Дело № 2-241/2021
37RS0017-01-2021-000462-71
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 июня 2021 года г. Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи: Созиновой Н.А.,
при помощнике судьи Касаткиной Т.А.,
с участием:
представителя истца Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области Корниловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференцсвязи гражданское дело по исковому заявлению Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Земляникина Е.А. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения проверки факта самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения,
установил:
Служба государственной жилищной инспекции <адрес> (далее - Ивгосжилинспекция) обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Земляникина Е.А., в котором просит обязать Земляникина Е.А. предоставить доступ в жилое помещение № <адрес> микрорайоне Южный <адрес> с целью проведения проверки факта самовольной перепланировки и (или) переустройства жилого помещения по указанному адресу.
Иск мотивирован тем, что на основании поступившего обращения Главы муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> от <дата> приказом Ивгосжилинспекции №-н от <дата> было принято решение о проведении проверки в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>, принадлежащего на праве собственности Земляникина Е.А., с целью подтверждения или опровержения факта самовольно выполненной перепланировки и (или) переустройству жилого помещения. Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки, назначенной на <дата>, было направлено Ивгосжилинспекцией Земляникина Е.А. заказным письмом. Однако, <дата> ответчик представителю Ивгосжилинспекции доступ в квартиру не обеспечила, о чем был составлен соответствующий акт. Таким образом, Земляникина Е.А. воспрепятствовала законной деятельности должностного лица Ивгосжилинспекции по проведению проверки. В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, также требующая внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Как указано в ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения. В соответствии со ст. 20 ЖК РФ, пунктом 1.3 Положения о Службе государственной жилищной инспекции <адрес>, утвержденного Постановлением правительства <адрес> от <дата> №-п, Ивгосжилинспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции региональный государственный жилищный надзор (контроль) за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от форм собственности, его инженерного оборудования, техническим состоянием жилищного фонда общего имущества собственников в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, соблюдением правил пользования жилыми помещениями, а также использованием их по назначению. На основании пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, предметом проверок органов государственного жилищного надзора является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Таким образом, действия ответчика, препятствующие доступу в квартиру сотрудникам Ивгосжилинспекции для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилого помещения, нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций. Кроме того, действия ответчика - собственника жилого помещения также нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а именно: проживающих в этом же доме граждан, поскольку возможная незаконная перепланировка (переустройство) в квартире ответчика может угрожать целостности других помещений и находящемуся в помещениях имуществу в этом многоквартирном доме, а также угрожать жизни и здоровью находящихся в доме лиц, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца Службы государственной жилищной инспекции <адрес> Корнилова Е.А., принимавшая участие посредством видеоконференцсвязи, исковые требования к Земляникина Е.А. поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Земляникина Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела неоднократно извещалась в порядке гл. 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), по адресу регистрации по месту жительства, однако почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда по истечении срока хранения, что суд считает надлежащим извещением, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. п. 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», согласно которых юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд, руководствуясь ст. ст. 167, 233 - 234 ГПК РФ, с учетом согласия представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Аналогичные положения содержатся в ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ).
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В силу положений ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу с положений ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч. 1).
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» в качестве пользователя жилым помещением собственник обязан, в частности, использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения, не допускать выполнение в жилом помещении работ или совершение других действий, приводящих к его порче, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
На основании п. 2 постановления Правительства Российской Федерации <дата> № «О государственном жилищном надзоре» (далее - постановления Правительства Российской Федерации от <дата> №) задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
В соответствии с ч. 1 ст. 26, ч. 3 ст. 29 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом, осуществляющим согласование на основании принятого им решения; собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В ходе рассмотрения дела установлено, из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости № КУВИ-002/2020-51128891 от <дата>, представленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, следует, что Земляникина Е.А. является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>.
Согласно ответу миграционного пункта МО МВД России «Родниковский» от <дата>, на запрос суда, Земляникина Е.А. с <дата> по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
В адрес жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> генеральным директором ООО «Служба заказчика» направлена информация о проведенных работах по перепланировке жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>.
Главой администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> <дата> направлено обращение заместителю начальника Службы государственной жилищной инспекции <адрес> государственному жилищному инспектору <адрес> Ильичевой Е.В. о том, что в администрацию МО «Родниковский муниципальный район» <адрес> поступило информационное письмо от управляющей организации ООО «Служба заказчика» о проведенных работах по перепланировке жилого помещения по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>; собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>, является Земляникина Е.А.. Также сообщается, что решения на согласование работ по переустройству и (или) перепланировке в указанном помещении администрация «Родниковский муниципальный район» <адрес> не выдавала; в обращении содержится просьба о проведении внеплановой проверки по данному факту.
Приказом №-н от <дата> Ивгосжилинспекции «О проведении выездного мероприятия по государственному контролю в отношении физических лиц» консультанту отдела регионального государственного жилищного надзора Службы государственной жилищной инспекции <адрес> Талановой Ю.А., поручено провести мероприятие по региональному государственному жилищному надзору в отношении собственника помещения по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>, Земляникина Е.А. с целью проверки фактов, изложенных в обращении от <дата> по вопросу порядка переустройства и (или) перепланировке помещения по указанному адресу в срок по <дата>.
<дата> в адрес Земляникина Е.А. были направлены уведомления №, № о проведении выездного мероприятия по государственному контролю (надзору), назначенного на <дата> с 10.00 часов по 13.00 часов.
<дата> консультантом отдела регионального государственного жилищного надзора Службы государственной жилищной инспекции <адрес> Талановой Ю.А. составлен акт о том, что доступ в помещение по адресу: <адрес>, мкр.Южный, <адрес>, в 10.15 часов <дата> собственником помещения предоставлен не был.
Как следует из акта №-юа проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному контролю составленного консультантом отдела регионального государственного жилищного надзора Службы государственной жилищной инспекции <адрес> Талановой Ю.А., <дата> в 10.15 часов Талановой Ю.А. было установлено, что <адрес> микрорайоне Южный <адрес>, расположена в трехэтажном доме на первом этаже. Собственником является Земляникина Е.А. По информации, представленной администрацией муниципального образования «Родниковский муниципальный район» <адрес> от <дата>, собственник квартиры в администрацию с целью согласования перепланировки и (или) переустройства помещения не обращался, решение о перепланировке и (или) переустройстве указанного помещения не принималось. <дата> Земляникина Е.А. было направлено уведомление о проведении внеплановой выездной проверки. <дата> Земляникина Е.А. доступ в квартиру не предоставила, чем воспрепятствовала законной деятельности должностного лица Службы по проведению проверки. Подтвердить факт перепланировки и переустройства не представилось возможным.
В силу ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.3 постановления <адрес> от <дата> №-п, в редакции от <дата> «Об утверждении Положения о Службе государственной жилищной инспекции <адрес>» Ивгосжилинспекция реализует полномочия <адрес> в сфере регионального государственного жилищного надзора деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений исполнительными органами государственной власти <адрес>, органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Свою деятельность Ивгосжилинспекция осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами регионального государственного жилищного надзора других субъектов Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (п.1.5 постановления <адрес> от <дата> №-п).
Согласно п. 11 постановления Правительства Российской Федерации от <дата> № органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые выездные проверки, предметом которых, в том числе, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> № «О государственном жилищном надзоре», постановлением <адрес> от <дата> №-п «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории <адрес>» постановлением <адрес> от <дата> №-п утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного надзора в <адрес>.
В соответствии с п. 14 постановления <адрес> от <дата> №-п региональный государственный жилищный надзор в отношении граждан осуществляется посредством проведения внеплановых проверок соблюдения гражданами обязательных требований. Основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения гражданами обязательных требований является в том числе, поступление в Ивгосжилинспекцию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения гражданами обязательных требований.
О проведении внеплановой выездной проверки гражданин уведомляется уполномоченным органом не позднее чем за 24 часа до начала ее проведения. Подписанное уведомление направляется гражданину любым доступным способом, подтверждающим факт его получения (заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством факсимильной связи или электронной почты и т.д.).
Судом установлено, что порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками Ивгосжилинспекции, извещение направлялось в адрес ответчика по ее регистрации по месту жительства, месту нахождения недвижимого имущества.
Между тем, Земляникина Е.А. не проявила добровольного волеизъявления для дачи согласия на осмотр жилого помещения.
Право допуска в квартиру, принадлежащую ответчику на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме. Истец вправе требовать доступа в жилое помещение для проверки его состояния с целью выявления причин нарушений прав иных жильцов многоквартирного дома, в том числе наличия самовольной перепланировки, для создания необходимых условий для проживания граждан в многоквартирном доме, а ответчик в свою очередь обязан не препятствовать ему в этом.
При установленных обстоятельствах, с учетом того, что ответчик до настоящего времени не предоставив доступ в принадлежащее ей жилое помещение, препятствует сотрудникам Ивгосжилинспекции исполнить установленные законом обязанности по проведению обследования жилого помещения в рамках установленных законом полномочий, суд находит заявленные исковые требования Ивгосжилинспекции к Земляникина Е.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФиздержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Законных оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины судом не установлено, в этой связи суд полагает необходимым взыскать с Земляникина Е.А. государственную пошлину в местный бюджет в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░.░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░> ░.░.░░░░░░░░