Судья Сабирьянов Р.Я. №7р-195/2024
РЕШЕНИЕ
г.Йошкар-Ола 2 июля 2024 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Алимгулова К.В.,
рассмотрев жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» на постановление временно исполняющей обязанности заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Золотухиной А.В. от 28 марта 2024 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», расположенной по адресу: Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д.27, ИНН 1215037475, ОГРН 1021200772361, привлекавшейся ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
УСТАНОВИЛ:
постановлением временно исполняющей обязанности заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов (далее - СОСП по Республике Марий Эл ГМУ ФССП России) Золотухиной А.В. от 28 марта 2024 года <№> администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» (далее - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 мая 2024 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, администрация просит отменить постановление должностного лица и решение судьи городского суда, считая их незаконными, производство по делу прекратить, указывая, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета. Все выделяемые на эти цели денежные средства как в 2022 году, так и в 2023 году использованы на приобретение жилья для данной категории лиц. В 2024 году муниципальное казенное учреждение «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключило 91 муниципальный контракт на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 7 июня 2024 года имеется 146 неисполненных судебных решений. Администрация добросовестно исполняет возложенные на нее обязанности по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями с учетом выделяемых лимитов денежных средств, также направляет письма в уполномоченные органы о недостаточности финансирования, что свидетельствует об отсутствии в ее деянии виновного бездействия. Жилые помещения будут предоставлены детям-сиротам согласно списку, в котором Э Д.Г. занимает 107 место.
Защитник администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Приваловой Е.А., должностное лицо административного органа, потерпевший Э Д.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещались надлежащим образом, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы настоящего дела, административного дела <№>, исполнительного производства <№>, прихожу к следующему.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, 1 февраля 2024 года судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Марий Эл ГМУ ФССП России на основании исполнительного листа <№> от24 января 2024 года, выданного Йошкар-Олинским городским судом Республики Марий Эл по делу <№>, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» возбуждено исполнительное производство <№>-ИП о возложении обязанности предоставить Э Д.Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, расположенное на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
Постановлением судебного пристава-исполнителя СОСП по Республике Марий Эл ГМУ ФССП России от 12 февраля 2024 года с администрации взыскан исполнительский сбор.
19 февраля 2024 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о совершении должником обязательных действий, которым на администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» возложена обязанность в срок до 12 марта 2024 года исполнить решение суда по делу <№>, вступившее в законную силу 23 января 2024 года, а именно: предоставить Э Д.Г. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства, расположенное на территории городского округа «Город Йошкар-Ола», а также предоставить документы, подтверждающие исполнение решения суда. Постановление получено администрацией городского округа «Город Йошкар-Ола» 19 февраля 2024 года.
Неисполнение содержащихся в постановлении от 19 февраля 2024 года требований судебного пристава-исполнителя явилось основанием для составления должностным лицом административного органа21 марта 2024 года в отношении администрации протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении, соответствуют требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и содержит все необходимые сведения, в том числе, о событии, времени и месте совершения правонарушения, о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Следовательно, с учетом части 3 статьи 26.2 КоАП РФ является допустимым доказательством по делу.
28 марта 2024 года должностным лицом СОСП по РеспубликеМарий Эл ГМУ ФССП России вынесено постановление <№> о привлечении администрации к административной ответственности на основании части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
С выводами должностного лица административного органа о наличии в действиях администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, согласился судья городского суда, который рассматривал жалобу администрации.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судьи городского суда не имеется.
Деяние администрации, выразившееся в неисполнении содержащегося в исполнительном листе, выданном 24 января 2024 года на основании решения Йошкар-Олинского городского суда Республике Марий Эл от 13 декабря 2023 года по делу <№> (вступило в законную силу 23 января 2024 года), требования о предоставлении Э Д.Г. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с нормами жилищного законодательства в г.Йошкар-Оле в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения 12 февраля 2024 года постановления о взыскании исполнительского сбора, до 12 марта 2024 года, правильно квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства, регулирующего исполнительное производство.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая оспариваемые акты, должностное лицо и судья городского суда сочли, что администрация имела возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняла достаточные и все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Вывод должностного лица и судьи городского суда о виновности администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в совершении вмененного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Так, из материалов дела следует, что по состоянию на26 марта 2024 года муниципальным казенным учреждением «Дирекция муниципального заказа» городского округа «Город Йошкар-Ола» заключено 99 муниципальных контрактов на приобретение квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 91 контракт для исполнения вступивших в законную силу решений суда.
Достоверных доказательств заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения для последующего предоставления Э Д.Г. в материалах дела не имеется.
Напротив, в жалобе администрации указано, что Э Д.Г. в условном списке исполнения судебных решений находится на 107 месте, поэтому предполагается, что жилое помещение ему будет предоставлено в 2025 году. Следовательно, является неопределенным момент, когда решение суда будет исполнено.
Между тем, исходя из письма Министерства труда и социальной защиты Республики Марий Эл от 2 февраля 2024 года <№>, Э Д.Г. 29 октября 2018 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, по городскому округу «Город Йошкар-Ола». То есть, администрации было известно, что Э Д.Г. относится к категории лиц детей-сирот и имеет право на получение специализированного жилья.
Таким образом, материалы дела, в том числе представленные в Верховный Суд Республики Марий Эл документы, согласно которым администрация неоднократно обращалась в Министерство финансов Республики Марий Эл и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для исполнения решений суда, не свидетельствуют о том, что администрацией были приняты все зависящие от нее меры по исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера. Равным образом не имеется данных, которые могли бы свидетельствовать о невозможности исполнения соответствующих требований вследствие чрезвычайных, объективно препятствующих обстоятельств, находящихся вне контроля должника.
Доводы жалобы о невиновности администрации с указанием на невозможность исполнения решения суда в установленный срок по объективным, не зависящим от нее причинам, в том числе в связи с тем, что отсутствует необходимое финансовое обеспечение, являлись предметом проверки судьи городского суда и обоснованно отклонены, в том числе по мотивам, изложенным выше.
В целом приведенные в жалобе доводы основаны на субъективном толковании закона, не опровергают наличие в действиях администрации объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является минимальным для юридических лиц.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу положений КоАП РФ могли повлечь отмену или изменение обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление временно исполняющей обязанности заместителя начальника отделения - старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Марий Эл Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Золотухиной А.В. от 28 марта 2024 года <№> и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» оставить без изменения, жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара).
Судья К.В. Алимгулова