Судья: Сергеева О.И. адм.дело № 33а-11780/2022
(2а-941/2022)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 декабря 2022 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.
судей Лёшиной Т.Е. и Хлыстовой Е.В.,
при секретаре Брагиной Е.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, Никонова С.Ю. на решение Сызранского районного суда Самарской области от 21 апреля 2022 г. по административному делу № 2а-941/2022 по административному исковому заявлению Никонова С.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности возвратить денежные средства и произвести перечисление уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лёшиной Т.Е., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Никонов С.Ю. обратился в суд с административным иском к УФНС по Самарской области, Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области о признании постановления незаконным, возложении обязанности возвратить денежные средства и произвести перечисление уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В обоснование своих требований административный истец указал, что он с 11.03.2004 г. по 15.11.2018 г. являлся индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в Межрайонной ИФНС № 3 г. Сызрани. С 19.10.2016 г. является пенсионером.
С 11.03.2004 г. по 31.12.2015 г. оплачивал фиксированные страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в ПФ РФ. Постановлением Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области № № от 15.03.2018 г. с истца взысканы страховые взносы за 2016 г. в размере <данные изъяты> руб. Федеральным законом № 436-ФЗ от 28.12.2017 г. признана безнадежной к взысканию и подлежащей списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 г. Действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области Никоновым С.Ю. были обжалованы в УФНС по Самарской области. Решением по жалобе Никонова С.Ю. на действия (бездействия) должностных лиц Межрайонной ИФНС России №3 по Самарской области, выразившиеся во взыскании страховых взносов, оставлена без удовлетворения. Постановление Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области № № от 15.03.2018 г. вынесено уже после вступления в законную силу закона № № от 28.12.2017 г. Никонов С.Ю. считает действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области по вынесению постановления № № от 15.03.2018 г. незаконными. Задолженность по страховым взносам с 01.01.2017 г. по 15.11.2018 г. им погашена, поэтому никакой задолженности на день рассмотрения его жалобы в УФНС России по Самарской области также не было.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточненных административных исковых требований административный истец Никонов С.Ю. просил суд признать постановление Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области № № от 15.03.2018г. о взыскании страховых взносов за 2016 г. в размере <данные изъяты> руб. незаконным, обязать Межрайонную ИФНС России № 3 возвратить денежные средства в размере <данные изъяты> руб., возвратить переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за период до 01.01.2010 г. в сумме <данные изъяты> руб., обязать произвести перечисление уплаченных страховых взносов за период 2017г. и с 01.01.2018 по 15.11.2018г., уплаченные в период с 01.11.2018г. по 31.12.2019г. на счет в Пенсионный фонд РФ в сумме <данные изъяты> руб.
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 26 ноября 2020 г. административное исковое заявление Никонова С.Ю. оставлено без удовлетворения (т. 1 л.д.58-61).
Апелляционным определением Самарского областного суда от 16.03.2021 решение Сызранского городского суда Самарской области от 26 ноября 2020 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т. 1 л.д. 112-116).
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 04 июня 2021 г. административные исковые требования Никонова С.Ю. удовлетворены частично. На Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области возложена обязанность возвратить Никонову С.Ю. страховые взносы за отчетные периоды до 01.01.2017 года в сумме <данные изъяты> копеек (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.), переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) в сумме <данные изъяты> копеек (<данные изъяты>), а всего в размере <данные изъяты> копеек. В остальной части требования оставлены без удовлетворения (т. 1 л.д.193-204).
Апелляционным определением Самарского областного суда от 16.03.2021 решение Сызранского городского суда Самарской области от 04 июня 2021 г. отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции (т.2 л.д. 243-249).
Решением Сызранского городского суда Самарской области от 21 апреля 2022 г. постановлено: «Административные исковые требования Никонова С.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области, Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области, Управлению Федеральной налоговой службы России по Самарской области, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Самарской области, удовлетворить частично.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области возвратить Никонову С.Ю. страховые взносы за отчетные периоды до 01.01.2017 года в сумме <данные изъяты> копеек (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.), переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) в сумме <данные изъяты> копеек (<данные изъяты>), а всего в размере <данные изъяты> копеек.
В остальной части заявленные требования оставить без удовлетворения» (т. 3 л.д. 123-127).
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области просит решение отменить в части удовлетворенных требований Никонова С.Ю. и отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 3 л.д. 139-142).
В апелляционной жалобе Никонов С.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме (т. 3 л.д. 193-202).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Никонов С.Ю. просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области по доверенности в суде апелляционной инстанции просил решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, доводы апелляционной жалобы поддержал, предоставил письменные пояснения.
Представитель заинтересованного лица ГУ-ОПФР по Самарской области по доверенности в суде апелляционной инстанции просила решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, доводы апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области поддержала, предоставила письменные пояснения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1).
В соответствии со ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть первая статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Никонов С.Ю. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области с 11.03.2004 г. по 15.11.2018 г.
В связи с отсутствием оплаты страховых взносов в срок, Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области в адрес Никонова С.Ю. направлены: требование № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2017 г. в сумме <данные изъяты> руб. пени, со сроком исполнения до 30.04.2017 г., требование № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.07.2017г. в сумме <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до 09.08.2017 г.
Вышеуказанные требования в установленный срок налогоплательщиком не исполнены, в соответствии со ст. 46 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области 17.05.2017 г. принято решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств № №, в размере <данные изъяты> руб., пени и 25.09.2017г., решение о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств № № в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных) налогов (сборов, страховых взносов) <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты> руб.
В связи с отсутствием у налогового органа сведений о счетах Никонова С.Ю. и наличием непогашенной задолженности по страховым взносам, ИФНС России по Промышленному району Самарской области 15.03.2018 г. было принято решение и постановление № № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика на сумму <данные изъяты> руб.
Данные решение и постановление направлены для исполнения в ОСП № 1 г. Сызрани и Сызранского района. 20.03.2018 г. ОСП возбуждено исполнительное производством №.
Решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области от 17.05.2017 г. № № с Никонова С.Ю. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств, а также за счет электронных денежных средств в размере <данные изъяты>.
Решением Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области от 25.09.2017 г. № № с Никонова С.Ю. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств, а также за счет электронных денежных средств в размере <данные изъяты> руб.
Постановлением ИФНС России по Промышленному району г. Самары № № от 15.03.2018 г. с Никонова С.Ю. произведено взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в размере <данные изъяты> руб.
Решением УФНС по Самарской области от 06.05.2020г. жалоба Никонова С.Ю. на действия (бездействие) должностных лиц Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, выразившееся во взыскании страховых взносов, оставлена без удовлетворения.
Судом установлено, по данным Управления Федерального казначейства по Самарской области от плательщика «Государственное учреждение-отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Самарской области» ИНН <данные изъяты>/<данные изъяты> по получателю Межрайонная ИФНС России № 3 по Самарской области поступили следующие платежи:
- по КБК <данные изъяты> «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года)»: взносы 25.06.2018г. в сумме – <данные изъяты> руб., 24.07.2018г. в сумме - <данные изъяты> руб., пени 25.06.2018г. в сумме - <данные изъяты> руб.
- по КБК <данные изъяты> «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года)»: взносы - 25.06.2018г. в сумме <данные изъяты> руб., 24.07.2018г. в сумме <данные изъяты> руб., 23.08.2018г. в сумме <данные изъяты> руб., 24.09.2018г. в сумме <данные изъяты> руб., 24.10.2018г. в сумме <данные изъяты> руб.
Отделом судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района списана вся сумма задолженности, по Постановлению № № в размере <данные изъяты> руб.
На 05.06.2021г., дату рассмотрения жалобы УФНС России по Самарской области по данным налогового учета Инспекции в отношении Никонова С.Ю. имелась задолженность:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 01.01.2017г.) в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017г. в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>);
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. по пени в сумме - <данные изъяты> руб.
Удовлетворяя частично административные исковые требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что до настоящего времени, имея информацию о наличии у Никонова С.Ю. переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.) в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.), а также, переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) (<данные изъяты>.), административными ответчиками не приняты меры направленные на восстановление нарушенных прав административного истца, не проведены процедуры направленные на возврат переплат по страховым взносам за отчетные периоды до 01.01.2017г., в сумме <данные изъяты> руб. (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017).
Вместе с тем суд первой инстанции указал, что административным истцом не пропущен срок обращения в суд настоящим иском, поскольку документы в рамках досудебного урегулирования вопроса им были отправлены в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области 26.05.2020 г., срок рассмотрения поданных заявлений, запросов составляет 30 календарных дней, срок рассмотрения заявления 06.07.2020 г., а начало установленного трёхмесячного срока с 06.08.2020 г.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части наличия оснований для взыскания денежных средств, поскольку они основаны на неправильном применении норм действующего законодательства.
Согласно статьи 57 Конституции Российской Федерации и статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1 статьи 69 Кодекса). В силу пункта 2 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком (пункт 4 статьи 69 Кодекса).
Правила, предусмотренные статьей 69 Кодекса, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам (пункт 9 статьи 69 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.
Правила, установленные статьей 70 Кодекса, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 Кодекса (пункт 3 статьи 70 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного Федерального закона.
При этом с 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 2 статьи 4, статьей 5 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" указанные полномочия принадлежат налоговым органам.
Из материалов административного дела следует, что в период с 11.03.2004 г. по 15.11.2018 г. Никонов С.Ю. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России № 3 и, соответственно, являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и медицинское страхование.
В рамках реализации передачи функций администрирования страховых взносов налоговым органам и в соответствии с Порядком взаимодействия отделений пенсионного фонда Российской Федерации с Управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации от 22.07.2016 № № по ИП Никонову С.Ю. в органы ФНС было передано сальдо расчетов по страховым взносам, пени и штрафам за периоды, истекшие до 01.01.2017 по состоянию на 01.01.2017 в следующем размере:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии – <данные изъяты> руб.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии пени – <данные изъяты> руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - <данные изъяты> руб.
В соответствии с приведенными выше требованиями законодательства, начисление пеней с 01.01.2017 на задолженность по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, осуществляется Налоговым органом Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Налоговым Кодексом Российской Федерации.
В связи с отсутствием оплаты страховых взносов за расчетные периоды до 01.01.2017 в срок, руководствуясь ст. 69,70 НК РФ в адрес Никонова С.Ю. были направлены требования № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 09.01.2017 в сумме <данные изъяты> руб. (пени) со сроком исполнения до 30.04.2017, требование № № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 20.07.2017 в сумке <данные изъяты> руб. со сроком исполнения до 09.08.2017.
В связи с наличием непогашенной Никоновым С.Ю. задолженности по страховым взносам за расчетные периоды до 01.01.2017г., ИФНС России по Промышленному району Самарской области 15.03.2018 было принято решение № № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика на сумму <данные изъяты> руб. и постановление № № о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика на сумму <данные изъяты> руб. Данные решение и постановление направлены для исполнения в Отдел судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района.
20.03.2018 Отделом служебных приставов возбуждено исполнительное производство № №.
26.03.2018 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника Никонова С.Ю. и направлено на исполнение в Пенсионной фонда Российской Федерации по Самарской области.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Частью 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" устанавливалось, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Межрайонной ИФНС России № 3 по Самарской области, в ходе реализации положений статьи 11 Федерального закона № 436-ФЗ в отношении Никонова СЮ. 27.04.2018г. приняты решения о списании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) в сумме <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.).
Остаток взыскиваемой задолженности по вышеуказанному Постановлению № № составил <данные изъяты> руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды до 01.01.2017 года по виду платежа налог <данные изъяты> руб. (за 2016г.), пени <данные изъяты> руб.).
В связи со списанием задолженности по страховым взносам ИФНС России по Промышленному району г. Самары в Отдел судебных приставов № 1 г. Сызрани и Сызранского района 21.05.2018г. направлены уточненные сведения № № о частичном списании задолженности по Постановлению № № от 15.03.2018.
Вместе с тем как следует из материалов административного дела, в период с 01.01.2017 по 21.11.2022 поступили в ОПФР в порядке исполнения решения № № денежные средства в размере <данные изъяты> рублей:
25.06.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> руб. (назначение платежа - (<данные изъяты>);
25.06.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> руб. (назначение платежа - (<данные изъяты>);
25.06.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> рублей (назначение платежа - (<данные изъяты>);
24.07.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> рублей (назначение платежа - (<данные изъяты>);
24.07.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> рубля (назначение платежа - (<данные изъяты>);
23.08.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> рубля (назначение платежа - (<данные изъяты>);
24.09.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> рубля (назначение платежа - (<данные изъяты>);
24.10.2018 КБК <данные изъяты> сумма в размере <данные изъяты> рубля (назначение платежа - (<данные изъяты>).
Таким образом, на основании назначения платежей, для погашения задолженности по взносам Никонова С.Ю. по периодам до 01.01.2017 г. поступило <данные изъяты> руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии), <данные изъяты> руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, пени); 3 <данные изъяты> руб. страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования); <данные изъяты> руб. (страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пени).
Сведения об уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в 2018 году, в сумме <данные изъяты> рублей, за расчетный период - 2016 год, в соответствии с Федеральным законом № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» включены ГУ - ОПФР по Самарской области в индивидуальный лицевой счет Никонова С.Ю..
Согласно соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.11.2016 №№ в информационный ресурс ПФР загружается информация по платежам в части кодов бюджетной классификации по учету страховых взносов, пеней и штрафов, предназначенных для погашения задолженности, образовавшейся по состоянию на 01.01.2017.
Поскольку по данным Отделения факт излишне уплаченных сумм отсутствовал, в адрес Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее - УФНС) было направлено письмо от 15.04.2022 № № с просьбой принять корректирующий файл в отношении Никонова С.Ю. и исключить факт неправомерной переплаты в размере <данные изъяты> руб.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по состоянию на 22.04.2022г. в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. имелась переплата в размере <данные изъяты> руб.
На основании данного письма, УФНС были проведены мероприятия по приведению налоговых обязательств Никонова С.Ю. в актуальное состояние, переплата в размере <данные изъяты> рублей исключена.
16.07.2022г. в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. начислены страховые взносы в размере <данные изъяты> руб.
22.11.2022г. в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г. уменьшены страховые взносы в размере <данные изъяты> руб.
В связи с чем, в карточке расчетов с бюджетом по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г., у Никонова С.Ю. по состоянию на 07.12.2022г. числится переплата в сумме <данные изъяты> руб. (взносы)
Также переплата по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) взносы - <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб.; по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) пени - <данные изъяты> руб.; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года) пени <данные изъяты> руб.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии переплаты по страховым взносам за отчетные периоды до 01.01.2017г., в сумме <данные изъяты> руб. (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017) не соответствует фактическим обстоятельствам дела, решение суда в данной части подлежит отмене.
Судебная коллегия полагает, то судом первой инстанции не обоснованно возложена на административного ответчика Межрайонную ИФНС России № 3 по Самарской области обязанность по возврату переплаты по страховым взносам за отчетные периоды до 01.01.2017 г., переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) (взносы - <данные изъяты> руб., пени - <данные изъяты> руб.).
Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации была дополнена пунктом 6.1, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. До 1 января 2017 года аналогичное ограничительное правило содержалось в части 22 статьи 26 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Как следует из материалов административного дела, страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) в сумме <данные изъяты> руб. (взносы) и пени по соответствующему платежу в сумме <данные изъяты> руб. были уплачены 05.09.2011 и 23.05.2016 соответственно.
Согласно ч. 1, 3 и 4 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Данное решение должно приниматься при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. На следующий день, после его принятия орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен направить это решение в соответствующий налоговый орган. Для возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм ИФНС России оформляет заявку на возврат указанных сумм и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС России в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 года N 250-ФЗ).
Таким образом, решение о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается пенсионным органом, а фактический возврат осуществляют налоговые органы.
Часть 13 статьи 26 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) предусматривала, что заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Аналогичная норма содержится в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ): заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как следует из материалов административного дела с заявлением о возврате денежных средств в органы ПФР по Самарской области Никонов С.Ю. не обращался, решение о возврате/об отказе в возврате денежных средств не принималось. При данных обстоятельствах, учитывая принцип диспозитивности административных исковых требований, заявленные к налоговому органу требования о возврате удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованного отказано в признании незаконным постановления № № от 15.03.2018 о взыскании налога и сбора, вынесенного ИФНС России по Промышленному району г. Самары.
Исходя из системного толкования положений статьей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений статей 226, а также 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
Как уже указано выше в силу требований законодательства, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данные нормы права сформулированы как устанавливающие специальные основания для списания безнадежной задолженности перед бюджетом и не содержат указания на невозможность их применения в зависимости от того, нарушение каких именно положений законодательства о налогах и сборах при исчислении налогов привело к возникновению недоимки.
В то же время по смыслу статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации институт признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию не тождественен прекращению обязанности по уплате налогов и предполагает, что списание задолженности производится в связи с существованием юридических или фактических препятствий к реальному исполнению обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов).
Из приведенных норм следует, что признание безнадежной к взысканию и списанию недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации возможно при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 1 января 2017 года, и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная норма не содержит ограничений по сфере ее применения в зависимости от того, по какому из предусмотренных законодательством оснований и в каком конкретном размере исчислены страховые взносы, при этом имеющаяся в ней отсылка к положениям части 11 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной за соответствующий расчетный период, а не оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что данным решением права административного истца в части взыскания задолженности по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию не нарушены, поскольку административным ответчиком 27.04.2018г. приняты решения о списании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу) в отношении Никонова С.Ю., кроме того, взысканные денежные средства зачислены на лицевой счет административного истца в ГУ –ОПФР.
Судебная коллегия также полагает, что вывод суда первой инстанции о пропуске процессуального срока на обжалование оспариваемого постановления не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Как следует из материалов административного дела, ответом Межрайонную ФНС № 3 по Самарской области от 21.06.2019 № № Никоглву С.Н. было разъяснены основания для исчисления налога, в том числе какие именно страховые взносы были взысканы постановлением № № от 15.03.2018 ( т.1 л.д. 28)
12.02.2020 Никонов С.Ю. обратился в Межрайонную ФНС № 3 по Самарской области по вопросу представления информации по постановлениям о взыскании задолженности за счет имущества, в том числе в размере <данные изъяты> руб. Межрайонной ФНС № 3 по Самарской области на данное обращение был дан ответ от 06.03.2020 № № (т. 1 л.д.11).
Решением УФНС России по Самарской области от 06.05.2020 № № в удовлетворении жалобы Никонова С.Ю. на действия должностных лиц Межрайонной ФНС № 3 по Самарской области было отказано, разъяснено, что взыскание в сумме <данные изъяты> руб. произведено на основании постановления № № от 15.03.2018, вынесенного ИФНС России по Промышленному району (т. 1 л.д. 12-15).
26.05.2020 Никонов С.Ю. обратился с заявлением в Межрайонную ФНС № 3 по Самарской области о предоставлении сведений по уплате страховых взносов, начисленных до 01.01.2017 г., указав, что взыскание в сумме <данные изъяты> руб. согласно постановлению № № от 15.03.2018 является незаконным (т.1 л.д. 18).
При данных обстоятельствах о нарушении оспариваемым постановлением прав и законных интересов административному истцу стало известно не позднее 26.05.2020. Таким образом, установленный ч.1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок начал течь 27.05.2020 и закончился 26.08.2020. Вместе с тем, с заявленными требованиями административный истец обратился только 06.11.2020 с пропуском установленного законом срока. Ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, доказательства уважительности причин пропуска установленного законом срока материалы административного дела не содержат.
Доводы административного истца о том, что в 2020 году была пандемия, он ждал ответа от налогового орган на проведение сверки, не могут быть приняты судом апелляционной инстанции. Сам по себе факт распространения в регионах коронавирусной инфекции не признан безусловным основанием для признания уважительности причин пропуска срока.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ч. 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 21.04.2020 к уважительным причинам пропуска процессуального срока относятся как обстоятельства, связанные с личностью заинтересованного лица (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.), так и обстоятельства, объективно препятствовавшие лицу, добросовестно пользующемуся своими процессуальными правами, реализовать свое право в установленный законом срок (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", пункт 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").
Таким образом, сроки совершения процессуальных действий лицами, участвующими в деле, пропущенные в связи с введенными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (ограничение свободного перемещения граждан, их нахождения в общественных местах, государственных и иных учреждениях, изменения в работе органов и организаций), подлежат восстановлению в соответствии с процессуальным законодательством.
Вопрос об уважительности причин пропуска срока, а также оценка доказательств и доводов, приведенных в обоснование ходатайства о восстановлении срока, являются прерогативой суда, рассматривающего ходатайство, который учитывает конкретные обстоятельства и оценивает их по своему внутреннему убеждению.
В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" установлены с 30 марта по 3 апреля 2020 г. нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы в связи с противодействием по распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, которые продлены с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно (Указы Президента РФ от 02.04.2020 N 239) и с 6 по 8 мая 2020 (Указ Президента РФ от 28.04.2020 N 294).
В соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 16.03.2020 N 39 (с последующими редакциями) "О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" установлены ограничения, связанные с COVID-19, которым приостановлены гражданами свободного перемещения, последние ограничения были сняты 30.04.2020. Обязательный режим самоизоляции введен для граждан достигших 65 лет и старше, к категории которых Никонов С.Ю. 1956 г.р. не относился. Таким образом, доказательств пропуска срока в связи с введенными ограничениями материалами дела не подетверждены.
Неполучение ответа на обращение Никонова С.Ю. от 26.05.2020 на уважительность пропуска срока не влияет, поскольку каких–либо требований к налоговому органу от заявителя обращение не содержит.
При данных обстоятельствах, в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным постановления № № от 15.03.2018 о взыскании налога и сбора, вынесенного ИФНС России по Промышленному району г. Самары необходимо отказать в связи с пропуском процессуального срока.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым отметить, что административный истец не лишен процессуальной возможности обратиться в суд требованиями о возложении на налоговый орган обязанность по списанию задолженности по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию, образовавшейся до 1 января 2017 года.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обосновано отказано в удовлетворении требований в части обязании Межрайонную ФНС № 3 по Самарской области произвести перечисление уплаченных страховых взносов за период 2017г. и с 01.01.2018 по 15.11.2018г., уплаченные в период с 01.11.2018г. по 31.12.2019г. на счет в Пенсионный фонд РФ в сумме <данные изъяты> руб., поскольку действующим законодательством не предусмотрено перечисление денежных средств, взысканных налоговым органом как администратором платежей на счета фондов.
В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" налоговый орган не позднее пяти рабочих дней со дня получения сведений от страхователя в форме электронного документа, а на бумажном носителе не позднее 10 рабочих дней со дня получения сведений от страхователя представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации следующие сведения: 1) сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) начисленные и уплаченные суммы страховых взносов; 3) уточняющие (корректирующие) сведения, представляемые страхователями по результатам налоговых проверок достоверности сведений и (или) при самостоятельном выявлении ошибок; 4) иные сведения, необходимые для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и находящиеся в распоряжении налоговых органов. В случае выявления в представленных налоговыми органами сведениях ошибок и (или) противоречий, а также выявления несоответствия между представленными сведениями и сведениями, имеющимися в Пенсионном фонде Российской Федерации, не позволяющих учесть данные сведения на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, такие сведения возвращаются в налоговые органы в течение пяти рабочих дней со дня их получения от налоговых органов.
Сведения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме электронных документов в порядке, установленном соглашением об информационном обмене, заключенным между Пенсионным фондом Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (пункт 3 статьи 11.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Согласно пункту 4 Соглашения ФНС России N № № от 30.11.2016 "Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации" информация об уплате плательщиками страховых взносов, не осуществляющим выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, предоставляется ФНС в ПФР ежегодно, не позднее 1 августа года, следующим за отчетным.
Таким образом, налоговым органом в пенсионный фонд могут быть переданы только сведения об уплате страховых взносов.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения административного искового заявления в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области возвратить Никонову Сергею Юрьевичу страховые взносы. Данные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, что подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, в связи с чем, решение суда подлежит отмене в данной части с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сызранского районного суда Самарской области от 21 апреля 2022 г. в части в удовлетворения требований Никонова С.Ю. отменить, постановить в данной части новый судебный акт, которым в обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Самарской области возвратить Никонову С.Ю страховые взносы за отчетные периоды до 01.01.2017 года в сумме <данные изъяты> копеек (сумма платежа за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017г.), переплату по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года) в сумме <данные изъяты> копеек (взносы - <данные изъяты> рублей, пени <данные изъяты> копейки), а всего в размере <данные изъяты> копеек отказать. В иной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи