Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2021 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Панковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Носовой О.В.,
с участием прокурора Валюткиной С.Ш.,
представителя административных истцов Мещерякова В.А.,
представителя Думы городского округа Самара Плаксюк С.А.,
представителя Администрации г.о.Самара и Главы г.о.Самара Володиной М.А.,
представителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара Дубовицкой Е.И.,
представителя Администрации Самарского внутригородского района г.о.Самара Нугманова А.Н.,
представителя Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара Флигель А.А.,
представителя Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара Мачулиной Ю.А.,
представителя Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара Абрамова А.А.,
представителя Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара Жукова А.Г.,
представителя Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара Захаровой О.Г.,
представителя Администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара Мироновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-836/2021 по административному исковому заявлению Жилищно-строительного кооператива № 189, Товарищества собственников жилья «МИР-2», Товарищества собственников жилья «МОНОЛИТ-2000», Потребительского жилищно-строительного кооператива «Енисей», Товарищества собственников жилья № 290, Товарищества собственников жилья № 205, Товарищества собственников недвижимости «СОЮЗ», Товарищества собственников жилья № 91, Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ-СЕРВИС» к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444 утверждены Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее Правила благоустройства территории).
Правила устанавливают единые и обязательные требования к созданию и содержанию объектов благоустройства, внешнему виду фасадов зданий, сооружений, планируемых к строительству (реконструкции) или капитальному ремонту, надлежащему содержанию территории городского округа Самара (далее - городской округ) и территорий внутригородских районов городского округа Самара (далее - внутригородские районы) для всех юридических (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и физических лиц и направлены на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории городского округа.
Статья 4 Правил благоустройства территории определяет границы прилегающих территорий:
1. В целях закрепления территории в городском округе для содержания и благоустройства границы прилегающих территорий устанавливаются:
- путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории;
- путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между администрацией внутригородского района (уполномоченный орган) и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом (далее - соглашение). В этом случае приложением к соглашению будет являться карта-схема прилегающей территории.
Не допускается одновременное применение указанных способов к одним и тем же зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам.
2. Границы прилегающей территории устанавливаются путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, при отсутствии заключенного соглашения.
3. Границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, не имеющим ограждающих устройств, определяются по периметру от фактических границ указанных зданий, строений, сооружений.
Границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, имеющим ограждающие устройства, определяются по периметру от указанных устройств.
Границы территории, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям, у которых определены технические или санитарно-защитные зоны, определяются в пределах указанных зон.
Границы территории, прилегающей к земельному участку, границы которого сформированы в соответствии с действующим законодательством, определяются от границ такого земельного участка.
Границы территории, прилегающей к земельному участку, границы которого не сформированы в соответствии с действующим законодательством, определяются от фактических границ расположенных на таком земельном участке зданий, строений, сооружений.
Границы территории, прилегающей к земельному участку, занятому садоводческими, огородническими некоммерческими объединениями граждан, определяются от границ земельного участка такого объединения.
4. Границы прилегающей территории определяются в периметре, образуемом путем отступа в метрах от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения:
1) для отдельно стоящих нестационарных объектов потребительского рынка (киосков, торговых остановочных комплексов, павильонов, автомоек и других), расположенных:
- на территориях жилых зон, территориях общего пользования - 10 м от внешней границы объекта;
- на территориях производственных зон - 5 м;
- на остановочных площадках городского пассажирского транспорта - 10 м;
- на прочих территориях - 5 м;
2) для сгруппированных на одной территории двух и более объектов потребительского рынка - 20 м;
3) для территорий розничных мини-рынков, рынков, ярмарок - 50 м;
4) для учреждений социальной сферы (школы, дошкольные учреждения, учреждения культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта и так далее) - 5 м;
5) для индивидуальных жилых домов - 10 м, а со стороны въезда (входа) - до автомобильной дороги, внутриквартального проезда;
6) для многоквартирных жилых домов (в случае если земельный участок сформирован в соответствии с положениями действующего законодательства, сведения о местоположении его границ внесены в Единый государственный реестр недвижимости) - 25 м от границ земельного участка;
7) для нежилых зданий:
- не имеющих ограждений - 25 м от фактических границ нежилых зданий;
- имеющих ограждение - 25 м от ограждения;
8) для автостоянок - 10 м от границы земельного участка;
9) для промышленных предприятий всех форм собственности - 50 м;
10) для строительных площадок - 15 м;
11) для отдельно стоящих тепловых, трансформаторных подстанций, зданий и сооружений инженерно-технического назначения, опор линий электропередачи, мачт, байпасов, расположенных на территориях общего пользования - 5 м;
12) для гаражно-строительных кооперативов, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ - 25 м;
13) для автозаправочных станций (далее - АЗС), автогазозаправочных станций (далее - АГЗС) - 50 м, включая подъезды к объектам;
14) для иных территорий:
- железнодорожных путей общего пользования и промышленного железнодорожного транспорта - в пределах полосы отвода (откосы выемок и насыпей, переезды, переходы через пути);
- обособленных трамвайных путей - по 0,7 м от крайнего рельса с каждой стороны пути вне зависимости от ширины междупутья;
- контейнерных (бункерных) площадок - 10 м;
- входов в подземные и надземные пешеходные переходы, в том числе наземные и подземные пешеходные переходы, совмещенные с входами на станции метрополитена - 5 м наземной части перехода или вестибюля;
- наземных, надземных инженерных сетей и коммуникаций - 5 м;
- рекламных конструкций - 5 м от основания рекламной конструкции.
5. Определенные согласно пункту 4 настоящей статьи территории включают в себя тротуары, дворовые территории, зеленые насаждения, газоны и иные объекты благоустройства, но ограничиваются полосой отвода автомобильной дороги, внутриквартальным проездом, границей прилегающей территории другого юридического, физического лица, индивидуального предпринимателя.
6. В случае совпадения (наложения) границ территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам, границы прилегающих территорий устанавливаются на равном удалении от указанных объектов.
7. В целях заключения соглашения собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом подготавливается карта-схема на бумажном носителе в произвольной форме, которая должна содержать следующие сведения:
1) адрес здания, строения, сооружения, земельного участка, в отношении которого устанавливаются границы прилегающей территории (при его наличии), либо обозначение места расположения данных объектов с указанием наименования (наименований) и вида (видов) объекта (объектов) благоустройства;
2) сведения о собственнике и (или) ином законном владельце здания, строения, сооружения, земельного участка, а также уполномоченном лице: наименование (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество (для индивидуального предпринимателя и физического лица), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес, контактные телефоны;
3) схематическое изображение границ здания, строения, сооружения, земельного участка;
4) схематическое изображение границ территории, прилегающей к зданию, строению, сооружению, земельному участку;
5) схематическое изображение, наименование (наименования) элементов благоустройства, попадающих в границы прилегающей территории.
8. Карта-схема направляется собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом в уполномоченный орган для подготовки проекта соглашения.
9. Администрации внутригородских районов с учетом имеющихся у них сведений о зданиях, строениях, сооружениях, земельных участках, расположенных в муниципальном образовании, вправе самостоятельно направлять собственникам и (или) законным владельцам указанных объектов либо уполномоченным лицам проект соглашения с приложением к нему карты-схемы.
10. Администрации внутригородских районов определяют порядок заключения соглашений и внесения в них изменений.
11. Содержание и благоустройство территорий, не принадлежащих юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на праве собственности или ином вещном праве и не закрепленных за ними в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется администрациями внутригородских районов.
Административные истцы обратились в суд с административным иском, в котором с учетом утонений просили признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу часть 2, часть 4 пункты 6, 7 статьи 4 «Определение границ прилегающих территорий» Правил благоустройства.
Свои требования мотивировали тем, что в управлении административных истцов находятся многоквартирные дома, у ООО «ДОМ-СЕРВИС» в собственности находится нежилое здание. Оспариваемыми положениями нормативного правового акта нарушаются права, свободы и законные интересы административных истцов, так как на них возложены обязанность по содержанию территории, которая не принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в управляемых ими многоквартирных домах, а также не принадлежит собственникам нежилых зданий. Возложение указанных обязанностей возможно только по соглашению договаривающихся сторон. Обязанность физических и юридических лиц по решению за счет собственных средств вопросов местного значения неправомерна. Считают, что оспариваемые положения Правил приняты с нарушениями норм законодательства, не соответствуют ст.71 Конституции РФ, ст.210 ГК РФ, ст.ст.7, 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и иным нормам гражданского, жилищного и земельного законодательства.
Представитель административных истцов по доверенности Мещеряков В.А. в судебном заседании поддержал административный иск с учетом уточнений по вышеизложенным основаниям.
Представитель Думы городского округа Самара по доверенности от 26.04.2021 года № 19-д Плаксюк С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, пояснив, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии с нормами действующего федерального законодательства и законодательства Самарской области, не нарушает права и законные интересы заявителя. Процедура принятия нормативного правового акта и его опубликование соблюдены. Оспариваемый порядок определения границ прилегающих территорий, установленный Правилами благоустройства территории, в силу федерального законодательства отнесен к компетенции органов местного самоуправления и полностью соответствуют Закону Самарской области от 13.06.2018 года № 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области».
Представитель Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара по доверенности от 09.01.2020 года № 1-03/2-06-01/4 Дубовицкая Е.И. возражала против удовлетворения заявленных административных требований, поддерживая позицию административного ответчика.
Представитель Администрации городского округа Самара и Главы г.о.Самара по доверенности от 03.01.2021 года № 1-01/00-01/22 Володина М.В., а также представитель Администрации Самарского внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 11.01.2021 года № 16/5-02/18 Нугманов А.Н., представитель Администрации Ленинского внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 08.02.2021 года № 10/00-02/518 Флигель А.А., представитель Администрации Октябрьского внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 25.05.2021 года № 12/1-02/1790 Мачулина Ю.А., представитель Администрации Железнодорожного внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 11.01.2021 года № 2д Абрамов А.А., представитель Администрации Промышленного внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 11.01.2021 года № 14/2-01/10 Жуков А.Г., представитель Администрации Советского внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 11.01.2021 года № 14-03-01 Захарова О.Г., представитель Администрации Кировского внутригородского района г.о.Самара по доверенности от 30.12.2020 года № 04/00-04/7161 Миронова Е.Н. в судебном заседании возражали против удовлетворения административного иска по основаниям, аналогичным позиции административного ответчика.
Представители Администраций Куйбышевского, Красноглинского внутригородских районов г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили письменные возражения, в которых просили отказать в удовлетворении заявленных требований, дело рассмотреть в их отсутствие.
Прокурор в судебном заседании полагал необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.25 ч.1 ст.16 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.п.36, 38 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населённых пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
На основании п.11 ч.10 ст.35 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, пп. и.2 п.5 ст.23 Устава городского округа Самара, утверждение правил благоустройства территории городского округа Самара отнесено к исключительным полномочиям Думы городского округа Самара, являющейся в соответствии со ст.22 Устава городского округа Самара представительным органом муниципального образования – городской округ Самара с внутригородским делением.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования - это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В связи с изложенным, Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара утверждены решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444 уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара, в рамках установленной компетенции.
Решение Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444 опубликовано в газете «Самарская газета» от 13.08.2019 года № 157.
Административными истцами не оспаривается процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта и порядок его опубликования.
Административные истцы привлекались к административной ответственности, с них взыскивались денежные суммы в счет возмещения ущерба, за ненадлежащее содержание прилегающей территории, границы которых определялись в соответствии с оспариваемыми положениями.
Из приведенных выше норм применительно к обстоятельствам настоящего административного дела следует, что благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности и его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территорий, содержание территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов. Для достижения данной цели в правилах благоустройства территории устанавливаются требования к благоустройству и элементам благоустройства, а также комплекс соответствующих мероприятий, осуществляемый в том числе, и собственниками и (или) иными законными владельцами зданий, строений, сооружений, земельных участков.
В соответствии со ст.45.1 ФЗ РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Из приведенных федеральных норм прямо следует, что муниципальное образование вправе установить порядок участия собственников и (или) иных законных владельцев земельных участков в содержании прилегающих территорий, а также порядок участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, определять границы прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.37 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ч.9 ст.55.25 ГрК РФ, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
На территории Самарской области принят и действует Закон Самарской области от 13.06.2018 года № 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области», который устанавливает порядок определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства, который не должен быть нарушен при его закреплении в правилах благоустройства всех муниципальных образований Самарской области.
Указанный Закон Самарской области устанавливает основные принципы определения границ прилегающих территорий, основания определения границ прилегающих территорий и основные требования к определению этих границ, механизм определения границ территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам.
Согласно ст.5 Закона Самарской области «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области», правилами благоустройства территории муниципального образования могут быть определены следующие способы установления границ прилегающей территории:
- путем определения в метрах расстояния от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения до границы прилегающей территории с учетом особенностей, предусмотренных ст.6 данного закона,
- путем определения границ прилегающей территории соглашением об определении границ прилегающей территории, заключаемым между уполномоченным органом и собственником или иным законным владельцем здания, строения, сооружения, земельного участка либо уполномоченным лицом.
Допускается установление в Правилах благоустройства территории муниципального образования обоих способов определения границ прилегающей территории. Такое установление допускается при определении правилами благоустройства территории муниципального образования условий, исключающих одновременное применение указанных способов к одним и тем же зданиям, строениям, сооружениям, земельным участкам.
Таким образом, действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
Статьей 4 Правил благоустройства территории установления определения границ прилегающей территории в метрах расстоянии от здания, строения, сооружения, земельного участка или ограждения, при отсутствии соглашений, не противоречит нормам законодательства, имеющим большую силу.
Суд также полагает, что оспариваемые пункты ч.2, 4 ст.4 Правил не противоречат гражданскому, жилищному, земельному законодательству Российской Федерации, поскольку правоотношения в сфере благоустройства территорий урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании изложенного, суд полагает, что административные исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Жилищно-строительного кооператива № 189, Товарищества собственников жилья «МИР-2», Товарищества собственников жилья «МОНОЛИТ-2000», Потребительского жилищно-строительного кооператива «Енисей», Товарищества собственников жилья № 290, Товарищества собственников жилья № 205, Товарищества собственников недвижимости «СОЮЗ», Товарищества собственников жилья № 91, Общества с ограниченной ответственностью «ДОМ-СЕРВИС» к Думе городского округа Самара об оспаривании в части Правил благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утвержденных решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 года № 444, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.06.2021 года.
Председательствующий: М.А.Панкова