Дело № 2-202/2023
УИД 28RS0013-01-2023-000353-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 15 сентября 2023 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Левендеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гречаника Кирилла Александровича к администрации Михайловского района о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Гречаник К.А. обратился в Михайловский районный суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указал, что он относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 11.03.2022 решением Михайловского районного суда Амурской области его мать ФИО7 лишена родительских прав, отец ФИО2 внесен в актовую запись о его рождении на основании заявления матери. Постановлением главы Калининского сельсовета Михайловского района Амурской области от 14.02.2011 № он постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения из категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 29.05.2023 года он обратился в администрацию Михайловского района Амурской области с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом, в 2021 года он окончил обучение в ГПО АУ <адрес> «Амурский аграрный колледж» <адрес>. Учитывая, что он достиг 18-летнего возраста, окончил обучение в образовательной организации, у него, как у нуждающегося в жилом помещении, возникло право на его получение, однако администрация <адрес> до настоящего времени не исполнила свою обязанность по предоставлении ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, что свидетельствует о нарушении положений федерального законодательства. До настоящего времени истец жильем не обеспечен, в связи с чем нарушаются его права на жилище. Поэтому истец просит суд обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить ему благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, площадью не менее нормы предоставления в границах Михайловского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Гречаник К.А., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просив о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Представители ответчика администрации Михайловского района Амурской области и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: министерства социальной защиты населения Амурской области, отдела образования администрации Михайловского района, министерства финансов Амурской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не заявляли.
В письменных возражениях на иск ответчик администрация Михайловского района, в лице главы района Жугана С.И., выражая несогласие с требованиями Гречаника К.А., указал, что финансовое обеспечение предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является расходным обязательством Амурской области и финансируется за счёт средств областного бюджета. Ответчик в силу закона наделен отдельными государственными полномочиями по предоставлению благоустроенного жилья по договорам найма специализированных жилых помещений в пределах средств, предоставленных на эти цели из вышестоящего бюджета, поскольку собственного специализированного жилищного фонда, достаточного для исполнения указанного вида обязательств, у администрации района не имеется. В 2021 году объем средств на реализацию полномочий в данной области составил 6 913 764,00 руб., На указанную сумму планировалось приобретение 6 квартир для лиц указанной категории. Между тем, объявленные в апреле, мае, июле и августе 2021 года электронные аукционы на приобретение квартир для детей-сирот ввиду отсутствия поданных заявок 12.04.2021, 24.05.2021, 25.05.2021, 21.07.2021, 11.08.2021 признаны несостоявшимися. В связи с чем, первый муниципальный контракт на приобретение квартиры для детей-сирот был заключен только в сентябре 2021 года. Дополнительные средства администрации Михайловского района в 2021 году не доводились. На доведенные в 2021 году средства квартирами обеспечены 6 детей-сирот, в отношении которых вынесены судебные решения в 2018, 2019 году. 24.01.2022 между администрацией Михайловского района и министерством социальной защиты населения Амурской области заключено соглашение №20 о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету Михайловского района на финансовое обеспечение полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа на сумму 5 761 470 руб. для приобретения 5 квартир. По результатам электронного аукциона от 21.04.2022 приобретено одно жилое помещение. Администрацией Михайловского района с начала года по настоящее время ведётся работа по поиску квартир для приобретения детям-сиротам: публиковались объявления в газете «Михайловский вестник», развешаны объявления по селу, проводится ежедневный мониторинг на «Авито», периодически публикуются объявления в группах «WhatsApp». До 01.06.2022 на сайте «Авито» имелось только 1 предложение о продаже квартиры стоимостью 2 750 000 руб. По состоянию на 06.06.2022 количество таких предложение выросло до трех, однако ценовые предложения значительно выше доведенных лимитов. Администрация Михайловского района обратилась в министерство социальной защиты населения с просьбой увеличить стоимость одного квадратного метра, на что 10.06.2022 получен ответ, что данный вопрос будет рассмотрен министерством только при формировании бюджета на 2023 год. Согласно уведомлению по расчетам между бюджетами от 19.08.2022 возврат средств в бюджет Амурской области составил 4 609 176,00 руб. 25.07.2022 администрация Михайловского района направила мониторинг средне рыночной стоимости одного квадратного метра жилого помещения на территории Михайловского района в целях рассмотрения вопроса об увеличении его стоимости в 2023году. 16.01.2023 между администрацией Михайловского района и министерством социальной защиты населения Амурской области заключено соглашение №20 о предоставлении субвенции из областного бюджета бюджету Михайловского района на финансовое обеспечение полномочий по предоставлению жилых помещений на сумму 4 609 176,00 руб. для приобретения 4 квартир. 26.01.2023 объявлены закупки на приобретение жилых помещений для детей-сирот. 03.02.2023 аукционы признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок. 10.02.2023 объявлены закупки на приобретение жилых помещений для детей-сирот, срок окончания приема заявок -20.02.2023, в связи с отсутствием заявок определение поставщика признано несостоявшимся. 02.02.2023 администрацией Михайловского района было направлено письмо в адрес министерства социальной защиты населения Амурской области об увеличении стоимости квадратного метра до среднерыночной стоимости -73 152,98 руб. Постановлением Правительства Амурской области от 02.05.2023 № стоимость одного квадратного метра жилья на территории Михайловского района увеличена до 76 593,00 руб. 05.05.2023 объявлена закупка на приобретение жилого помещения для детей-сирот – приобретена квартира ФИО9, в отношении которой судебное решение состоялось в 2020 г. 14.07.2023 заключено доп. соглашение с министерством социальной защиты населения Амурской области об увеличении лимитов на приобретение жилья для детей-сирот в размере с 2 527 569,00 руб. до 5 055 138,00 руб. на приобретение второй квартиры. 26.07.2023 объявлена закупка на приобретение одного жилого помещения для детей-сирот, приобретённое 2 жилое помещение предоставлено лицу из числа детей-сирот, имеющего преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями. Дополнительные средства на приобретение жилых помещений для детей-сирот администрации Михайловского района не доводились из областного бюджета. При этом свободные жилые помещения в муниципальном жилищном фонде района отсутствуют. В связи с чем, указывая на исполнение обязанности по предоставлении жилых помещений указанной категории граждан в рамках средств, выделенных областным бюджетом, просили в иске Гречаника К.А. отказать. Также просив о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
От представителей третьих лиц письменных возражений по существу требований иска Гречаника К.А. в адрес суда не поступило.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть настоящее дело при состоявшейся явке.
В ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) устанавливается право каждого человека на достойный жизненный уровень, включая жилище.
Часть 1 ст. 39 Конституции РФ в соответствии с целями социального государства гарантирует каждому социальное обеспечение в том числе по потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальный и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон №159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В сил у абз.1 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профобразования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление указанной категории лиц специализированного жилья не зависит от какой-либо очередности, а связано только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.
Согласно свидетельству о рождении I№ от 10.02.2011 (повторное) в отношении Гречаник Кирилла Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., родителями последнего указаны ФИО13 и ФИО12.
Вступившим в законную силу решением Михайловского районного суда Амурской области от 11 марта 2011 года ФИО14. лишена родительских прав в отношении сына Гречаника К.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Из справки о рождении №№ от 10.02.2011 следует, что сведения об отца ребенка Гречаник Кирилла Александрова, ДД.ММ.ГГГГ г.р. – ФИО16., внесены в актовую запись о рождении на основании заявления матери ребенка.
Таким образом, с даты вступления в законную силу решения суда от 11 марта 2011 года о лишении ФИО17. родительских прав, Гречаник К.А. наделен статусом лица, оставшегося без попечения родителей в возрасте до 18 лет, и, следовательно, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Калининского сельсовета Михайловского района от 14.02.2011 № № несовершеннолетний Гречаник К.А. поставлен на учет на обеспечение во внеочередном порядке жилым помещением по достижении 18-летнего возраста.
В соответствии с уведомлением министерства социальной защиты населения Амурской области от 19.08.2019 №17-32/6526 Гречаник К.А. включен в список детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Михайловского района Амурской области, по дате постановке на регистрационный учет в органе местного самоуправления – с 05.06.2019.
Как было установлено материалами дела, в июне 2021 года Гречаник К.А. окончил ГПОАУ АО «Амурский аграрный колледж», 21.10.2021 достигнув совершеннолетия. Вместе с тем, будучи в 2011 году принятым на регистрационный учет на внеочередное предоставление жилого помещения на территории Михайловского района, и будучи включенным в список на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, таковым до настоящего времени не обеспечен.
Доказательств наличия у Гречаника К.А. на праве собственности жилого помещения пригодного для проживания, как и доказательств тому, что Гречаник К.А. является нанимателем жилого помещения либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является, материалы дела не представлено, в связи с чем, в силу ст. 109.1 ЖК РФ как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, до настоящего времени Гречаником К.А. не реализовано право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, следовательно, требования прокурора суд полагает признать обоснованными.
При этом, суд не может признать состоятельными доводы ответчика, изложенные в письменных возражениях на иск, о невозможности до настоящего времени исполнить обязанность по предоставлению Гречанику К.А. жилого помещения, ввиду недостаточности размера выделяемых субвенций на приобретение жилья, а также ввиду отсутствия свободных жилых помещений в специализированном жилом фонде, для предоставления указанной категории граждан, поскольку необходимость исполнения органами местного самоуправления обязанности по предоставлению жилья указанным категориям граждан, с момента наступления обстоятельств, предусмотренных п.1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложена на них действующим законодательством РФ, и не ставится в зависимость от размера поступающих субвенций из бюджетов иных уровней, исполнения аналогичной обязанности перед другими лицами данной категории, поставленных на соответствующий учёт ранее и других субъективных обстоятельств. Поступление таких субвенций в размере, недостаточном для обеспечения возложенных на муниципальное образование функций и социальных обязанностей, и недостаток жилых помещений при формировании специализированного жилищного фонда, не может являться основанием для освобождения муниципального образования от своевременного исполнения таких обязанностей и функций.
Кроме того, вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, в то время как истец в силу ст.ст. 1, 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому его право на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по обеспечению жилыми помещениями лиц, оставшихся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 8 Закона № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, … в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населённого пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При этом действующее жилищное законодательство признаёт жилым помещением изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Решением Михайловского районного совета народных депутатов от 27.02.2007 №25/394 утверждена учётная норма и норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Так норма предоставления общей площади жилого помещения установлена в размере 33 кв.м на одиноко проживающих граждан.
Таким образом, суд полагает признать установленным, что администрация Михайловского района до настоящего времени не обеспечила Гречаника К.А. в соответствии с законодательством жилой площадью по договору найма специализированного жилого помещения, при этом суд, удовлетворяя исковые требования прокурора, возлагает на ответчика обязанность по предоставлению Гречанику К.А. благоустроенного жилого помещения площадью не менее 33 кв.м специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Михайловского района Амурской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гречаника Кирилла Александровича удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского района Амурской области предоставить Гречанику Кириллу Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим нормам, площадью не менее 33 кв.м. на территории Михайловского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд Амурской области в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2023 года.