Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3939/2022 ~ М-2608/2022 от 07.06.2022

УИД 39RS0001-01-2022-003664-09

Дело № 2-3939/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 сентября 2022 г. г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Паршуковой Н.В.,

при секретаре Стрыгино    й А.А.,

с участием представителя истца ФИО3,

представителя Министерства социальной политики Калининградской области ФИО2,

представителя ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области, ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о присвоении звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ее трудовой стаж составляет более 30 лет. Трудовая деятельность началась с ДД.ММ.ГГГГ и продолжалась до момента выхода не пенсию. За время трудовой деятельности была награждена значком «За доблестный труд в потребительской кооперации России», что подтверждается удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ Обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Черняховский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда». Однако ответчиком ей было отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что представленные ею награды не относятся к ведомственным знакам отличия в труде и не отвечают требованиям ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Обжаловала данный отказ в Министерство социальной политики Калининградской области, однако получила отказ. Считает данные отказы незаконными. В связи с этим просит признать отказ Министерства социальной политики Калининградской области от г. № присвоении ей звания «Ветеран труда» незаконным, признать за ней право на присвоение звания «Ветеран труда», обязать Министерство социальной политики Калининградской области включить ее в список лиц, представляемых к присвоению звания «Ветеран труда», в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу присвоить ей звание «Ветеран труда» и назначить ей меры социальной поддержки в установленном законом порядке.

В судебное заседании истец ФИО1 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца ФИО1ФИО3, действующий на основании ордера, в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, настаивая на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной политики Калининградской области - ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, дав пояснения, аналогичные указанным в письменных возражениях на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» - ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, указав, что отказ в присвоении звания «Ветеран труда» является законным и обоснованным, поскольку представленные истцом награды не относятся к ведомственным знакам отличия в труде и не отвечают требованиям ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах». Просила исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 имеет продолжительный трудовой стаж с ДД.ММ.ГГГГ

Постановлением Центросоюза РФ от 23 мая 2012 г. № 06-98 Исаенко Т.Н. награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», о чем выдано удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ и в трудовую книжку внесена соответствующая запись.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Черняховский отдел ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда».

Письмом Черняховского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда». В обоснование причин отказа в письме указано на то, что на основании пп. 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах», ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда», утверждаются федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах» в Российской Федерации» определено, что центральный союз потребительских обществ России (далее также - центральный союз) - добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова «Россия» и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг.

Таким образом, Центросоюз России является общественной организацией и не относится к ведомству, награды которого дают право на присвоение гражданам звания «Ветеран труда». Сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению награжденными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, также отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, учрежденный Центросоюзом РФ значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», а также Почетные грамоты, врученные Центросоюзом, Советом, Правлением Облпотребсоюза, Обкомом профсоюза работников потребкооперации, Советом и Правлением потребительского общества «Черняховское Райпо» не относятся к ведомственным знакам отличия в труде.

ФИО1 по вопросу отказа Черняховским отделом ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда» обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области.

Министерством социальной политики Калининградской области рассмотрена жалоба ФИО1

Истцу дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что Центросоюз России, которым ФИО1 награждена значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», не относится к государственным органам власти (ведомствам), уполномоченным на учреждение и награждение граждан ведомственными знаками отличия в труде.

Удостоверение к значку «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», а также Почетные грамоты, врученные потребительским обществом «Черняховский РАЙПО» и Главой администрации муниципального образования « Черняховский городской округ» не относятся к ведомственным знакам отличия в труде.

Мотивированный отказ Черняховского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в приеме документов на присвоение звания «Ветеран труда» основан на нормах действующего законодательства.

Не согласившись с такой позицией Черняховского отдела ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» и Министерства социальной политики Калининградской области, ФИО1 обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями.

Так, в силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации определены Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Федеральный закон «О ветеранах»).

Как следует из преамбулы Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» им установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 1 названного Закона, с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 1 июля 2016 г.) ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ) в Федеральный закон «О ветеранах» внесены изменения, подпункт 2 пункта 1 статьи 7 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Так, условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Калининградской области на момент рассмотрения настоящего дела утвержден Постановлением Правительства Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 Порядка лицо, претендующее на присвоение звания «Ветеран труда», представляет в Областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства заявление о присвоении звания «Ветеран труда».

Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что Центр в течение 10 календарных дней с даты получения документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящих порядка и условий, осуществляет их проверку.

Согласно п. 7 Центр в случаях неполного представления заявителем документов и (или) несоответствия представленных документов требованиям пунктов 3 и 4 настоящих порядка и условий в течение 10 дней с даты получения документов направляет заявителю мотивированное уведомление об отказе в их приеме и возвращает представленные заявителем документы.

Согласно п. 8 Порядка Центр ежемесячно в срок до первого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Министерство социальной политики Калининградской области с сопроводительным письмом списки заявителей в электронном виде и на бумажных носителях с приложением копий документов, указанных в подпунктах 2-4 пункта 3 и в подпунктах 2, 3 пункта 4 настоящих порядка и условий.

В силу положений п.п. 9-13 Порядка решение о присвоении либо об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» принимается Министерством социальной политики Калининградской области в течение 15 рабочих дней со дня получения списка и документов, указанных в пункте 8 настоящих порядка и условий. Центр в течение 10 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания направляет заявителю уведомление о присвоении звания «Ветеран труда» или об отказе в присвоении данного звания с указанием порядка обжалования принятого решения. Центр в течение 15 рабочих дней со дня получения копии приказа Министерства о присвоении звания «Ветеран труда» производит оформление «Удостоверения ветерана» установленного образца.

Таким образом, действующее в настоящее время законодательство Калининградской области возлагает на ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» обязанность обеспечить принятие и подготовку в установленные сроки и надлежащем порядке документов для издания Министерством социальной политики Калининградской области соответствующего приказа, а также выдачу удостоверения «Ветеран труда». На Министерство социальной политики Калининградской области возлагается обязанность принятия решения об отказе в присвоении звания, либо о присвоении звания «Ветеран труда», путем издания приказа о присвоении лицу указанного звания.

В соответствии с п. 1 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 г. № 129 звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, проживающим в Калининградской области, награжденным орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенным благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, а также начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Согласно указанному порядку для решения вопроса о присвоении звания «Ветеран труда» заявитель должен в числе прочих документов предоставить в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по месту жительства (далее - Центр) заявление о присвоении звания «Ветеран труда» и другие документы, в том числе документ о награждении орденом или медалью СССР или Российской Федерации, либо о присвоении почетного звания СССР или Российской Федерации, либо о награждении почетной грамотой Президента Российской Федерации или об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, либо о награждении ведомственным знаком отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики); документ о награждении ведомственным знаком отличия в труде, учрежденным согласно законодательству СССР, РСФСР или Российской Федерации, выданный уполномоченным органом, лицом, организацией в порядке, установленном соответствующим положением о ведомственном знаке отличия в труде, принятом в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1.1, которым статья 7 Федерального закона «О ветеранах» дополнена с 1 июля 2016 г. Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ, порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Из приведенных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Калининградской области, следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» требуется соблюдение гражданином определенных условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия в труде. При этом право учреждать ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение «Ветеран труда» вправе только федеральные государственные органы власти и государственные корпорации.

Положения ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержат условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Субъект Российской федерации вправе дополнять, расширять перечень ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда».

При этом, суд не вправе относить те или иные знаки отличия в труде к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда». Иное противоречило бы конституционному принципу разделения властей.

Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия установлен Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 г. № 578. В соответствии с п. 2 вышеназванного Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Согласно в. 4 Положения знак отличия учреждается нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Положением.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 г. № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», потребительской кооперацией является система организаций потребительской кооперации, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов.

Центральным союзом потребительских обществ России является добровольное объединение потребительских обществ и (или) региональных союзов более половины субъектов Российской Федерации, получившее в установленном порядке право на использование в своем наименовании слова «Россия» и созданное для координации деятельности потребительских обществ, союзов потребительских обществ, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, союзов потребительских обществ, представления интересов потребительских обществ, союзов потребительских обществ в государственных органах, органах местного самоуправления и международных организациях, а также для оказания потребительским обществам и их союзам правовых, информационных и иных услуг, при этом решения органов управления центрального союза потребительских обществ России по вопросам, определенным уставом центрального союза, обязательны как для его членов - потребительских обществ и региональных союзов, так и для созданных членами центрального союза - потребительскими обществами районных союзов потребительских обществ и региональных союзов.

Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации в структуру органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» не входит и не входил ранее. Сведения о том, что Центросоюзу РФ переданы полномочия по награждению нагрудными и почетными знаками (значками), почетными званиями, почетными грамотами и благодарностями от имени руководства органов государственной власти Российской Федерации за продолжительный добросовестный труд, отсутствуют.

С учетом изложенного Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации является добровольной общественной организацией, которая не входит в систему органов исполнительной власти и не является ведомством применительно к присвоению звания «Ветеран труда».

Указанный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» не является почетным званием СССР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР, предусмотренный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 г. № 360-Х.

Он не входит также и в систему государственных наград, установленную Положением о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442, и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации».

Также знак «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» согласно Общероссийскому классификатору информации о населении, утвержденному Приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2019-ст не входит в перечень государственных и ведомственных наград.

В соответствии с Положением о значке «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», утвержденным Постановлением Правления Центросоюза Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 55 нагрудный значок «За добросовестный труд в потребительской кооперации России» учрежден для поощрения лучших работников организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавших в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет, и внесших личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности.

Таким образом, награждение истца ФИО1 значком «За добросовестный труд в потребительской кооперации России», не может служить основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку не может быть отнесен к ведомственным знакам отличия в труде, что в силу ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», п.п. 1-3 Порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда», утвержденным Постановлением Правительства Калининградской области от 25 февраля 2011 г. № 129, исключает возможность удовлетворения исковых требований.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ФИО1 в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 паспорт серия к Министерству социальной политики Калининградской области ОГРН , ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» ИНН о присвоении звания «Ветеран труда» - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2022 г.

Судья Н.В. Паршукова

2-3939/2022 ~ М-2608/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Исаенко Татьяна Николаевна
Ответчики
ОГКУ "Центр социальной поддержки населения"
Министерство социальной политики Калининградской области
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининграда
Судья
Паршукова Н.В.
Дело на странице суда
leningradsky--kln.sudrf.ru
07.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2022Передача материалов судье
15.06.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.06.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.08.2022Предварительное судебное заседание
28.09.2022Судебное заседание
05.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее