Судья: Смолова Е.К. № 21-1936 /2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 10 декабря 2020 года
Судья Самарского областного суда Чемерисова О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – ведущего ветеринарного врача СВО «Самарская СББЖ» Кузнецовой С.В. на решение судьи Советского районного суда г. Самары от 14 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, которым
Постановление руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области по делу об административном правонарушении № 63083543 от 09.06.2020 года о привлечении должностного лица ГБУ СО «СВО» Кузнецовой С.В. к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.43 КоАП РФ, - оставлено без изменения, а жалоба Кузнецовой С.В. – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее Россельхознадзора по Самарской области) от 09.06.2020 года № 63083543 должностное лицо – ведущий ветеринарный врач СВО «Самарская СББЖ» Кузнецова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде штрафа на сумму 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, должностное лицо Кузнецова С.В. обжаловала его в Октябрьский районный суд г. Самары.
Определением судьи Октябрьского районного суда г.Самары от 21 июля 2020 года жалоба Кузнецовой С.В. на вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении направлена по подведомственности в Советский районный суд г.Самары, которым 14 октября 2020 года постановлено указанное выше решение.
Кузнецова С.В. в своей жалобе просит постановление административного органа и решение районного суда отменить с прекращением производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав Кузнецову С.В., ее защитника, поддержавших жалобу, представителя Управления Росельхознадзора по Самарской области, по доверенности Степанову М.Ю., возражавшую против доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно Примечанию к указанной статье, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье, статьях 14.46.2 и 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, действующими в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1 - 2 и 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции, то есть лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения по разработке, принятию, применению и исполнению обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Действующим законодательством установлены строгие требования, предъявляемые к производству продукции в целях обеспечения ее безопасности в процессе эксплуатации для жизни и здоровья людей, окружающей среды.
В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 02 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий граждане (в том числе индивидуальные предприниматели) и юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Как установлено п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
На основании пп. 2, 5 и 6 ст. 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования. Не соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям и представляющие опасность для человека пищевые продукты, пищевые Добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия немедленно снимаются с производства или реализации.
Гигиенические показатели и нормативы безопасности подконтрольной продукции (товаров), включенной в Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе".Единые санитарные требования обязательны для соблюдения органами исполнительной власти государств - членов Евразийского экономического союза, органами местного самоуправления, юридическими лицами любой организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами. Реализация продукции, не соответствующей требованиям Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому, надзору (контролю) по микробиологическим показателям, создает угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний, а, соответственно, угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, поскольку, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что 20.05.2020 года в 14 часов 00 минут по адресу: г. Самара, ул.Ново-Садовая, д. 175, при проведении мониторинга ФГИС «Меркурий» было установлено, что в исходящих ветеринарно-сопроводительных документах отсутствуют сведения о товарно-транспортных накладных, что является нарушением п.3 ст.5 Технического Регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011 года №880 (ред. от 10.06.2014г.), пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Также достоверно установлено, что в исходящих ветеринарно-сопроводительных документах отсутствуют сведения о товарно-транспортных накладных. Отправителем продукции (раки живые в объеме 151 кг, 64 кг, 200 кг) являлся ИП ФИО4, получателем данной продукции являлся ООО <данные изъяты>
Однако, с такими выводами должностного лица, судьи согласиться нельзя по следующим основаниям.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за совершение которого установлена в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Диспозицией ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусматривается, в том числе ответственность за действия (бездействие) исполнителя, нарушающие требования технических регламентов или иных обязательных требований к продукции, процессам строительства, монтажа и наладки, а также выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 утвержден Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции").
Из части 3 статьи 5 Технического Регламента ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» от 09.12.2011 года №880 следует, что пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
Из части 5 статьи 8.3 Федерального закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Кроме того, по результатам данных мероприятий юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю может быть выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которое само по себе не порождает каких-либо конкретных прав и обязанностей.
Таким образом, проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в ходе которых мониторинг осуществляется в одностороннем порядке, а результаты данного мероприятия могут являться основанием для назначения внеплановой проверки, которая уже проводится в соответствии с требованиями Федерального закона N294-ФЗ, регулирующего вопросы проведения внеплановых проверок.
Управлением Россельхознадзора по Самарской области мониторинг проведен только на основании данных федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии – ФГИС «Меркурий», иные мероприятия им не проведены, в результате чего в полном объеме сбор достоверной и объективной информации о наличии сопроводительной документации на продукцию, осуществлен не был.
Административный орган не учел тот факт, что при оформлении ветеринарно-сопроводительных документов, ведущий ветеринарный врач Кузнецова С.В. руководствовалась соблюдением ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 27.12.2016 № 586, а не требованиями Технических регламентов.
Кроме этого, не учтено при рассмотрении дела и жалобы на постановление, что отправителем продукции (раки живые в объеме 151 кг, 64 кг, 200 кг) являлся ИП ФИО4, получателем данной продукции являлся ООО <данные изъяты>. При этом, продукция сопровождалась товаросопроводительной документацией (товарные накладные от 06.03.2020 и 27.03.2020), обеспечивающей прослеживаемость данной продукции.
В наличии товарно-транспортных накладных (ТТН) на данную продукцию не имелось, что не оспаривается. Оснований для заполнения соответствующей графы по ТТН, не было.
Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии создана в целях, в том числе оформления и выдачи ветеринарных сопроводительных документов (п. 1 ст. 4.1 Закона РФ N 4979-1).
Таким образом, программным средством оформления электронных ветеринарных сопроводительных документов является информационная система "Меркурий" - компонент Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии.
Согласно статье 18 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Указанное обстоятельство имеет существенное значение для принятия законного и обоснованного решения по данному делу об административном правонарушении, поскольку относится к установлению элементов состава конкретного правонарушения.
Исследованные судьей доказательства не позволяют установить обстоятельства правонарушения и вину Кузнецовой С.В. в совершении названного выше административного правонарушения.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемые постановление, решение судьи нельзя признать законными и обоснованными.
Изложенное с учетом приведенных выше правовых норм исключает наличие в действиях Кузнецовой С.В. вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является основанием для освобождения его от административной ответственности.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Кузнецовой С.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Советского районного суда г. Самары от 14 октября 2020 года и постановление № 63083543 от 09 июня 2020 года Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГБУ СО «СВО» ведущего ветеринарного врача Кузнецовой С.В., - отменить, жалобу Кузнецовой С.В. - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ, в отношении должностного лица ГБУ СО «СВО» ведущего ветеринарного врача ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ решение Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда (подпись)О.В. Чемерисова
.
.