере противопожарной безопасности, а именно обеспечения социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, также обеспечение населенного пункта (<адрес>) источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; <адрес> системами оповещения населения о пожаре.
В то же время, из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что администрацией нарушений не устранены ввиду отсутствия в администрации района денежных средств на указанные цели.
В силу ст.9, 15, 42, 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Нарушения, допущенные администрацией Муромского сельского поселения <адрес>, в случае их не устранения, могут привести к распространению пожаров при их возникновении, и, соответственно, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчика представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, что является недопустимым.
В судебном заседании прокурор ФИО5 исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности – ФИО6 иск признал, не возражал против удовлетворения иска.
В судебное заседание представитель третьего лица – <адрес> Республики Крым не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав прокурора ФИО5, представителя ответчика Администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности – ФИО6, их доводы, исследовав материалы дела в их совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьёй 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что согласно копии Предписания № об установлении нарушений требований пожарной безопасности, следует, что во исполнение распоряжения начальника отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, лейтенантом внутренней службы ФИО7 проведена внеплановая проверка Администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым расположенной по адресу: <адрес> совместно с Главой администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым – ФИО6 выявлены в ходе проверки нарушения: 1. Обеспечить первичные меры пожарной безопасности, а именно: - в полной мере реализовать полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов финансового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - обеспечить оповещение населения о пожаре (<адрес>); - обеспечить социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; 2. Пройти обучение лицам, ответственным за обеспечение пожарной безопасности; 3. Обеспечить территорию населенного пункта источниками наружного противопожарного водоснабжения (<адрес>); 4. Создать вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров (л.д.9).
Согласно копии Представления об устранении нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности № Прдр№/-20350005 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> Республики Крым требует принять меры по устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства, их причин и условий, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (л.д.10-11).
Из объяснения главы администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО6, направленного в прокуратуру <адрес> Республики Крым, следует, что Администрация Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым рассмотрев Представление прокуратуры № Прдр№/-20350005 от ДД.ММ.ГГГГ сообщает: 1. Представление рассмотрено в присутствии представителя прокуратуры <адрес> ФИО8; 2. В администрации отсутствуют средства на приобретение и установку системы оповещения населения сел Муромское, Сенное, хлебное, Кривцово о пожаре; 3. Администрацией Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым направлено письмо на имя Главы администрации <адрес> ФИО9, на что получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация Му3ромского сельского поселения изыскивает средства на приобретение и установку системы оповещения населения сел Муромское, Сенное, Хлебное, Кривцово о пожаре; 4. По результатам рассмотрения представления прокуратуры <адрес> Республики Крым распоряжением главы администрации Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-д специалист по земельным и имущественным отношениям, градостроительству и территориальному планированию ФИО2 привлечена к дисциплинарной ответственности в виде «замечания» (л.д.12).
Согласно копии сообщения от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, направленное в <адрес> Республики Крым, следует, что в администрации <адрес> Республики Крым проходило рассмотрение проектов бюджетов муниципальных образований <адрес> Республики Крым на 2023 год. Согласно рассмотренных проектов, на пожарную безопасность муниципальных образований <адрес> Республики Крым планируется заложить 1915000,00 рублей (л.д.18).
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, направленное <адрес> Республики Крым ФИО10, следует, что Администрация Муромского сельского поселения в ответ на требование от ДД.ММ.ГГГГ № Исорг№/-20350005 предоставила сведения о наличии и готовности техники опашки: Список техники – ИП Боев, <адрес>, Трактор МТЗ 8, опашка, подвоз воды; - ИП ФИО11, <адрес>, МТЗ 82, опашка; - ИП ФИО12, <адрес>, ЮМЗ 6л., опашка, подвоз воды (бочка 3,5 м. куб). Привлекаемые силы – 10 человек. Средства для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций – 5000 рублей. Заключены договора на подвоз воды для пожаротушения – устав муниципального образования, бюджет муниципального образования на 2022-2023 гг., нормативно- правовые акты муниципального образования (л.д.19).
Однако, из сообщения Отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, направленного <адрес> Республики Крым ФИО10, следует, что Муромским сельским поселением <адрес> Республики Крым: 1. Не обеспечены первичные меры пожарной безопасности, а именно: не в полном объеме реализованы полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов финансового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; не обеспечено оповещение населения о пожаре (<адрес>, с Кривцово, <адрес>); не обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; 2. Территория населенного пункта не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (<адрес>); 3. Не пройдено обучение лицами ответственными за обеспечение пожарной безопасности; 4. Вокруг населенных пунктов не созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров. Законному представителю главы администрации вручено предписание от ДД.ММ.ГГГГ, срок устранения нарушений п. 1,2 до ДД.ММ.ГГГГ, п. 3,4 до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения, срок устранения которых до ДД.ММ.ГГГГ выполнены в полном объеме (л.д.43).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с необеспечением всех мер пожарной безопасности, что подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Кроме того, непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчика представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, с учетом требований ст.67 ГПК РФ, суд считает исковое заявление <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей совершить определенные действия, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Обязать администрацию Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год и выделить денежные средства для обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> Республики Крым, а также установления звуковой системы оповещения населения о чрезвычайно ситуации (пожаре) на территории <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию Муромского сельского поселения <адрес> Республики Крым установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории <адрес> Республики Крым.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: