...
№ 2-2801/2023
УИД 70RS0004-01-2023-003144-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июля 2023 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Тимофеевой О.С.,
с участием помощника прокурора г. Томска Кучер Д.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Города Томска о возложении обязанности принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, организации проведения работ по сносу расселенного аварийного дома,
установил:
Прокурор г. Томска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Города Томска, в котором просит:
- обязать администрацию Города Томска в срок не позднее 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес>
- возложить на администрацию Города Томска в срок не 5 месяцев с момент вступления в законную силу решения суда обязанность организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой г. Томска проверкой установлено, что на основании заключения Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес>, введенный в эксплуатацию в ..., признан аварийным и подлежащим сносу. В настоящее время все жилые помещения в указанном доме расселены, помещения находятся в собственности муниципального образования «Город Томск». По состоянию на 21.06.2023 мероприятия по сносу данного многоквартирного дома не проведены, доступ посторонних лиц в аварийный дом полностью не ограничен, что представляет угрозу жизни и здоровья.
В судебном заседании помощник прокурора г. Томска поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика администрации Города Томска, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovetsky.tms.sudrf.ru), в судебное заседание не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором также просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
В письменном отзыве представитель ответчика Марникова К.Е., действующая на основании доверенности от ..., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Указала, что проведение мероприятий по ограничению доступа на территорию спорного объекта недвижимости не представляется возможным ввиду отсутствия финансирования, включающего закупку необходимых материалов. Истцом не указано конкретных мер, которые необходимо принять по ограничению доступа на территорию указанного аварийного расселенного дома. В отсутствие материалов ограничить доступ на его территорию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным. Относительно требований об организации проведения работ по сносу указанного аварийного дома указано, что администрацией Советского районного г. Томска при разработке проекта бюджета на 2024 год будут запрошены денежные средства на разработку проекта организации работ и на снос вышеуказанного дома.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Томска проведена проверка соблюдения требований при организации работ по сносу аварийных, расселенных многоквартирных домов, расположенных на территории г. Томска, что подтверждается актом проверки от 21.06.2023.
Проверкой установлено, что заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию Советского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ совместно с комитетом жилищной политики администрации г. Томска принять меры к отселению физических лиц, проживающих на условиях социального найма в жилых помещениях указанного многоквартирного дома.
При этом на момент обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома <адрес> специализированной организацией - МБУ «...» в 2011 году установлено следующее.
При осмотре наружных стен выявлена деструктивная гниль нижних венцов. Вследствие неравномерной осадки наблюдается выход стен из плоскостей, нарушение жесткого соединения врубок венцов. Конструкции стен находятся в недопустимом состоянии.
При визуальном осмотре выявлено повисание междуэтажного и чердачного перекрытий с диагональными трещинами в отделочном слое. При осмотре балок чердачного перекрытия обнаружено нарушение жесткого защемления, деструктивная гниль конструктивных элементов, ощутимая зыбкость при ходьбе с уклоном в различных направлениях. Конструкция перекрытий находится в аварийном состоянии.
Деревянные оконные переплеты рассохлись, покоробились. В местах сопряжения деревянных коробок со стенами наблюдается промерзание, следы плесени и сырости. Выявлена деструктивная гниль подоконных досок. Из-за неравномерной осадки сруба произошел перекос дверных проемов — дверные полотна просели, не открываются и не закрываются.
При визуальном осмотре крыши выявлена деструктивная гниль элементов карнизной части стропильной системы, верхних венцов. При осмотре стропильной системы выявлен прогиб конструктивных элементов, карнизная часть не зашита. В кровельном покрытии видны просветы, что приводит к постоянному замачиванию стропильной системы, конструктивных элементов чердачного перекрытия, утеплителя. Конструкция крыши находится в недопустимом состоянии.
Конструкция печи на первом этаже в осях 1-3 находится в недопустимом состоянии, произошло обрушение печей на втором этаже. Первый этаж находится ниже отметки земли на 50 см. На кирпичной стене по оси 1 выявлена вертикальная трещина. Наблюдается выщелачивание раствора из кирпичной кладки, выпадение отдельных кирпичей.
Таким образом, по результатам визуального осмотра, проведенного ещё в ... году, выявлены деформации, свидетельствующие о снижении несущей способности конструктивных элементов и эксплуатационных характеристик. По состоянию на 2011 год физический износ здания установлен в размере 66 %.
Сведения о проведении соответствующих работ (или иных восстановительных работ) в материалах дела отсутствуют.
Согласно п. 3, 6 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения закреплены в пп. 1.3, 1.6 п. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Город Томск», принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 (далее - Устав). Подпунктом 1.9, 1.11 п. 1 ч. 1 ст.40, ч. 1 ст. 58 Устава осуществление указанных полномочий возложено на администрацию Города Томска.
В силу п. 5 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 384-ФЗ) жизненный цикл здания - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ, ч. 3 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации при прекращении эксплуатации здания его собственник должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Статьей 6 Федерального закона № 384-ФЗ установлено, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, регулирующих требования к безопасности зданий, могут включаться национальные стандарты и своды правил, содержащие различные требования к зданиям, а также к связанным со зданиями процессам утилизации (сноса) по одному предмету, к одному разделу проектной документации, различные подходы к обеспечению безопасности зданий. При этом в указанном перечне национальных стандартов и сводов правил должно содержаться указание о возможности соблюдения таких требований, подходов на альтернативной основе. В этом случае застройщик (заказчик) вправе самостоятельно определить, в соответствии с каким из указанных требований, подходов будет осуществляться снос (демонтаж) здания.
В силу п. 3.15 СП 325.1325800.2017. Свод правил. Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации (утв. и введенного в действие приказом Минстроя России от 28.08.2017 N 1170/пр) снос объекта - ликвидация здания (сооружения) одним из способов (механический, термический, взрывной или их комбинации), как правило, с предварительным демонтажем оборудования, технических систем и элементов отделки.
Согласно ч. 1 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
Из информации, представленной администрацией города Томска в письме от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в настоящее время все жилые помещения в доме <адрес> расселены, снос дома запланирован в 2024 году.
До настоящего времени мероприятия по сносу спорного многоквартирного дома не проведены. При этом, согласно отзыву администрации г.Томска следует, что финансирование мероприятий по сносу указанного дома запланировано при разработке проекта бюджета на 2024 год.
Вместе с тем, неисполнение вышеуказанных требований законодательства о безопасности зданий и сооружений свидетельствует об игнорировании администрацией г. Томска и её органами установленного порядка сноса зданий, создает угрозу обрушения указанного здания, чем нарушает права неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от него, на безопасные условия проживания.
При таких обстоятельствах, суд считает требования прокурора г. Томска о возложении обязанности на администрацию Города Томска принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес> также возложении обязанности организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.
Принимая во внимание обстоятельства дела, значимость разрешенного судом вопроса, касающегося обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от признанных аварийными зданий, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора, установив срок для принятия мер по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес> не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а для организации проведения работ по сносу расселенных аварийных домов, расположенных по адресу: г. Томск, ул. Алтайская, д. 15а, не позднее пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Города Томска удовлетворить.
Обязать администрацию г.Томска в срок не позднее 1 месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять меры по ограничению доступа посторонних лиц на объект, расположенный по адресу: <адрес>
Возложить на администрацию г.Томска в срок не 5 месяцев с момент вступления в законную силу решения суда обязанность организовать проведение работ по сносу расселенного аварийного дома, расположенного по адресу<адрес>
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска.
Судья (подпись) Я.В. Глинская
...
...