Дело № 2-2962/2022
59RS0007-01-2022-001043-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2022 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Лобастовой О.Н.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО3,
ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к ФИО1 о взыскании расходов на обучение,
у с т а н о в и л :
ОАО «Российские железные дороги» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании расходов на обучение. В обоснование своих требований указало, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком ФИО1 заключен ученический договор от №, регулирующий отношения, связанные с профессиональным обучением ФИО1 по профессии <данные изъяты> электровоза на базе Пермского подразделения Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 3.2 Ученического договора ОАО «РЖД» обязалось обеспечить ФИО1 возможность прохождения производственного обучения, выплачивать на период обучения стипендию и по окончании обучения заключить с ним трудовой договор по полученной профессии. ФИО1 обязался после обучения проработать в ОАО «РЖД» по трудовому договору не менее 3 лет. После прохождения курса теоретического и производственного обучения в Центре и сдачи квалификационного экзамена ФИО1 на основании решения квалификационного комиссии от ДД.ММ.ГГГГ присвоена профессия «<данные изъяты>», выданы свидетельства № и №. ДД.ММ.ГГГГ ОАО «РЖД» заключен с ФИО1 трудовой договор, ФИО1 принят на работу в соответствии с полученной профессией <данные изъяты> (передаточно-вывозное движение). ДД.ММ.ГГГГ приказом ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника, в связи с чем в нарушение ученического договора ФИО1 по окончании обучения отработал в ОАО «РЖД» менее трех лет. За период обучения в учебном центре выплачена стипендия в сумме 70 <данные изъяты>. ОАО «РЖД» в связи с обучением ФИО1 затрачено <данные изъяты> рублей.
На основании вышеизложенного, истец просит взыскать с Вострецова В.М. в пользу ОАО «РЖД» расходы на обучение в сумме 94 117 рублей 61 копейка, расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 024 рубля.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.
Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости – в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В силу ст. 198 ТК РФ, работодатель – юридическое лицо (организация), имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение за счет средств работодателя, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Согласно ст. 249 ТК РФ в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Российские железные дороги» (Работодатель) и ФИО1 (Ученик) был заключен ученический договор №, регулирующий отношения между Работодателем и Учеником, связанные с профессиональным обучением последнего по профессии <данные изъяты> в Свердловский учебный центр профессиональных квалификаций Пермское подразделение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23-24).
В соответствии с п. 3.2 Ученического договора ОАО «РЖД» обязалось обеспечить Ученику возможность прохождения производственного обучения, выплачивать ему на период обучения стипендию и по окончании обучения заключить трудовой договор по полученной профессии.
В соответствии с п.п. 3.1.9 п.п. 3.1 Ученического договора Ученик обязался после обучения проработать в ОАО «РЖД» по трудовому договору не менее 3 лет.
После прохождения курса теоретического и производственного обучения в Центре и сдачи квалификационного экзамена ФИО1 на основании решения квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ присвоена профессия «<данные изъяты>», выданы свидетельства № и № (л.д. 25).
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» и ФИО1 заключен трудовой договор №, согласно которого ФИО1 принят на работу в соответствии с полученной профессией <данные изъяты> (передаточно-вывозное движение), что также подтверждается приказом №ЛС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19, 20-22).
ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор между ОАО «РЖД» и ФИО1 расторгнут на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по инициативе работника) (л.д. 29).
За период обучения ФИО1 выплачена стипендия в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, что подтверждается расчетными листками (л.д. 30-33).
Как следует из сметы расходов Пермского подразделения Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций по подготовке помощника машиниста <данные изъяты> ФИО1 в период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ затраты на подготовку одного работника составили <данные изъяты> рублей (л.д. 34).
Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ Ученического договора, Ученик обязан в течение 1 месяца со дня расторжения Работодателем в соответствии с подпунктом 2.2.2 настоящего договора или Учеником по собственной инициативе возместить Работодателю выплаченную Ученику стипендию и другие затраты, понесенные Работодателем на обучение и материальное обеспечение Ученика, исчисленные пропорционально фактически неотработанному после окончания обучения времени.
Пунктом 3.1.9 Ученического договора предусмотрено, что работник обязуется проработать после обучения по трудовому договору на должности, предложенной Работодателем по полученной профессии, квалификации не менее трех лет.
Таким образом, суд приходит к выводу, что из условий Ученического договора следует, что, заключая указанный договор, стороны фактически регламентировали отношения, регулируемые нормами трудового законодательства, а из содержания указанных документов усматривается, что между ОАО «Российские железные дороги» и ФИО1 был заключен договор о профессиональной подготовке, по которому ОАО «Российские железные дороги» обязалось оплатить обучение ФИО1 на базе Пермского подразделения Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 принял на себя обязательства пройти обучение и по его окончании отработать у истца 3 года.
Истцом были понесены расходы за обучение работника в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейка, из них: <данные изъяты> рублей обучение, <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек стипендия, ответчик не отработал 3 года в ОАО «Российские железные дороги» и был уволен.
Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы.
Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
В силу положении ст. 199 ТК РФ ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
В силу ст. 206 ТК РФ условия ученического договора, противоречащие настоящему Кодексу, коллективному договору, соглашениям, являются недействительными и не применяются.
Согласно ст. 249 ТК РФ, в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 1 ТК РФ основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 196 ТК РФ работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Следовательно, правоотношения, возникающие между работником и работодателем из договора о профессиональной подготовке в образовательном учреждении, регулируются Трудовым кодексом РФ, и иными актами, содержащими нормы трудового права. Заключая договор о профессиональной подготовке, работодатель вступает с работником (учеником) в отношения по профессиональному обучению (подготовке и переподготовке работников), которые непосредственно связаны с трудовыми отношениями и подпадают под действие трудового законодательства.
Доводы ответчика о том, что обучение в связи с введением ограничительных мер он стал проходить самостоятельно и дистанционно, в связи с чем необходимо произвести перерасчёт затрат на обучение, не могут быть приняты во внимание.
В связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой, группа подготовки по профессии «<данные изъяты>» согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ направлена для прохождения производственной практики в качестве дублера помощника машиниста тепловоза с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО1
С ДД.ММ.ГГГГ обучение группы ПМТЭ-307-19 было продолжено в дистанционном формате на платформе ZOOM.
Обучение ответчиком пройдено, получены свидетельства о квалификации №, 4500 по профессиональной подготовке <данные изъяты> (л.д.25).
Как пояснял ответчик, после окончания обучения, он неоднократно обращался к истцу за трудоустройством, однако в заключении трудового договора было отказано со ссылкой на то, что прием сотрудников временно приостановлен.
Телеграммой ОАО «РЖД» было рекомендовано в первом квартале 2020 года ограничить прием работников, не связанных напрямую с осуществлением производственного процесса, до особого указания (л.д.94).
Однако данные доводы правового значения не имеют, поскольку трудовой договор с ответчиком заключен был, на работу ФИО1 был принят, что подтверждается трудовым договором, приказом о приеме на работу.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие доказательств погашения расходов на обучение, суд считает требования истца о взыскании с ответчика 94 117 рублей 61 копейка законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования в части взыскания расходов по госпошлине соответствуют положениям ст. 98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ и подлежат удовлетворению в размере 3 024 рубля.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, главой 22 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 94 117 ░░░░░░ 61 ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 024 ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19.09.2022 ░░░░.