Гражданское дело № 2-2251/2022
№ 24RS0024-01-2022-002784-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2022года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Дмитриенко Н.С.,
при секретаре Шаповаловой Е.В.
с участием процессуального истца помощника Канского межрайонного прокурора Здорововой Г.С.,
представителя ответчика Управление образования администрации г. Канска – Штрахова Ю.В., действующего на основании доверенности от 04.08.2022 года,
представителя ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» - Першиной Е.И., действующей на основании распоряжения № 471 от 05.05.2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка», Управлению образования администрации г. Канска о возложении обязанности,
установил:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка», Управлению образования администрации г. Канска о возложении обязанности провести в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда комплексное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу; г. Канск, мкр. Солнечный, д. 57/1 в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», мотивируя свои требования тем, что МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» является некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий в сфере образования. Образовательный процесс осуществляется в здании 1987 года постройки, расположенном по адресу: г. Канск, мкр. Солнечный, д. 57/1. Указанное здание детского сада является муниципальной собственностью и закреплено за детским садом на праве оперативного управления. Несмотря на требования закона детским садом эксплуатационный контроль здания должным образом не осуществляется, при весенних и осенних осмотрах современные средства технической диагностики не используются, комплексное обследование технического состояния здания (сооружения) специализированной организацией не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания детей. 23.12.2021 года Канским межрайонным прокурором, главе г. Канска вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства об образовании. Из информации администрации г. Канска следует, что Управление образования администрации г. Канска составлен график осмотров зданий подведомственных образовательных учреждений специализированными организациями на трехлетний период. В частности обследование здания Детского сада состоится в 2023 году. Вместе с тем, непроведение должного эксплуатационного контроля влечет несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, что является недопустимым. Возможность реализации детьми права на получение образования не должна ставиться в зависимости от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования в безопасных условиях. При указанных обстоятельствах, с учетом существующей угрозы жизни и здоровью обучающихся и работников детского сада, принимаемые администрацией г. Канска меры явно недостаточны, что свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению безопасного образования, что недопустимо.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Здоровова Г.С. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управление образования администрации г. Канска – Штрахов Ю.В. (по доверенности), в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, пояснил, в сентябре 2022 года ожидается поступление денежных средств для данных обследований силами специализированных организаций.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» - Першина Е.И. (заведующая), в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что после получения искового заявления, направила информационное письмо в УО администрации г. Канска о выделении денежных средств на обследование силами специализированной организации, ответ до настоящего времени не получен.
Представитель третьего лица Администрации г. Канска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Выслушав требования прокурора, пояснения ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 28, ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ст. 296 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Если иное не предусмотрено федеральным законом, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, обязано вести журнал эксплуатации здания, сооружения, в который вносятся сведения о датах и результатах проведенных осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга оснований здания, сооружения, строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, их элементов, о выполненных работах по техническому обслуживанию здания, сооружения, о проведении текущего ремонта здания, сооружения, о датах и содержании выданных уполномоченными органами исполнительной власти предписаний об устранении выявленных в процессе эксплуатации здания, сооружения нарушений, сведения об устранении этих нарушений.
Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 г. № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения. Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения, контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации, до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27 декабря 2012 г. №1984-ст предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих вне благоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.) с учетом изменений, происходящих во времени, для установления состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
При комплексном обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для проведения вариантного проектирования реконструкции или капитального ремонта объекта. При обследовании технического состояния здания и сооружения получаемая информация должна быть достаточной для принятия обоснованного решения о возможности его дальнейшей безаварийной эксплуатации (случай нормативного и работоспособного технического состояния). При обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: - грунты основания, фундаменты, ростверки и фундаментные балки; - стены, колонны, столбы; - перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны и др.); - балконы, эркеры, лестницы, подкрановые балки и фермы; - связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжения конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок опирания.
В судебном заседании установлено: что Канским межрайонным прокурором проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании и законодательства регламентирующего безопасность пребывания несовершеннолетних в деятельности МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка».
За Учреждением на праве оперативного управления закреплено нежилое здание, расположенное по адресу: г. Канск, мкр. Солнечный, д. 57/1 (год постройки - 1987), общей площадью 2143,8 кв.м, двухэтажное, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Несмотря на вышеуказанные требования закона МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» эксплуатационный контроль зданий должным образом не осуществляет, при весенних и осенних осмотрах здания в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988г. № 312 современные средства технической диагностики не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия обучения, воспитания обучающихся.
Согласно информации, представленной администрацией г. Канска от 08.02.2022 года № 577 следует, что Управлением образования администрации г. Канска составлен график осмотров зданий подведомственных образовательных учреждений специализированными организациями на трехлетний период. В частности обследование здания детского сада состоится в 2023 году.
23 декабря 2021 горда прокуратурой района в адрес МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» направлено представление об устранении нарушений законодательства регламентирующего безопасность пребывания в образовательных учреждениях, однако выполнение требований прокурора в полном объёме не обеспечено.
В своих пояснениях, в судебном заседании представитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» не возражала против удовлетворения иска.
В соответствии с п. 1.8 устава Учреждения, утвержденного постановлением главы администрации г. Канска № 1434 от 29.08.2014 года, учредителем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка» является муниципальное образование – город Канск в лице администрации г. Канска Красноярского края.
Функции и полномочия учредителя МБДОУ в пределах своей компетенции осуществляет Управление образования администрации г. Канска (п. 1.9 Устава).
На основании пп. 1, 3, 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Непроведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий Учреждения путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает гарантированные Конституцией РФ, иными нормативными актами права обучающихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка», Управлению образования администрации г. Канска о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 49 «Росинка», Управление образования администрации г. Канска - провести в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда комплексное обследование технического состояния здания, расположенного по адресу; г. Канск, мкр. Солнечный, д. 57/1 в соответствие с требованиями ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.С. Дмитриенко
Дата изготовления мотивированного решения: 08.08.2022 года.