РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 ноября 2023 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Чичигиной А.А.,
при секретаре Будаевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2813/2023 по иску прокурора Куйтунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Иркутскнефтепродукт» о возложении обязанности принять меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса,
установил:
в обоснование искового заявления указано, что прокуратурой в период с 10.03.2021 по 05.04.2021 проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности и обеспечении пожарной безопасности объектов топливно-энергетического комплекса на объекте – нефтебаза АО «Иркутскнефтепродукт» Харикский цех, расположенная по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п.Харик, ул.Железнодорожная, уч.1, (далее - Харикский цех), по результатам которой выявлены нарушения требований Федерального закона №256-ФЗ от 27.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №458дсп; нарушения, создающие угрозу безопасному функционированию объекта топливно-энергетического комплекса, причинение вреда жизни и здоровью людей, повреждении или уничтожение имущества.
В ходе проверки установлено, что Харикский цех предназначен для приемки, хранения и отпуска нефтепродуктов. Общая площадь цеха – 6,6 га. Год ввода в эксплуатацию – 1930. На территории нефтебазы предусмотрен железнодорожный тупик для подъезда и подвоза железнодорожных цистерн с нефтепродуктами со ст.Харик. На территории нефтебазы имеется административное здание 5 СО, проходная 2 СО, здание лаборатории 2 СО, 2 гаража 2 СО, здание насосной станции 2 СО. В эксплуатации Харикского цеха находится резервуар: 6109,3 куб.м., резервуар на консервации: 6134,0 куб.м., наружное противопожарное водоснабжение: на территории нефтебазы находится 2 пожарных водоема объемом 250 куб.м. каждый. На пожарных водоемах установлен стационарный эл.насос марки АЦЛ – 20/24 для подачи воды в пожарные рукава. На территории нефтебазы имеется подземная скважина для заправки водой пожарной техники и для пополнения водой имеющихся пожарных водоемов. Имеется пенообразователь в количестве 1,5 тонн. На вооружении имеется пожарный автомобиль АЦ-30(66) и пожарная мотопомпа МП-1600.
Харикский цех включен в реестр объектов топливно-энергетического комплекса Министерства энергетики РФ с «низкой» категорией опасности.
По факту выявленных нарушений законодательства РФ прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Иркутскнефтепродукт» 02.06.2021 внесено представление, которое было рассмотрено. 19.07.2021 в прокуратуру поступил ответ, согласно которого ряд обозначенных недостатков и нарушений, устранен. Устранение нарушений, отраженных в представлении от 02.06.2021, предусмотрено планом мероприятий по устранению нарушений, утв. Генеральным директором АО «Иркутскнефтепродукт» Кудрявцевым А.Н. 22.01.2018.
До настоящего времени часть нарушений не устранены (нарушение Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов ТЭК - п.81, п.82, п.85 пп «б» п. 1 Приложения №1, п.1, п.112, п.114, пп «б» п.119, п.141, пп «а» п.142, пп «в» п.142, п.144, пп. «в» Приложения №1, п.147 пп «б» п.3 Приложения №1, п.154, пп «б» п.3 Приложения №1, пп «а» п.3, пп «а» п.232, пп «д» п.8 Приложения №1, пп «а» п.232, пп «д» п.8 Приложения №1, п «в» п.232, п.13 Приложения №1, п.265, п.274).
Управлением Росгвардии по Иркутской области в период с 09.03.2022 по 25.03.2022 проведена плановая выездная проверка Харикского цеха, 25.03.2022 внесено предписание об устранении выявленных нарушений. На основании акта проверки Управлением Росгвардии по Иркутской области выявлены следующие нарушения: пп. «б» п. 69, п. 81, пп. «б» п. 1 Приложения, Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; п. 108, п.112, п.114, п.116, пп «б» п.119, пп «г» п.131 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; п.п. 138, 145, пп. «б» п. 3 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; пп. «а» п. 139, пп «г» п.139, п.147 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; пп. «а» п. 3 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; пп. «а» п. 4 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; пп. «д» п. 8 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК; п. 13 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
03.03.2020 утвержден паспорт безопасности объекта ТЭК – Харикского цеха АО «Иркутскнефтепродукт», изучением которого установлено, что на основной территории Харикского цеха указаны все здания, сооружения и помещения, подлежащие охране, а также объекты, задействованные в технологическом процессе. В паспорте безопасности указаны все объекты вне основной территории. Площадь объекта установлена в 64 000 кв.м. или (6,4 га), периметр – 1060 м. В соответствии с актом категорирования объекта ТЭК – Харикский цех АО «Иркутскнефтепродукт», указанному объекту присвоена низкая категория опасности. Паспорт безопасности объекта ТЭК актуализирован в 2023.
В соответствии с п. 2.2. Устава АО «Иркутскнефтепродукт» место нахождения Общества: Российская федерация, Иркутская область, г. Иркутск. Согласно п.п. 3.3.2, 3.3.4 АО «Иркутскнефтепродукт» осуществляет оптовую торговлю топливом, хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки. В соответствии с п. 7.1 Устава АО «Иркутскнефтепродукт» органами управления Общества являются Общее собрание акционеров, генеральный директор – единоличный исполнительный орган.
Истцом указано, что непринятие комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности на объекте топливно-энергетического комплекса способствует снижению уровня его защищенности от возможных террористических проявлений, ставит под угрозу безопасное функционирование объекта топливно-энергетического комплекса, жизнь и здоровью людей, а также создает угрозу повреждения или уничтожения имущества объекта топливно-энергетического комплекса. В силу того, что в организацию могут быть трудоустроены новые работники, а на территории п. Харик Куйтунского района Иркутской области проживает неопределенный круг лиц, в связи с чем, определенный круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, индивидуализировать невозможно.
Прокурор Куйтунского района просит суд обязать Акционерное общество «Иркутскнефтепродукт» в структурном подразделении АО «Иркутснефтепродукт» Харикский цех по адресу: 665340, Иркутская область, Куйтунский район, п. Харик, ул. Железнодорожная, уч. 1 в срок до 28.02.2025:
- оборудовать основное ограждение Харикского цеха нижним дополнительным ограждением;
- оборудовать Харикский цех предупредительными знаками установленного образца;
- оборудовать Харикский цех верхним дополнительным ограждением колючей проволокой не менее 0,5 метра;
- оборудовать одноэтажное административное здание (административное здание, одноэтажное здание гаража), являющееся составной частью периметра, дополнительным ограждением;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт Харикского цеха входной металлической дверью;
- оборудовать входные двери контрольно-пропускного пункта средствами охранной сигнализации;
- оборудовать входные двери комнаты размещения оператора технических средств охраны замковым устройством, дистанционно управляемым с рабочего места оператора;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт для прохода людей инженерно-техническим средством (устройством преграждающим управляемым);
- оборудовать ворота контрольно-пропускного пункта дистанционным управлением;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для автомобильного транспорта) контрольно-пропускной кабиной или турникетом;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для автомобильного транспорта) постовой будкой;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт для автомобильного транспорта) с внутренней стороны стационарным противотаранным подъемным устройством;
- изолировать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) от других сооружений, не имеющих отношения к защите охраняемого объекта и оборудованию контрольно-пропускного пункта;
- оборудовать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;
- оборудовать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами);
- оборудовать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) ограждением места несения службы, колесоотбоями;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт (для автомобильного транспорта) техническими средствами обнаружения (досмотра) взрывчатых веществ;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта;
- оборудовать железнодорожные ворота средствами сигнализации;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для автомобильного транспорта) досмотровой площадкой;
- оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для прохода людей) системой контроля и управления доступом со средствами идентификации по одному признаку;
- оборудовать периметр территории Харикского цеха системой охранной телевизионной;
- оборудовать зону досмотра системой охранной телевизионной;
- оборудовать Харикский цех охранным освещением;
- оборудовать Харикский цех автоматическим переключением на резервное электропитание;
- оборудовать помещение контрольно-пропускного пункта и административного здания, в которых размещены электрощиты, охранной сигнализацией;
- оборудовать периметр территории Хариского цеха охранной сигнализацией.
Обязать Акционерное общество «Иркутскнефтепродукт» профинансировать указанные мероприятия.
В судебном заседании представитель истца Обухова Л.С. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что в отношении ответчика была проведена проверка исполнения требований законодательства. В ходе проведения проверки выявлены нарушения. Прокуратурой вносилось представление на имя директора. До настоящего времени нарушения не устранены. Просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления Росгвардии по Иркутской области Яровой Р.Н., Малинин И.С. исковые требования считали обоснованными, подлежащими удовлетворению частично, полагали, что срок для устранения нарушения завышен, представлен письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ответчика АО «Иркутскнефтепродукт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлен отзыв на исковое заявление, а также заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд с учетом мнения представителей истца, третьего лица полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, изучив представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) установлено, что одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Частью 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ установлено, что юридические лица выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 6 Федерального закона № 256-ФЗ предусмотрено, что в качестве субъекта топливно-энергетического комплекса, владеющего на праве собственности или ином законном основании объектом, которому присвоена высокая категория опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 июля 2011 года N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме согласно приложению к настоящему Федеральному закону. В паспорте безопасности указывается состояние системы инженерно-технической, физической защиты, пожарной безопасности объекта, а также содержатся соответствующие выводы и рекомендации, мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (часть 1). Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса составляется на основании результатов категорирования данного объекта в зависимости от степени его потенциальной опасности, а также на основании оценки достаточности инженерно-технических мероприятий, мероприятий по физической защите и охране объекта при террористических угрозах согласно требованиям, определенным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона (часть 2).
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п. 12 ст. 2 Федерального закона № 256-ФЗ потенциально-опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса – объекта топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями.
Из материалов дела, выписки из ЕГРЮЛ судом установлено, что основным видом деятельности АО «Иркутскнефтепродукт» является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах (ОКВЭД-2, код 47.30), одним из дополнительных видов деятельности является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки (ОКВЭД-2, код – 52.10.21).
Прокуратурой Куйтунского района Иркутской области в период с 10.03.2021 по 05.04.2021 проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, о пожарной безопасности в структурном подразделении АО «Иркутскнефтепродукт» - Харикском цехе АО «Иркутскнефтепродукт», осуществляющим деятельность по хранению и складированию нефти и продуктов ее переработки, по адресу: Иркутская область, Куйтунский район, п.Харик, ул.Железнодорожная, д.1.
В ходе проверки установлено, что Харикский цех предназначен для приемки, хранения и отпуска нефтепродуктов. Общая площадь цеха – 6,6 га. Год ввода в эксплуатацию – 1930 год. На территории нефтебазы предусмотрен железнодорожный тупик для подъезда и подвоза железнодорожных цистерн с нефтепродуктами со ст. Харик. На территории нефтебазы имеется административное здание 5 СО, проходная 2 СО, здание лаборатории 2 СО, 2 гаража 2 СО, здание насосной станции 2 СО. В эксплуатации Харикского цеха находится резервуар: 6109,3 куб.м., резервуары на консервации: 6134,0 куб.м., наружное противопожарное водоснабжение: на территории нефтебазы находится 2 пожарных водоема объемом 250 куб.м. каждый. На пожарных водоемах установлен стационарный эл. насос марки АЦЛ – 20/24 для подачи воды в пожарные рукава. На территории нефтебазы имеется подземная скважина для заправки водой пожарной техники и для пополнения водой имеющихся пожарных водоемов. Имеется пенообразователь в количестве 1,5 тонн. На вооружении имеется пожарный автомобиль АЦ-30(66) и пожарная мотопомпа МП-1600.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой района в 2021 году, по результатам анализа соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и экстремизму, о пожарной безопасности, выявлены нарушения требований Федерального закона № 256-ФЗ от 21.07.2011 «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту – Федеральный закон № 256-ФЗ), Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 458дсп.
Фактические обстоятельства по делу подтверждаются материалами проверки прокуратуры Куйтунского района Иркутской области.
02.06.2021 по результатам проверки прокуратурой района в адрес генерального директора АО «Иркутскнефтепродукт» внесено представление.
19.07.2021 представление прокурора района рассмотрено АО «Иркутскнефтепродукт», ряд выявленных нарушений был устранен; устранение большей части нарушений предусмотрено в срок до 20.12.2022 Планом мероприятий по устранению нарушений, утв. Генеральным директором АО «Иркутскнефтепродукт»; указано о планируемом закрытии в 2022 году Харикского цеха.
03.03.2020 утвержден паспорт безопасности объекта ТЭК – Харикского цеха АО «Иркутскнефтепродукт». В соответствии с актом категорирования объекта ТЭК – Харикских цех АО «Иркутскнефтепродукт», указанному объекту присвоена низкая категория опасности. Паспорт безопасности объекта ТЭК актуализирован в 2023 году.
Управлением Росгвардии по Иркутской области в период с 09.03.2022 по 25.03.2022 проведена плановая выездная проверка Харикского цеха, 25.03.2022 внесено предписание №ТЭК-13/2022 «Об устранении выявленных нарушений», указан срок для устранения нарушений до 30.12.2024.
В отзыве на исковое заявление ответчиком указано, что он не оспаривает принадлежность на праве собственности объектов недвижимости, находящихся на территории цеха; в связи с планируемым закрытием Харикского цеха и строительством гермоналива в г.Ангарске, выполнение всего комплекса мероприятий по устранению выявленных прокурорской проверкой нарушений является нецелесообразным. Перечень нарушений указанных в исковом заявлении, необходимость их устранения не оспаривают. Срок для устранения нарушений необходимо просит продлить до 31.12.2025 по причине необходимых закупочных процедур, строительно-монтажных работ, выделения финансирования не ранее 2025 года.
Из объяснений представителей Управления Росгвардии по Иркутской области в судебном заседании судом установлено, что на момент рассмотрения дела нарушения, указанные в предписании в полном объеме не устранены. Срок для устранения выявленных нарушений должен быть установлен до 30.12.2024.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ответчиком не устранены следующие нарушения:
- п. 81 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании основного ограждения объекта нижним дополнительным ограждением;
- п. 82 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании объекта верхним дополнительным ограждением колючей проволокой не менее 0,5 метра;
- п. 85, п.п. «б» п. 1 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании одноэтажного здания (административное здание, гараж), являющегося составной частью периметра, дополнительным ограждением;
- п. 112 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании входных дверей контрольно-пропускного пункта средствами охранной сигнализации;
- п. 114 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании входных дверей комнаты размещения оператора технических средств охраны замковым устройством, дистанционно управляемым с рабочего места оператора;
- п.п. «б» п. 119 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта для прохода людей инженерно-техническими средствами (устройство преграждающее управляемое);
- п. 141 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании ворот контрольно-пропускного пункта дистанционным управлением;
- пп. «а» п. 142 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) контрольно-пропускной кабиной или турникетом;
- пп. «в» п. 142 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) постовой будкой;
- п. 144, пп. «в» п. 2 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта для автомобильного транспорта) с внутренней стороны стационарным противотаранным подъемным устройством;
- п. 147, пп. «б» п. 3 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта для железнодорожного транспорта;
- п. 154 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании железнодорожных ворот средствами сигнализации;
- пп. «б» п. 3 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) досмотровой площадкой;
- пп. «а» п. 3 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта (для прохода людей) системой контроля и управления доступом со средствами идентификации по одному признаку;
- пп. «а» п. 232, пп. «д» п. 8 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании периметра территории объекта системой охранной телевизионной;
- пп. «а» п. 232, пп. «д» п. 8 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании контрольно-пропускного пункта системой охранной телевизионной;
- пп. «в» п. 232 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании зоны досмотра системой охранной телевизионной;
- п. 13 Приложения № 1 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании объекта охранным освещением;
- п. 265 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании объекта автоматическим переключением на резервное электропитание;
- п. 274 Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК, выразившегося в не оборудовании помещений контрольно-пропускного пункта и административного здания, в которых размещены электрощиты, охранной сигнализацией.
Непринятие комплексных мер, направленных на обеспечение безопасности на объекте топливно-энергетического комплекса способствует снижению уровня его защищенности от возможных террористических проявлений, ставит под угрозу безопасное функционирование объекта топливно-энергетического комплекса, жизнь и здоровью людей, а также создает угрозу повреждение или уничтожение имущества объекта топливно-энергетического комплекса.
При установленных обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок для исполнения судебного решения, суд соглашается с пояснениями представителей третьего лица, что указанный срок должен быть установлен согласно предписания от 25.03.2022 до 30.12.2014, поскольку в соответствии с п.24 Правил осуществления федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, которым присвоена категория опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.05.2023 N 740, вступающими в силу с 01.01.2024, к проведению внеплановой проверки по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 20 настоящих Правил, орган государственного контроля обязан приступить не позднее одного месяца с даты истечения срока устранения выявленных нарушений обязательных требований.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований в части установления иного срока надлежит отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет муниципального образования «город Иркутск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Куйтунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Иркутскнефтепродукт» (ОГРН 1023801009539 ИНН 3800000742) в структурном подразделении АО «Иркутснефтепродукт» Харикский цех по адресу: 665340, Иркутская область, Куйтунский район, п. Харик, ул. Железнодорожная, уч. 1 в срок до 30.12.2024:
-оборудовать основное ограждение Харикского цеха нижним дополнительным ограждением;
-оборудовать Харикский цех предупредительными знаками установленного образца;
-оборудовать Харикский цех верхним дополнительным ограждением колючей проволокой не менее 0,5 метра;
-оборудовать одноэтажное административное здание (административное здание, одноэтажное здание гаража), являющееся составной частью периметра, дополнительным ограждением;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт Харикского цеха входной металлической дверью;
-оборудовать входные двери контрольно-пропускного пункта средствами охранной сигнализации;
-оборудовать входные двери комнаты размещения оператора технических средств охраны замковым устройством, дистанционно управляемым с рабочего места оператора;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт для прохода людей инженерно-техническим средством (устройством преграждающим управляемым);
-оборудовать ворота контрольно-пропускного пункта дистанционным управлением;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для автомобильного транспорта) контрольно-пропускной кабиной или турникетом;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для автомобильного транспорта) постовой будкой;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт для автомобильного транспорта) с внутренней стороны стационарным противотаранным подъемным устройством;
-изолировать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) от других сооружений, не имеющих отношения к защите охраняемого объекта и оборудованию контрольно-пропускного пункта;
-оборудовать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) стационарным противотаранным подъемным устройством для недопущения несанкционированного проезда автомобильного транспорта;
-оборудовать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) вспомогательными механизированными воротами (шлагбаумами);
-оборудовать досмотровую площадку контрольно-пропускного пункта (для автомобильного транспорта) ограждением места несения службы, колесоотбоями;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт (для автомобильного транспорта) техническими средствами обнаружения (досмотра) взрывчатых веществ;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт для железнодорожного транспорта;
-оборудовать железнодорожные ворота средствами сигнализации;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для автомобильного транспорта) досмотровой площадкой;
-оборудовать контрольно-пропускной пункт - (для прохода людей) системой контроля и управления доступом со средствами идентификации по одному признаку;
-оборудовать периметр территории Харикского цеха системой охранной телевизионной;
-оборудовать зону досмотра системой охранной телевизионной;
-оборудовать Харикский цех охранным освещением;
-оборудовать Харикский цех автоматическим переключением на резервное электропитание;
-оборудовать помещение контрольно-пропускного пункта и административного здания, в которых размещены электрощиты, охранной сигнализацией;
-оборудовать периметр территории Харикского цеха охранной сигнализацией.
В удовлетворении исковых требований прокурора Куйтунского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Иркутскнефтепродукт» о возложении обязанности принять меры, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса в иной срок – отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Иркутскнефтепродукт» (ОГРН 1023801009539 ИНН 3800000742) в бюджет муниципального образования «город Иркутск» государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья: А.А. Чичигина
Мотивированный текст решения изготовлен 07.12.2023.
Судья А.А.Чичигина