Дело № 2-2367/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Каа-Хем 14 ноября 2023 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Чымбал-оол Ч.М., при секретаре Ооржак Л.М., с участием истца О.А.М., его представителя О.О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску О.А.М. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
О.А.М. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указывая на то, что его отец О.М.Т. и мать О.Ш.М. скончались. 26 октября 2017 года Министерством труда и социальной политики Республики Тыва он был поставлен на учет в качестве сироты, нуждающегося в жилом помещении. На сегодняшний день состоит в очереди под №. Однако ответчиком до настоящего времени жилье из специализированного фонда не предоставлено, что противоречит законодательству. Просит обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерство образования Республики Тыва предоставить О.А.М. жилое помещение по договору специализированного найма, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже установленной законом нормы на территории пгт.Каа-Хем.
Истец О.А.М., его представитель О.О.М. в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования, по указанным в иске основаниям.
Представитель администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерства образования Республики Тыва не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац первый).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Пункт 3 приведенной правовой нормы (ст. 8) предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Аналогичные положения закреплены и в ст. 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 г. N 918 ВХ-1 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон РТ № 918 ВХ-1).
В силу ч. 5 ст. 8 Закона РТ N 918 ВХ-1 право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из ст. 5 Закона РТ N 918 ВХ-1, финансирование предусмотренных настоящим Законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва.
Согласно положениям ст. 8.3 Закона РТ N 918 ВХ-1, жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам, включенным в список, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим части 1 статьи 8 настоящего Закона, на основании заявления указанного гражданина и решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва о наличии у заявителя оснований для предоставления ему указанного жилого помещения Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в течение 10 дней со дня принятия решения уведомляет заявителя о принятом решении (ч. 1).
Заявление гражданина, указанного в части 1 настоящей статьи, подлежит регистрации уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва. Лицам, обратившимся с таким заявлением, выдается расписка в его получении и указывается дата получения (ч. 2).
На основании решения, указанного в части 1 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва, по мере формирования специализированного жилищного фонда и с учетом даты подачи заявления о предоставлении гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, жилых помещений специализированного жилищного фонда принимает решение о предоставлении специализированных жилых помещений гражданам, указанным в части 1 статьи 8 настоящего Закона, на территории соответствующего городского округа или муниципального образования и заключении договора найма специализированного жилого помещения на пятилетний срок. Указанные договоры найма специализированного жилого помещения являются основанием для вселения граждан, указанных в части 1 статьи 8 настоящего Закона, в предоставляемые специализированные жилые помещения (ч. 3). Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что истец С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела, в связи со смертью родителей О.А.М. – О.Ш.М., О.М.Т., М.Н.О. была назначена опекуном-попечителем несовершеннолетнего, что подтверждается постановлением председателя администрации муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из свидетельства о рождении серии II-ЛЖ №, О.А.М. родился ДД.ММ.ГГГГ года в <адрес> Республики Тыва. Матерью указана О.Ш.М., отцом О.М.Т..
Из регистрационно-контрольной карточки Министерства труда и социальной политики Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что О.А.М. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ в качестве сироты, оставшегося без попечения родителей. В 2023 году номер очереди 86.
Истец прошел военную службу и завершил получение профессионального образования еще в 2017 году, что подтверждается дипломом №, выданным Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Тувинский государственный университет».
С 5 сентября 2020 года работает инженером по охране труда в ООО «Стройремсервис».
Таким образом, судом установлено, что О.А.М., относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достиг 28 лет, получил профессиональное образование, состоит в списке лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории Кызылского района.
Между тем предусмотренное право истца на обеспечение жилым помещением до настоящего времени не реализовано - органами государственной власти истец жильем не обеспечен.
Как указывалось выше, в силу положений Закона РТ N 918 ВХ-1, финансирование предусмотренных этим Законом дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Тыва; жилые помещения специализированного жилищного фонда указанной категории лиц предоставляются на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва.
В соответствии с Указом Главы Республики Тыва от 08.04.2022 г. № 108 «О внесении изменения в Указ Главы Республики Тыва от 15 октября 2021 года № 408» полномочия Министерства труда и социальной политики Республики Тыва в сфере организации деятельности по опеке и попечительству переданы Министерству образования Республики Тыва.
Согласно п. 13 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда, утвержденного Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 г. N 625 (в ред. от 18.08.2022 г.), решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства принимает именно Министерство образования Республики Тыва.
Таким образом, уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва, который принимает решение о предоставлении указанной категории лиц жилья и предоставляет жилье, является Министерство образования Республики Тыва - надлежащий ответчик по делу.
Исходя из приведенных выше нормативных правовых актов, местные администрации муниципальных образований каким-либо образом не задействованы в процессе предоставления жилья указанным лицам.
Следовательно, администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва - ненадлежащий ответчик по делу, в связи с чем исковые требования истца к данному органу местного самоуправления удовлетворению не подлежат.
Как следует из содержания приведенных выше правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона.
К их числу относится, в частности, завершение получения профессионального образования.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Ни статья 8 Федерального закона, ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Следовательно, жилье истцу должно быть предоставлено во внеочередном порядке (в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу).
Таким образом, поскольку установлено, что истец имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с законодательством о дополнительных гарантиях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей, в собственности или на ином вещном праве, на условиях социального найма жилья не имеет; включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако данная обязанность ответчиком не исполнена, суд приходит к выводу о необходимости возложить на Министерство образования Республики Тыва обязанность по предоставлению О.А.М. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения во внеочередном порядке.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ, с ответчика Министерства образования Республики Тыва подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление О.А.М. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение, удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования Республики Тыва предоставить О.А.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, с соответствующей площадью, расположенное на территории муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, во внеочередном порядке за счет средств бюджета в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства образования Республики Тыва в доход муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2023 года.
Председательствующий Ч.М. Чымбал-оол