УИД 63RS0021-01-2023-215-79
Судья Моисеева Л.М. дело № 33-1489/2024 (33-15191/2023)
№ 2-283/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 января 2024 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Мокшаревой О.Г.,
судей Бредихина А.В., Хаировой А.Х.,
при помощнике Сажиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора г. Октябрьск Самарской области на решение Октябрьского городского суда Самарской области от 21 июля 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления прокурора г. Октябрьск Самарской области в интересах неопределённого круга лиц, городского округа Октябрьск Самарской области к Главе городского округа Октябрьск Гожей А.В. о признании в действиях Главы неурегулированного конфликта интересов, взыскании в пользу муниципального образования Октябрьск Самарской области премиальных денежных средств и прекращении полномочий Главы за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Бредихина А.В., пояснения прокурора Сергеевой Е.С. в поддержание доводов апелляционного представления, пояснения представителя Гожей А.В. – Гусейновой Н.С., представителя Думы г.о. Октябрьск Гайер С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Октябрьск Самарской области обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц, городского округа Октябрьск Самарской области с иском к Главе городского округа Октябрьск Гожей А.В. о взыскании материального ущерба, причиненного противоправными действиями, и прекращении полномочий.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Октябрьск Самарской области на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции, в части урегулирования конфликта интересов, при назначении денежных выплат в Администрации городского округа Октябрьск Самарской области в 2020-2021 гг. Общая сумма выплаченных Главе Гожей А.В. премиальных вознаграждений в указанный выше период, с учетом частичного возврата составила 391 734 рублей 49 копеек, в том числе: 27 334 рубля 49 копеек (изначально - 47 500 рублей на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №, впоследствии - в соответствии с Распоряжением Главы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании Главы городского округа» - 27 334 рубля 49 копеек, с осуществлением возврата 33 965 рублей 51 копейка по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ); 169 400 рублей (на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №); 5 000 рублей (на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №); 190 000 рублей (на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №). На основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ № № «О премировании Главы городского округа» Гожей А.В. была выплачена премия в размере 13 800 рублей, однако в соответствии с распоряжением Главы от ДД.ММ.ГГГГ № указанное выше распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о выплате ей премии из экономии по фонду оплаты труда было отменено, оформлен возврат денежных средств в доход бюджета городского округа Октябрьск Самарской области. Принятие решений по вопросам премирования и иных выплат в отношении главы городского округа Октябрьск Самарской области относятся к исключительной компетенции Думы городского округа Октябрьск. Между тем, распорядительного правового акта о выплате премии Главе Гожей А.В. Думой городского округа Октябрьск не принималось, а она не обладала полномочиями о самостоятельном установлении себе размера премий. При издании указанных выше распоряжений нарушены требования, предусмотренные ст.ст. 10, 11, 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, так как возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Частью 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определены основания для удаления главы муниципального образования в отставку, одним из которых является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ. Неисполнение Главой Гожей А.В. требований Федеральных законов № 273-ФЗ и № 131-Ф3 является основанием для удаления главы муниципального образования в отставку. На основании изложенного, в адрес председателя Думы городского округа Октябрьск было внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, с требованием принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы Гожей А.В. Решением Думы городского округа Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении Представления Прокуратуры г. Октябрьска от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», по результатам рассмотрения представления установлено, что при исполнении своих полномочий Главой Гожей А.В. конфликт интересов не усматривается. Основания для принятия Думой городского округа Октябрьск мер реагирования в виде удаления Главы в отставку отсутствуют. Мер ответственности, установленных действующим законодательством, в том числе в виде досрочного прекращения полномочий к Главе Гожей А.В. не принято.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, и, пологая, что Гожая А.В., обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, в период времени с 2020-2021 гг., действуя незаконно, при наличии неурегулированного конфликта интересов, не обладая необходимыми полномочиями, в отсутствие распорядительного правового акта Думы городского округа Октябрьск, неоднократно издавала распоряжения о премировании самой себя, в результате чего ей незаконно и необоснованно из бюджета городского округа Октябрьск Самарской области были выплачены денежные средства в размере 391 734 рублей 49 копеек, прокурор г. Октябрьск Самарской области просил суд:
- признать в действиях Гожей А.В. по вынесению распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № №, от ДД.ММ.ГГГГ № (с учетом распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №), неурегулированного конфликта интересов;
- взыскать с Гожей А.В. в пользу муниципального образования Октябрьск Самарской области денежные средства в размере 391 734 рубля 49 копеек;
- прекратить полномочий Главы Гожей А.В. за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор г. Октябрьск выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит его отменить, постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседании судебной коллегии прокурор Сергеева Е.С. доводы апелляционного представления поддержала.
В заседании судебной коллегии представитель Гожей А.В. – Гусейнова Н.С. просила оставить решение суда без изменения.
В заседании судебной коллегии представитель Думы г.о. Октябрьск – Гайер С.В. просил оставить решение суда без изменений.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, своевременно и правильно извещались о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу статей 167 и 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на апелляционное представление, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, в порядке, предусмотренным статьей 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, решением № от ДД.ММ.ГГГГ Думы городского округа Октябрьск «Об избрании на должность Главы городского округа Октябрьск Самарской области» на должность Главы городского округа Октябрьск Самарской области сроком на пять лет избрана Гожая А.В.
Распоряжением Главы № от ДД.ММ.ГГГГ «О вступлении в должность Главы городского округа Октябрьск Самарской области» Гожая А.В. вступила в должность с ДД.ММ.ГГГГ.
В 2020-2021 гг. Главой Гожей А.В. изданы распоряжения о премировании Главы городского округа Гожей А.В.
Общая сумма выплаченных Гожей А.В. премиальных вознаграждений в указанный выше период, с учетом частичного возврата, составила 391 734 рублей 49 копеек, в том числе:
27 334 рубля 49 копеек (изначально - 47 500 рублей из экономии фонда оплаты труда на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ № впоследствии - в соответствии с Распоряжением Главы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в распоряжение Администрации городского округа Октябрьск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О премировании Главы городского округа» в размере 27 334 рубля 49 копеек, с осуществлением возврата 33 965 рублей 51 копейка по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ);
169 400 рублей (за выполнение особо важных и сложных заданий, результаты которых способствовали достижению Самарской областью значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №);
5 000 рублей (в честь дня местного самоуправления на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №);
190 000 рублей (за выполнение особо важных и сложных заданий, результаты которых способствовали достижению Самарской областью значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц на основании распоряжения Главы от ДД.ММ.ГГГГ №).
Усмотрев в действиях Главы по вынесению данных распоряжений наличие конфликта интересов прокурор г. Октябрьска Самарской области обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Установлено, что приведенная истцом в исковом заявлении ситуация конфликта интересов ранее была предметом рассмотрения Октябрьским городским судом Самарской области в рамках административного дела № 2а-97/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Октябрьска Самарской области в интересах неопределённого круга лиц к Думе городского округа Октябрьск Самарской области об оспаривании решений, действий (бездействий) и возложении обязанности совершить определенные действия (далее - административное дело № 2а-97/2022).
Прокуратурой г. Октябрьска Самарской области на основания решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, решения о продлении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции, в части урегулирования конфликта интересов, при назначении денежных выплат в Администрации городского округа Октябрьск, в ходе которой установлено, что Главой Гожей А.В. самостоятельно, путем издания соответствующих распоряжений были назначены себе выплаты премий.
При этом, как следовало из представленной информации председателя Думы городского округа Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ № о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Постоянная комиссия Думы городского округа Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения и вопросам депутатской этики не была уведомлена.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г. Октябрьска Самарской области в Думу городского округа Октябрьск внесено представление № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором предложено рассмотреть данное представление и принять меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий Главы Гожей А.В.
На заседании постоянной комиссии Думы городского округа Октябрьск по законности, правопорядку, общественной безопасности населения, вопросам депутатской этики и предупреждению коррупции ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о проведении коррупционной проверки в отношении Главы городского округа с целью всестороннего изучения представленных сведений и установления фактов наличия либо отсутствия состава правонарушения, по результатам которой было вынесено мотивировочное заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в действиях Главы Гожей А.В. признаков коррупционного правонарушения и конфликта интересов не усматривается.
Из решения Октябрьского городского суда Самарской области от 14.04.2022 по административному делу № 2а-97/2022 следует, что требования административного истца о признания незаконным бездействия Думы городского округа Октябрьск суд посчитал необоснованными, поскольку представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ № было рассмотрено компетентным органом - Думой городского округа Октябрьск. По итогам рассмотрения представления было вынесено Решение от ДД.ММ.ГГГГ №. Данным решением было установлено отсутствие конфликта интересов. Таким образом, Думой городского округа Октябрьск были совершены все предусмотренные законодательством действия по рассмотрению представления. Требования прокурора о признании незаконным Решения от ДД.ММ.ГГГГ № судом признаны необоснованными, поскольку данное решение было принято Думой городского округа Октябрьск в пределах своих законодательно установленных полномочий. Разрешая требования прокурора о возложении на Думу городского округа Октябрьск обязанности досрочно прекратить полномочия Главы, суд посчитал их также необоснованными, поскольку у Думы городского округа Октябрьск отсутствует обязанность по удалению Главы городского округа Октябрьск в отставку, поскольку, в соответствии с положениями ч.1 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, представительный орган муниципального образования вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
С учетом изложенного, установив, что премии, назначенные вышеназванными распоряжениями, входят в состав денежного довольствия Главы, поэтому при наличии права на получение премий и в отсутствие в Положении о денежном вознаграждении и гарантиях осуществления полномочий Главы, утвержденном решением Думы городского округа Октябрьск от ДД.ММ.ГГГГ №, норм о порядке и должностном лице, которое имеет полномочия принимать решение о выплате премий главе муниципального образования, в том числе, за выполнение особо важных и сложных заданий, Гожая А.В., как глава муниципального образования в силу полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, Устава, имела право на принятие решений о выплате премий, и ее действия не могут быть расценены как необоснованное расходование бюджетных средств и не свидетельствуют о наличии у нее личной заинтересованности, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, и считает оспариваемое решение законным и обоснованным и не усматривает предусмотренных законом оснований к его отмене, по следующим основаниям.
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
Частью 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что выборным должностным лицом органа местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Выборное должностное лицо местного самоуправления относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
В соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 23 Устава Глава городского округа Октябрьск - высшее выборное должностное лицо городского округа, избираемое Думой городского округа Октябрьск из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляющее Администрацию городского округа Октябрьск.
Согласно п. 4.1 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Из части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ следует, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных указанными выше федеральными законами.
Данные положения федерального закона отражены также в Уставе Думы городского округа Октябрьск.
Согласно ч. 6 ст. 24 Устава Глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В силу пп. 4 ч. 1 ст. 24.1 Устава основанием для удаления Главы в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены указанными выше федеральными законами.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского городского суда Самарской области от 14.04.2022 установлено, что Гожая А.В., как Глава муниципального образования в силу полномочий, предусмотренных положениями Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, Устава, имела право на принятие решений о выплате премий, и ее действия не могут быть расценены как необоснованное расходование бюджетных средств и не свидетельствуют о наличии у нее личной заинтересованности.
Установив, что Гожая А.В. имела право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий, достижение определенных социально-экономических показателей деятельности органов местного самоуправления, поскольку она в спорный период (2020-2021 гг.) ежегодно представляла отчет о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации, работа Гожей А.В. как главы была оценена Губернатором Самарской области и Правительством Самарской области положительно, средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое использование бюджетных средств, а доказательств того, что в результате выплаты Главе Гожей А.В. премий были превышены нормативы расходов бюджета муниципального образования, не имеется, как и доказательств, подтверждающих недобросовестность Главы Гожей А.В. при получении премий, премиальные денежные средства в сумме 391 734 рубля 49 копеек, получены Главой Гожей А.В. на законных основаниях и не обладают признаками, определенными статьей 1102 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что указанные денежные средства не подлежат взысканию в местный бюджет как неосновательное обогащение.
Руководствуясь положениями ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, установив, что Глава Гожая А.В. в отсутствие в её действиях коррупционной составляющей, не является стороной конфликта интересов, суд пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования прокурора о прекращении полномочий Главы Гожей А.В. удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционного представления судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, по существу сводятся к несогласию с выводами, к которым пришел суд первой инстанции, к переоценке представленных доказательств, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств.
Судом все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского городского суда Самарской области от 21 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора г. Октябрьск Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 31.01.2024.