05RS0018-01-2023-007675-66
Дело №2-4666/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 6 декабря 2023 года
Кировский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Айдемировой А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Кировского района г.Махачкалы ФИО3,
ответчика – ФИО1
представителя третьего лица ГУ МЧС РФ по РД – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконной и приостановлении деятельности автозаправочной станции "ГНК", расположенной по адресу: <адрес>,90,до устранения нарушения требований федерального законодательства,
определил:
Заместитель прокурора Кировского района г. Махачкалы обратился в суд с иском о признании незаконной и приостановлении деятельности АЗС «ГНК», принадлежащей на праве собственности индивидуальному предпринимателю ФИО1, расположенной по адресу: г. Махачкала, пр. Казбекова, 90, до устранения нарушения требований федерального законодательства.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Кировского района г. Махачкалы по поручению прокуратуры Республики Дагестан с привлечением ОНД и ПР №1 по г. Махачкале ГУ МЧС РФ по РД и специалиста ТУ Роспотребнадзора по РД проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности на территории и в помещении АЗС «ГНК» и установлено, что эксплуатация помещений осуществляется в нарушение требований федерального законодательства.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц и предполагают принятие безотлагательных мер по их применению.
На основании изложенного просит суд признать незаконной и приостановить деятельность АЗС «ГНК», принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО1 и другими лицами, расположенной и функционирующей по адресу: г. Махачкала, пр. Казбекова, 90, до устранения следующих нарушений требований федерального законодательства:
- Предусмотреть противопожарные расстояния, а именно:
от ТРК до края проезжей части автомобильной дороги – менее 25 м; (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.20014 п.7.1, табл. 1).
от ТРК с СУГ до проезжей части дороги – менее 25 м. (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.20014 п.7.1, табл. 1);
- соблюсти расстояния между МАЗС и жилыми домами (менее 60 метров), СП 156.13130.20014 п.7.1, табл. 5.
- предоставить техническую документацию на технологическую систему АЗС (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.2014 п.6.2);
-расстояния между зданиями и сооружениями многотопливной АЗС привести в соответствие с установленным требованиям, а именно:
расстояние между ТРК СУГ и местом слива АЦ с СУГ менее 20 м.;
расстояние между ТРК СУГ и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская и т.д.) менее 35 м.;
расстояние между ТРК ЖМТ и зданиями и сооружениями АЗС (офис, операторская.) менее 15 м., нет дополнительного выхода в противоположную сторону;
расстояние от мест слива АЦ с СУГ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
расстояние от мест слива АЦ с ЖМТ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
расстояние от мест емкостей с ЖМТ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
расстояние от мест емкостей с СУГ до близлежащих зданий (офис, операторская) менее 15 м.
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4, СП 156.13130.2014 п.8.4, табл. 6);
-На МАЗС общая вместимость резервуаров привести в допустимые нормы (8.30 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- предусмотреть противопожарное расстояние от резервуара СУГ до надземных резервуаров ЖМТ (таблица 3, п.п. 7.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- МАЗС обеспечить очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами (6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте противопожарные расстояния от надземно расположенных резервуаров СУГ и ЛВЖ до операторской, до ТРК СУГ и здания мастерских, кафе, магазина привести в соответствии нормам (таблица 2, п.п. 7.2 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На объекте противопожарные расстояния от подземно расположенных резервуаров СУГ и ЛВЖ до операторской, до ТРК СУГ и здания мастерских, кафе, магазина привести в соответствии нормам (таблица 2, п.п. 7.2 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Помещения обеспечить наличием знаков пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 36);
- Объект защиты обеспечить огнетушителями согласно требований ПБ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 60);
- предоставить документацию на технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и пожаровзрывоопасных веществ и материалов (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 374);
- организовать работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающие исправное состояние указанных средств (не заключен договор на обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности) (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 54);
- Имеющаяся автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 54);
- В местах установки приемно-контрольных приборов установить инструкцию о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 56);
- АЗС оснастить в полном объеме первичными средствами пожаротушения (п. 389 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);
- АЗС оборудовать молниезащитой в соответствии с требованиями ПУЭ (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
-АЗС оборудовать соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Расстояние от АЗС с наличием СУГ до автомобильной дороги общей сети (край проезжей части) I, II и III категории составляет менее 25 метров (п. 6 таблицы 5, п. 8.3 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, установить пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения (п. 6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- На автозаправочной станции не допускать заправку транспортных средств с работающими двигателями (Постановление правительства РФ №1479 от 16.09.2020 п.385);
- На одном заправочном островке СУГ не допускать единовременную заправку более одного автомобиля (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п. 8.14);
- разместить планы эвакуации людей при пожаре (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 5)(кафе);
- Газоиспользующее оборудование оборудовать системой контроля загазованности и обеспечения пожарной безопасности с автоматическим отключением подачи газа выводом сигнала на диспетчерский пункт или в помещение с постоянным присутствием персонала (ФЗ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст.4; СП 62.13330-2011 п.7.2)(кафе);
- Учет огнетушителей, обслуживание систем и средств противопожарной защиты, водоснабжения, проведение работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений проводить с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (Постановление правительства РФ от 16.09.2020 №1479 пп. 17, 43, 48, 50, 54, 60);
Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения. (Постановление правительства РФ от 16.09.2020 №1479 п. 48);
- Топливо-раздаточные колонки жидкого моторного топлива и раздаточные колонки СУГ защитить от повреждений транспортными средствами, специально предусмотренными для этого устройствами и/или сооружениями (п. 6.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- АЗС оснастить системой громкоговорящей связи (п. 6.34 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- предоставить документацию (паспорт), подтверждающую единичную вместимость резервуара для СУГ не более 10 м3 (Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ст. 4; свод правил 156.13130.2014 п.8.30);
- все помещения АЗС оборудовать установками автоматической пожарной сигнализации (п. 6.39 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Резервуары для хранения жидкого моторного топлива оборудовать системами предотвращения их переполнения, обеспечивающими при достижении 90%-ного заполнения резервуара автоматическую сигнализацию (световую и звуковую) персоналу АЗС, а при 95%-ном заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара (п. 7.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Резервуары для хранения СУГ оснастить системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85% геометрического объема резервуара СУГ) (п. 8.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- организовать проведение проверок работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов источников наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующих актов (акт не представлен) (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", п. 48);
- установить специализированные автоматизированные устройства заземления для контроля заземления автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (автоцистерны), осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы (п. 7.35 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- установить систему заземления АЗС (п. 6.32 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Оборудование технологических систем обеспечить осуществление операций по приему, хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды), а также по испытанию на герметичность только закрытым способом (п. 7.29 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- Технологические колодцы с оборудованием СУГ, площадки для АЦ СУГ заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ не оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций (п. 8.40 и 8.41 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- не допускать лиц к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обеспечить при заправке транспортных средств топливом для каждого транспортного средства возможность маневрирования и выезда с территории автозаправочной станции, для чего на покрытие дорог наносится отличительная разметка или предусматриваются иные визуальные указатели (дорожные знаки, схемы движения)(п. 384 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №);
- На пожарных шкафах нанести информацию о составе комплектующих изделий (НПБ 151-2000 п. 4.6);
- Руководителю определить порядок и сроки проведения работ по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений с составлением соответствующего акта, при этом такие работы проводятся не реже 1 раза в год с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты (п. 43 Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479)(кафе);
- предусмотреть дополнительный эвакуационный выход из здания операторской на расстоянии более 15 м или в противоположную сторону от площадок АЦ, заправочных островков (п. 6.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- обеспечить в установленные технической документацией сроки очистка и предремонтная подготовка технологического оборудования автозаправочной станции, в котором обращалось топливо или его пары (резервуары, емкости, трубопроводы и др.) (п. 373 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479);
- На автозаправочной станции запретить заправку транспортных средств, в которых находятся пассажиры (п. 385 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).
Нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства:
-предоставить список работников, подлежащих периодическим медосмотрам, что не соответствует требований п.22 Приказ Минздрава России от 28.01.2021 №29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»;
- в СТО установить санитарно-бытовое помещений, предназначенные для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, которые должны быть оборудованы устройствами питьевого водоснабжения, водопроводом, канализацией и отоплением, что не соответствует требованиям п.8.1 СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г.Махачкалы Мусаев Р.М. поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в части не устранённых нарушений, при этом уточнил исковые требования в следующей части: в части ссылки в иске на Свод правил 156.13130.20014, указал, что указанное наименование Свода правил является опиской, правильным является Свод правил 156.13130.2014, а также при указании второго пункта нарушений требований пожарной безопасности в иске ошибочно указано, что это нарушение п. 7.1 таблицы 5 Свода правил 156.13130.20014, тогда как правильным является п. 8.3 таблицы 5 Свода правил 156.13130.2014.
Поскольку указанные помощником прокурора <адрес> ФИО3 уточнения не влекут изменения исковых требований, фактически являются описками, лица, участвующие в деле, не возражали против принятия указанных прокурором уточнений, уточнения к иску были приняты к производству протокольным определением суда.
В судебном заседании ответчик ФИО1 исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, указывая, что практически все нарушения он устранил, три нарушения находятся на стадии устранения, а нарушение в части несоблюдения расстояний до близлежащих объектов возникло не по его вине, поскольку все перечисленные здания построены позднее чем, принадлежащая ему АЗС.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС РФ по РД ФИО4 частично поддержал исковые требования прокуратуры <адрес> и просил удовлетворить их в части нарушений, которые не устранены.
Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по РД извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Управление Роспотребнадзора по РД, поскольку он извещен надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Изучив материалы дела, проверив доводы искового заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, заслушав объяснения представителя истца, ответчика и третьего лица без самостоятельных требований, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурору предоставлено право на обращение в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Закона о пожарной безопасности обязанность соблюдения требований пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, возложена на руководителей организаций.
При этом, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в силу ст. 38 Закона о пожарной безопасности наряду с иными перечисленными в данной правовой норме лицами несут собственники имущества.
Как следует из материалов дела и подтверждено ответчиком в судебном заседании он является собственником АЗС, следовательно и лицом, ответственным за выполнением требований пожарной безопасности на объекте.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определены Федеральным законом "О пожарной безопасности" от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (Федеральный закон N 69-ФЗ).
В силу положений Федерального закона N 69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (статья 1).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (статья 2).
Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров (статья 34).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) данный Закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Частью 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (Федеральный закон N 123-ФЗ) установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ).
Согласно ст. 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при размещении автозаправочных станций на территориях населенных пунктов противопожарные расстояния следует определять от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного оборудования, в котором обращаются топливо и (или) его пары, от дыхательной арматуры подземных резервуаров для хранения топлива и аварийных резервуаров, корпуса топливно-раздаточной колонки и раздаточных колонок сжиженных углеводородных газов или сжатого природного газа, от границ площадок для автоцистерн и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий и сооружений автозаправочных станций с оборудованием, в котором присутствуют топливо или его пары: до границ земельных участков дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, общеобразовательных организаций с наличием интерната, лечебных учреждений стационарного типа, одноквартирных жилых зданий, до окон или дверей (для жилых и общественных зданий).
В силу пункта 2 статьи 71 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от автозаправочных станций моторного топлива до соседних объектов должны соответствовать требованиям, установленным в Таблице 15 Приложения к настоящему Федеральному закону, противопожарное расстояние от заправочных станций до жилых и общественных зданий должно составлять 25 метров.
В судебном заседании ответчик ФИО1 заявил, что указанные в иске нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности и требований санитарно-эпидемиологического законодательства им частично устранены.
Поскольку в подтверждение наличия на АЗС указанных в иске нарушений требований закона истцом представлены копии актов обследования АЗС, проведённых представителями Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС по РД и Управления Роспотребнадзора по РД единолично без присутствия ответчика, при этом ответчик утверждает, что часть нарушений, указанных в акте, им устранена, а некоторые нарушения указаны ошибочно и не имелись на момент составления указанных актов, судом определением суда от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность на Отдел надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС по РД и Управление Роспотребнадзора по РД провести проверку АЗС «ГНК», расположенной по адресу: <адрес>, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности и санитарно - эпидемиологических норм, с участием представителя прокуратуры <адрес>, а также ответчика.
Согласно информации, предоставленной в ответ на запрос суда врио заместителя Управления Роспотребнадзора по РД ДД.ММ.ГГГГ, из нарушений, указанных в акте санитарно-гигиенического обследования от ДД.ММ.ГГГГ, нарушение в части не предоставления списка работников, подлежащих периодическим медосмотрам, устранено, а нарушение в части отсутствия в СТО санитарно-бытового помещения, предназначенного для приема пищи и обеспечения личной гигиены работников, не может быть вменено ответчику, поскольку помещение сдано в аренду другому лицу.
Согласно акту обследования на МАЗС «ГНК», проведённому ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела дознания - государственным инспектором по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС по РД ФИО4, с участием представителя прокуратуры и ответчика, установлено, что из указанных в иске нарушений устранены все нарушения пожарной безопасности, за исключением следующих:
- не соблюдены расстояния между МАЗС и жилыми домами (менее 60 метров) СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5;
- МАЗС не обеспечено очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами (6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- АЗС не оборудовано соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 6.21 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» планировка территории АЗС с учетом размещения на ее территории зданий, сооружений и технологического оборудования должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы. На въезде и выезде с территории АЗС, осуществляющей заправку жидким моторным топливом, необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, предотвращающие растекание аварийного пролива топлива за территорию АЗС и отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения.
В нарушение приведённого пункта 6.21 МАЗС не обеспечено очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами (6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 7.25 Свода правил 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» между устройством для подсоединения напорно-всасывающего рукава АЦ и трубопроводом налива должна быть установлена запорная арматура. Эту арматуру допускается не предусматривать в случае применения устройств, самозакрывающихся при расстыковке их соединения с напорно-всасывающим рукавом АЦ. Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе налива (соединительные устройства, запорная арматура, огнепреградители, фильтры, расходомеры и т.п.), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для АЦ или на самой площадке, с обеспечением мер по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств. Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов и размещены на расстоянии не менее 2 м от наземно (надземно) расположенного технологического оборудования АЗС, а также от технологических шахт подземных резервуаров. Допускается изготовление колодца из материалов группы горючести Г1 - Г2 при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.
В соответствии с п. 7.36 Свода правил 156.13130.2014 на АЗС следует предусматривать централизованное отключение электропитания. Технологические системы, наполнение резервуаров которых предусматривается посредством их насосного оборудования, должны быть оснащены (независимо от автоматического выключения насосов) ручными выключателями электропитания этого оборудования, располагаемыми как в помещении операторной, так и у насосов или площадки для АЦ.
В соответствии с п. 8.18 Свода правил 156.13130.2014 следует обеспечить предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ и СПГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ и СПГ с поверхности указанного пролива.
В нарушение приведённых пунктов 7.25, 7.36 и 8.18 АЗС не оборудовано соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В соответствии с п. 8.15 Свода правил 156.13130.2014 между заправочными островками с СУГ, а также между ними и заправочными островками с другими видами топлива следует устраивать экраны из негорючего материала высотой не менее 2 м. Ширина экранов должна превышать не менее чем на 0,5 м в обе стороны длину заправочного островка. Допускается не устанавливать экраны между заправочным островком с СУГ и заправочными островками с другими видами топлива при расстоянии между ними более 10 м.
В нарушение п. 8.15 между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Факт не устранения нарушений, предусмотренных пунктами 6.21, 7.25, 7.36, 8.18 и 8.15 Свода правил 156.13130.2014 подтверждается актом обследования на МАЗС «ГНК», проведённым 25 октября 2023 года начальником отдела дознания - государственным инспектором по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС по РД ФИО4, с участием представителя прокуратуры и ответчика, и не оспаривается самим ответчиком, который ссылается на то, что указанные нарушения находятся на стадии устранения.
В соответствии с п. 8.3 Свода правил 156.13130.2014 минимальные расстояния от КриоАЗС и АГЗС, выполненных как самостоятельный участок многотопливной АЗС, многотопливной АЗС и АГНКС до объектов, к ним не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 5.
В нарушение приведённого пункта 8.3 не соблюдены расстояния между МАЗС и жилыми домами (менее 60 метров) СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5.
Указанное нарушение также не отрицалось ответчиком.
При этом он ссылался на то, что его вина в несоблюдении указанных расстояний до АЗС отсутствует, поскольку все объекты, которые расположены вблизи от АЗС с нарушением предъявляемых требований, построены позднее принадлежащей ему АЗС, он неоднократно обращался к собственникам указанных зданий с требованиями прекратить строительство, предупреждал их о несоблюдении требований закона в случае строительства ими зданий вблизи АЗС, в связи с чем, полагает, что он не должен нести ответственность за несоблюдение данного пункта.
Суд не может согласиться с указанными доводами ответчика исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 2 статьи 1065 ГК РФ, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии с приведенной нормой закона целью приостановления производственной деятельности является предупреждение причинения вреда.
Устанавливая в приведенной норме закона возможность удовлетворения требований о запрете деятельности, законодатель не ставит их в зависимость от степени общественной опасности, которую создает такая деятельность, говоря о самом по себе факте ведения деятельности, создающей опасность.
В соответствии с требованиями ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу норм ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, при обращении с иском о запрете такой деятельности истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования (в настоящем случае - требования в области пожарной безопасности).
По настоящему делу такие доказательства стороной истца суду представлены - акт обследования на МАЗС «ГНК», проведённый ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела дознания - государственным инспектором по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактической работы № по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС по РД ФИО4, с участием представителя прокуратуры и ответчика, из которого следует, что ответчиком допущены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" в части требований к системе противопожарной защиты.
Автозаправочная станция, принадлежащая на праве собственности ответчику, является зданием с массовым пребыванием людей, что свидетельствует об угрозе нарушения прав лиц, посещающих указанное здание.
Осуществление эксплуатации АЗС ответчиком с выявленными нарушениями является недопустимым.
Доводы ответчика о том, что все объекты, которые расположены вблизи от АЗС с нарушением предъявляемых требований, построены позднее принадлежащей ему АЗС, невозможно проверить, поскольку правоустанавливающие объекты на указанные объекты сторонами не представлены.
Более того, вне зависимости от периодов постройки указанных объектов, ответственность за функционирование АЗС с нарушением требований закона, вследствие которых возникла угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, лежит на ответчике, не принявшем предусмотренных законом мер для воспрепятствования строительству объектов в непосредственной близости с АЗС.
Его доводы о том, что он неоднократно обращался к собственникам указанных зданий с требованиями прекратить строительство, предупреждал их о несоблюдении требований закона в случае строительства ими зданий вблизи АЗС, ничем объективно не подтверждены.
Ответчик в судебном заседании на вопрос суда подтвердил, что в суд, а также в правоохранительные органы, с требованиями о запрете строительства указанных объектов не обращался.
При таких обстоятельствах, оснований полагать, что ответчиком предприняты все предусмотренные законом меры для недопущения строительства объектов вблизи к АЗС, у суда не имеется.
Материалами дела достоверно подтверждено безусловное наличие общественной опасности в деятельности ответчика, являющейся результатом несоблюдения требований законодательства о пожарной безопасности.
Выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности в случае возникновения пожара исключают возможность быстрой и беспрепятственной эвакуации людей, создают условия распространения огня, представляют возможность причинения вреда в будущем.
Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и части 1 статьи 45 ГПК РФ.
При установленных обстоятельствах заявленные прокурором требования, предъявленные им в защиту интересов неопределенного круга лиц, являются обоснованными, поскольку дальнейшее нарушение правил пожарной безопасности, может привести к чрезвычайной ситуации, повлечь причинение вреда в будущем неопределенному кругу лиц, ущемление прав неограниченного количества граждан на охрану здоровья, гарантированных статьями 41, 43 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат частичному удовлетворению, приостановив эксплуатацию АЗС до устранения нарушений, указанных в акте проверки, которые на момент рассмотрения дела не устранены.
руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (паспорт 82 99 086266), удовлетворить частично.
Приостановить деятельность АЗС «ГНК», расположенной по адресу: <адрес>, до устранения следующих требований федерального законодательства:
- не соблюдены расстояния между МАЗС и жилыми домами (менее 60 метров) СП 156.13130.2014 п.8.3, табл. 5;
- МАЗС обеспечить очистными сооружениями для атмосферных осадков, загрязненных нефтепродуктами (6.21 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4, 6 и 71 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
- АЗС оборудовать соответствующей требованиям площадкой для автомобильного транспортного средства для транспортирования топлива (далее - АЦ) с жидким моторным топливом и СУГ (п. 7.25, 7.36 и 8.18 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
Между заправочным островком с СУГ и заправочным островком с жидким моторным топливом установить экран из негорючего материала высотой не менее 2 м (п. 8.15 СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», ст. 4 и 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Кировского района г. Махачкалы в интересах неопределённого круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 в остальной части отказать.
Взыскать с ФИО1 (паспорт 82 99 086266) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционном порядке через Кировский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.М. Магомедова