Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-623/2019 ~ М-149/2019 от 28.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                 12 апреля 2019 года

         Самарский областной суд в составе:

         председательствующего судьи        Калинниковой О.А.,

         при секретаре                                     Князькиной А.С.,

         с участием прокурора Сапруновой А.С.,

представителя административного истца – Мартыновой Е.В., представителя административного ответчика Зубовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-623/2019 по административному исковому заявлению Эльконюка В.А. о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

        Эльконюк В.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня их принятия:

        - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907;

       - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647;

        - пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 (далее также Перечни).

        В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что под названными пунктами в Перечни включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание с кадастровым номером , не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно используется как гостиница и площадь помещений, занимаемых объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания составляет менее 20% от общей площади здания. Включение объекта в Перечни нарушает права и законные интересы административного истца, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.

        В судебном заседании представитель административного истца Мартынова Е.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, дополнив, что ввиду разночтений в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, такие сведения не могли являться основанием для внесения объекта недвижимости в Перечни. Проверка фактического использования здания министерством не проводилась.

        Представитель министерства имущественных отношений Самарской области Зубова Е.В. против удовлетворения административного иска возражала, пояснив, что нежилое здание включено в Перечни на основании п.п. 1 п. 1, п. 4 ст. 378.2 НК РФ, как объект капитального строительства, расположенный на земельном участке «под торговый центр».

        Выслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора Сапруновой А.С., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

        В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

        Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

        В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

        Согласно п. 3 ст. 402 Главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

         Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

          В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

        В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

        В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

         - от 14 ноября 2016 года № 1907 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год; опубликован в газете "Волжская коммуна", N 313(29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна", N 316(29862), 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна", N 318(29864), 30.11.2016 (продолжение).

         - от 18 октября 2017 года № 1647, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в газете «Волжская коммуна", N 281(30176), 31.10.2017; N 283(30178), 01.11.2017, N 285(30180), 02.11.2017; N 297(30192), 16.11.2017;

         - от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, «Волжская коммуна», N 308(30543), 20.11.2018.

        Таким образом, оспариваемые приказы изданы в установленных законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликованы. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре принятия и порядку их опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

        В указанные Перечни на 2017, 2018 и 2019 г.г. министерством включено нежилое здание с кадастровым номером ,     расположенное по адресу: <адрес>.

        Из материалов дела следует, что собственником нежилого здания является Эльконюк В.А., что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 25.01.2019 г., 26.02.2019г.

        В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

        Согласно пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

          Установлено, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером , площадью 3173, 1 кв.м, имеет назначение и наименование: «нежилое здание», данные о виде его разрешенного использования отсутствуют.

         Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту на объект недвижимости, указанное выше нежилое здание, 2010 года постройки, включает помещения назначением:

         1 этаж: котельная, торговые залы, подсобные, коридоры, санузлы, душевая, кабинеты, лестничные клетки, нежилые помещения, комната охраны, электрощитовая;

        2 этаж: кабинеты, подсобные, санузлы, коридоры, помещения, нежилые помещения, лестничные клетки;

        мансардный этаж: помещение, лестничные клетки.

Таким образом, по материалам технической инвентаризации площадь торговых помещений составляет 584,6 кв.м, что менее 20% от общей площади здания (3173, 1 кв.м).

Судом установлено, что из всех оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нежилое здание включено в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН от 01.11.2018 г. нежилое здание расположено на принадлежащем административному истцу земельном участке с кадастровым номером , площадью 1365 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под торговый центр. В то же время в выписке из ЕГРН на земельный участок содержатся особые отметки: «Сведения о видах разрешенного использования имеют статус «Актуальные незасвидетельствованные». Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на данный объект недвижимости с видами разрешенного использования «Для иных видов жилой застройки». Датой государственной регистрации права истца на земельный участок, согласно данным регистрирующего органа является 20.01.2014г.

Как следует из ответа Департамента градостроительства г.о. Самара от     01.04.2019 г. на запрос суда, согласно сведениям, содержащимся в Информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, земельный участок с кадастровым номером расположен в двух территориальных зонах Ж-1 и Ж-3, вид разрешенного использования земельного участка не указан.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что наименование и назначение спорного    нежилого здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета, а также вид разрешенного использования земельного участка не могут быть признаны безусловно определенными, соответствующими критериям объектов недвижимости в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ, в связи с чем требовалось установление фактического использования объекта капитального строительства.

         Однако, мероприятий по определению фактического использования нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечней на 2017, 2018, 2019 г.г. административным ответчиком не проводилось.

В ходе рассмотрения дела установлено, что здание сдается в аренду ООО 1 по договору от 01.07.2015 г. Часть помещений, площадью 105 кв.м переданы в субаренду ФИО1 по договору от 01.06.2018г. Договоры зарегистрированы в установленном порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, юридическим адресом ООО 1 является <адрес> – по месту расположения спорного нежилого здания. Основным видом деятельности общества является «Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания».

ООО 1 является аккредитованной организацией по классификации гостиниц и иных средств размещения, о чем Торгово-промышленной палатой Самарской области выданы свидетельства о присвоении гостинице категории «3» звезды от 26.01.2016г. сроком действия до 25.01.2019г. и от 28.12.2018 г. сроком действия по 27.12.2021г.

На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.1) не отнесена к объектам, в отношении которых статьей 378.2 НК РФ установлены особенности исчисления налоговой базы.

Как видно из представленного административным истцом заключения кадастрового инженера ООО 2 от 25.01.2019 г. по результатам осмотра нежилого здания установлено, что основная его часть, площадью 2190, 1 кв.м, используется в качестве помещений гостиницы; помещения 1 этажа, площадью 425, 7 кв.м фактически используются для размещения подсобных помещений, кабинетов обслуживающего персонала, санузлов, электрощитовых, складов, коридоров, бытовых и технических помещений; помещение ресторана составляет 179, 9 кв.м; под магазины используются помещения площадью 377,4 кв.м.

         Таким образом, площадь помещений, используемых под торговые объекты и объект общественного питания составляет 557, 3 кв.м, что составляет 17, 6 % от общей площади нежилого здания.

Указанные обстоятельства при рассмотрении дела административным ответчиком не оспаривались.

         Доказательств, подтверждающих фактическое использование нежилого здания как торгового объекта, объекта бытового обслуживания, общественного питания, не представлено.

        С учетом изложенного суд приходит к выводу, что объект капитального строительства с кадастровым номером не соответствуют критериям объектов недвижимости в целях применения положений п.п. 1 п. 1 и п. 4 ст. 378.2 НК РФ.

         При таких обстоятельствах отсутствовали правовые и фактические основания для включения принадлежащего административному истцу нежилого здания в Перечни объектов недвижимого имущества на 2017, 2018 и 2019 г.г., в связи с чем суд полагает, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Эльконюка В.А., возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.

         В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

         С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.

         В связи с этим, заявленные Эльконюком В.А. требования подлежат удовлетворению.

         Руководствуясь статьями 175- 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

          Административный иск Эльконюка В.А.    удовлетворить.

          Признать недействующими со дня их принятия:

          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907 в части включения в него под пунктом № нежилого здания    с кадастровым номером ,    расположенного по адресу: <адрес>;

         - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённого приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647 в части включения в него под пунктом № нежилого здания    с кадастровым номером ,    расположенного по адресу: <адрес>;

          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под    пунктом № нежилого здания    с кадастровым номером ,    расположенного по адресу: <адрес>.

           Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления    в окончательной форме.

           Судья:                                                                        О.А. Калинникова

           Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.04.2019 г.

3а-623/2019 ~ М-149/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Эльконюк В.А.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Департамент градостроительства городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.01.2019Регистрация административного искового заявления
29.01.2019Передача материалов судье
30.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2019Подготовка дела (собеседование)
14.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2019Судебное заседание
15.03.2019Судебное заседание
02.04.2019Судебное заседание
12.04.2019Судебное заседание
12.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее