Судья ФИО
Дело № 11-377/2023
УИН 65MS0026-01-2022-003998-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
4 декабря 2023 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи – Умновой М.Ю., при секретаре – Агнищенко Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Сахалинской области» на решение мирового судьи судебного участка № города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 16 февраля 2023 года по гражданскому делу по иску ФИО к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Сахалинской области» о взыскании денежных средств затраченных на приобретение проездных билетов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО обратился к мировому судье судебного участка № Сахалинской области с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Сахалинской области» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Сахалинской области») о взыскании денежных средств затраченных на приобретение проездных билетов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является майором юстиции в отставке, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, имеет выслугу в календарном исчислении 29 лет 6 месяцев и состоит на пенсионном учете в военном комиссариате г. Южно-Сахалинск.
В ноябре-декабре 2020 г. им было выбрано новое место жительства в <данные изъяты>, куда он намеревался осуществить переезд после возвращения в г. Южно-Сахалинск по окончанию санаторно-курортного лечения, которое он проходил с 04.01.21 года по 24.01.2021 года Однако, в связи с простудным заболеванием, а также распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19) и нахождением на двухнедельной добровольной изоляции с 11.02.2021 года по 31.03.2021 года в <данные изъяты> был совершен лишь 06.04.2021 г. по маршруту аэропорт <данные изъяты>
В дату прилета 07.04.2021 г., поскольку санаторно-курортная путевка и отрывной талон к ней у истца отсутствовали, что исключало возможность сдачи документов на оплату, он сообщил в Отделение социального и пенсионного обеспечения Военного комиссариата г.Южно-Сахалинска о проведении лечения, о новом избранном месте жительства, а также написал заявление о прекращении выплаты районного коэффициента к пенсии за выслугу лет с мая 2021 г., тогда как с пенсионного учета в военном комиссариате г. Южно-Сахалинска не снялся, поскольку воинские перевозочные документы получены не были.
20.04.2021 г. им в адрес ответчика направлено заявление с просьбой произвести оплату понесенных расходов на приобретение проездных документов на проведение санаторно-курортного лечения по маршруту <данные изъяты> в общей сумме 34 150 рублей, с приложением соответствующих проездных и медицинских документов. Однако, в оплате проезда было отказано со ссылкой на то, что выбранный маршрут не является прямым беспересадочным сообщением с наименьшим количеством пересадок проезда от места жительства пенсионера, которым является <данные изъяты>.
Полагая отказ ответчика незаконным истец просит взыскать с ответчика денежные средства, затраченные на приобретение проездных билетов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно в размере 34 150 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 24.06.2021 года по 15.04.2022 г. в размере 4 774 рубля и судебные расходы в размере 1 368 рублей 00 копеек.
Решением мировому судье судебного участка № Сахалинской области от 16.02.2023 года постановлено:
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Сахалинской области» в пользу ФИО в счет возмещения стоимости приобретения проездных билетов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно – 14 725 рублей 00 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами – 1 102 рубля 16 копеек, судебные расходы по оплате государственной пошлины – 633 рубля 09 копеек, а всего – 16 460 рублей 25 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО к ФГКУ «Военный комиссариат Сахалинской области» о взыскании денежных средств затраченных на приобретение проездных билетов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов отказано.
Данное решение обжалует ответчик ФКУ «Военный комиссариат Сахалинской области», в обоснование незаконности вынесенного судом решения указано на то обстоятельство, что надлежащим территориальным органом пенсионного и социального обеспечения является комиссариат по месту жительства истца и обязанность по оплате проезда должна быть возложена на военный комиссариат <данные изъяты>, поскольку в спорный период времени истец переехал для проживания в <данные изъяты>, при этом указывает на необоснованное отложение дела. Указывает, что мировым судьей был нарушен срок рассмотрения и разрешение гражданского дела. (том 2 л.д.1-4)
В дополнениях к жалобе представитель ответчика повторяет изложенные доводы. (том 2 л.д. 58-61)
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Сахалинской области» ФИО жалобу поддержал.
Представитель истца ФИО с требованиями жалобы не согласился.
Остальные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, суд не находит оснований для его отмены в силу следующего.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 4 статьи 16 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В пункте 5 статьи 16 того же Федерального закона закреплено, что права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пункте 4 этой статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Таким образом, в целях реализации социальной гарантии в виде санаторно-курортного лечения определенных в законе категорий граждан, к которым относятся истец, для таких граждан предусмотрена компенсация расходов на проезд от места жительства к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
Изданным во исполнение ст. 20 вышеназванного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2000 N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти (федеральные государственные органы), в которых предусмотрена военная служба, при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", возмещают расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом, в частности, офицеров, указанных в пункте 5 ст. 20 Закона, а также членов их семей (пункт 1 постановления).
Пунктом 6 того же постановления предписано Министерству обороны Российской Федерации и иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором предусмотрена военная служба, возмещать расходы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (близких родственников), имеющих право на проезд и перевоз личного имущества на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) и оплаты перевоза личного имущества за свой счет.
Согласно тому же пункту порядок возмещения этих расходов определяется указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 08.06.2000 года №300, принятым во исполнение названного постановления Правительства, военным комиссарам предписано возмещать военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей (близким родственникам), имеющим право на бесплатный проезд и перевоз личного имущества, расходы, связанные с приобретением проездных и перевозочных документов, в том числе расходы, связанные с пользованием постельными принадлежностями, проездом в вагонах повышенной комфортности, оплатой установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением расходов, связанных с доставкой билетов на дом, переоформлением билетов по инициативе пассажира), после осуществления проезда и перевоза, предъявления документов, подтверждающих фактические затраты по проезду и перевозу в пределах норм, установленных для соответствующих категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также членов их семей (близких родственников).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.12.2017 года №815, определен Порядок, случаи и особенности оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, отчетности по ним и организации контроля за их использованием (приложение N 1 к приказу), а также установлены категории проезда военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном (за исключением такси) транспорте (приложение N 2 к приказу).
Указания о том, что проезд военнослужащих организуется, как правило, в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок по кратчайшему маршруту, содержатся в пунктах 6 и 32 Порядка (приложение N 1 к вышеназванному приказу), т.е. формально относятся к условиям оформления, выдачи и использования воинских перевозочных документов, а не к условиям возмещения фактических затрат на проезд гражданам, уволенным с военной службы.
Вместе с тем, по смыслу приведенного выше пункта 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 08.06.2000 N 300, для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, действуют единые нормы расходов на проезд, а следовательно, для граждан, уволенных с военной службы, норма возмещения их фактических расходов на проезд также соответствует стоимости проезда в прямом беспересадочном сообщении, а при отсутствии беспересадочного сообщения - с наименьшим количеством пересадок по кратчайшему маршруту.
Разрешая спор, мировой судья на основе приведенных положений действующего законодательства сделал вывод о том, что истец ФИО имеет право на возмещение за счет Военного комиссариата Сахалинской области расходов на проезд от места жительства до места санаторно-курортного лечения и обратно частично, поскольку истец зарегистрирован по месту жительства с 10.11.2020 г. по <адрес>.
Мировым судьей сделан обоснованный вывод, что в спорный период времени ФИО переехал на постоянное место жительства <данные изъяты>, соответственно, проезд истца по маршруту <данные изъяты> не может считаться следованием с места жительства к месту санаторно-курортного лечения и обратно.
В связи с чем, мировой судья обоснованно удовлетворил требования в части возложения на ответчика обязанности возместить истцу расходы по оплате проезда по маршруту <данные изъяты> стоимостью 14 725 рублей.
Обоснованно произведен расчет процентов по правилам статьи 395 ГК РФ от невыплаченной суммы компенсации в размере 14725 рублей, что составляет в период с 24.06.2021 по 15.04.2022 год в размере 1 102 рубля 16 копеек.
Суд не принимает доводы апелляционной жалобы в части того,что надлежащим территориальным органом пенсионного и социального обеспечения является комиссариат по месту жительства истца и обязанность по оплате проезда должна быть возложена на военный комиссариат <данные изъяты>, поскольку в спорный период времени истец переехал для проживания в <данные изъяты>.
Статьей 50 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
В соответствии с п. 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.
В соответствия с пп. 39 п. 17 главы II указанного Положения основными задачами военных комиссариатов, в числе прочего, является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, а так же мировым судьей истец состоит на пенсионном учете в военном комиссариате Сахалинской области, который и обязан в данном случае нести расходы по проезду истца.
Довод апелляционной жалобы о том, что мировой судья необоснованно откладывал дела не свидетельствуют о допущенных судом нарушениях норм процессуального права при вынесении решения.
Иные доводы апелляционной жалобы о допущенных судом нарушениях связанных со сроком рассмотрения гражданских дел, не могут повлечь отмену обжалуемого решения в силу части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения. О наличии таких нарушений доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют.
Выводы мирового судьи мотивированны, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, при правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения сторон, которыми руководствовался мировой судья при рассмотрении дела, в связи с чем оснований не согласиться с этими выводами у суда апелляционной инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, решение мирового судьи является законным и обоснованным, основания к его отмене, установленные ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
о п р е д е л и л:
Решение мирового судьи судебного участка № города Южно-Сахалинска Сахалинской области от 16.02.2023 года по гражданскому делу по иску ФИО к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Сахалинской области» о взыскании денежных средств затраченных на приобретение проездных билетов к месту проведения санаторно-курортного лечения и обратно, процентов за пользование чужими денежными средствами, судебных расходов, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Сахалинской области», без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья М.Ю. Умнова