Дело № 2-615/2022
УИД 44RS0003-01-2022-000923-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года п. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе: председательствующего судьи Семеновой Г.В., при секретаре Куликовой Л.В.,
с участием: представителя истца помощника прокурора Поназыревского района Костромской области Лодыгиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами,
установил:
И.о. прокурора Поназыревского района Костромской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на контейнерных площадках, расположенных по адресу: Костромская обл., Поназыревский р-н, д. Поназырево, ул. Центральная, д. 1; ул. Труда, д. 6.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Поназыревского района Костромской области проведена проверка исполнения администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами. По результатам проведения проверки в ее деятельности выявлены нарушения указанного законодательства.Постановлением администрации городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области от 21 ноября 2019 года № 251 утвержден Порядок согласования мест размещения контейнерных площадок и ведения их реестра на территории городского поселения поселок Поназырево. Постановлением администрации городского поселения поселок Поназырево от 17 февраля 2020 года № 16 внесены изменения в постановление от 21 ноября 2019 года № 251, согласно которого приложение № 4 (реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения поселок Поназырево) изложено в новой редакции. В данном реестре администрацией городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения поселок Поназырево, а также определены собственники данных мет (площадок), в том числе администрация городского поселения поселок Поназырево. В ходе проверки установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, находящихся в собственности городского поселения поселок Поназырево, не соответствуют установленным требованиям. Так, на контейнерных площадках накопления твердых коммунальных отходов, располагающихся по адресу: Костромская обл., Поназыревский р-н, д. Поназырево, ул. Центральная, д. 1 (№ 1 в реестре); ул. Труда, д. 6 (№ 2 в реестре), отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение находится в ненадлежащем состоянии. В настоящее время полномочия администрации городского поселения поселок Поназырево, которая находится в стадии ликвидации, осуществляет администрация Поназыревского муниципального района Костромской области. Тем самым, администрацией Поназыревского муниципального района Костромской области не приняты меры по надлежащему размещению и содержанию контейнерных площадок накопления твердых коммунальных отходов для населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области на качественное обращение твердых коммунальных отходов и исполнения санитарно-эпидемиологических требований по размещению и содержанию контейнерных площадок по их сбору. По результатам выявленных нарушений прокурором района главе Поназыревского муниципального района Костромской области 21 апреля 2022 года внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. Руководствуясь п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.ч. 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ч. 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.п. 2,3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 истец просит суд возложить обязанность на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, располагающихся по адресу: Костромская обл., Поназыревский р-н, д. Поназырево, ул. Центральная, д. 1; ул. Труда, д. 6, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Лодыгина Е.А. поддержала требования по указанным основаниям.
Представитель ответчика администрации Поназыревского муниципального района Костромской области Слепнева О.А. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, исковые требования признала в полном объеме.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Принимаемые меры прокурором направлены на защиту лиц, проживающих в населенном пункте, и лиц, пребывающих в нём, с учетом, того обстоятельства, что населенный пункт, является открытым для посещения иными лицами, очевидно для суда, отвечает законным интересам неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Аналогичные требования закреплены в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Полномочия органов местного самоуправления распространяются на земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, территорию которого составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности (пункт 4 часть 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом понятие «организация», используемое в пункте 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон N 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) предусматривается, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно ч. ч. 1 и 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО. (часть 4)
Частью 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года N 3 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно п. 1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Так в соответствии с п. 3. СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Как следует из материалов дела администрации городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области от 21 ноября 2019 № 251 утвержден Порядок согласования мест размещения контейнерных площадок и ведения их реестра на территории городского поселения поселок Поназырево. Постановлением администрации городского поселения поселок Поназырево от 17 февраля 2020 года № 16 внесены изменения в Постановление от 21 ноября 2019 года № 251, согласно которого приложение № 4 (реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения поселок Поназырево) изложено в новой редакции. В данном реестре администрацией городского поселения поселок Поназырево определены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории городского поселения поселок Поназырево, а также определены собственники данных мет (площадок), в том числе администрация городского поселения поселок Поназырево.
Как следует из Представления прокурора Поназыревского района № 16-2022/Прдп108-22-20340022 от 24 апреля 2022 года «Об устранении нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, об отходах производства и потребления, законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» главе администрации Поназыревского муниципального района Костромской области было предложено привести в соответствии с установленными требования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 8-12)
В ответе главы администрации городского поселения поселок Поназырево Поназыревского муниципального района Костромской области от 24 мая 2022 года указано, что в целях устранения допущенных нарушений законодательства в сфере охраны лесов от пожаров, об отходах производства и потребления выполнены следующие мероприятия: в рамках реализации программы «Местные инициатива» заключен муниципальный контракт с ИП Метельковой Ириной Львовной на ремонт 13 контейнерных площадок в соответствии с санитарными нормами, так же направлена заявка исх. № 1250 от 23 мая 2022 года на заключение договора по ремонту контейнерных площадок с МКУП «Поназыревское ЖКХ», в рамках реализации программы «Местные инициативы» в номинации благоустройства общественных территорий будет благоустроена контейнерная площадка на рыночной площади (л.д.13-14).
Исходя из представленных материалов следует, что в настоящее время на контейнерных площадках накопления твердых коммунальных отходов, располагающихся по адресу: Костромская обл., Поназыревский р-н, д. Поназырево, ул. Центральная, д. 1 (№ 1 в реестре); ул. Труда, д. 6 (№ 2 в реестре), отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждение находится в ненадлежащем состоянии. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 24 июня 2022 года с приложенной к нему фототаблицей (18-19).
Представителем ответчика доказательств подтверждающих, что установленные в результате проведенной проверки нарушения санитарных требований по обустройству контейнерных площадках для накопления ТКО устранены, суду представлено не было. Кроме того, из письменных пояснений представителя ответчика следует, что администрация Поназыревского муниципального района Костромской области признает заявленные исковые требования в полном объеме.
Следовательно, исковые требования и.о. прокурора Поназыревского района Костромской области к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области об устранении нарушений законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами подлежат удовлетворению.
Ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая, что для исполнения решения суда необходимо проведение определенных процедур, при указанных обстоятельствах суд полагает, что предложенный представителем прокуратуры Поназыревского района Костромской области срок (в течение 3 месяцев) дня вступления решения суда в законную силу) является разумным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования и.о. прокурора Поназыревского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Поназыревского муниципального района Костромской области - удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию Поназыревского муниципального района Костромской области обустроить контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, располагающихся по адресу: Костромская обл., Поназыревский р-н, д. Поназырево, ул. Центральная, д.1; ул. Труда, д. 6, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: Г.В. Семенова
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года.