Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-462/2023 ~ М-56/2023 от 18.01.2023

Производство № 2- 462/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27.07.2023                  г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи      Моисеевой О.В.,

при секретаре Гришиной Ю.В.,

с участием представителей истца Романенкова А.Е., представителей ответчика Ермаковой Е.И., третьего лица Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - Евсеевой И.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к Муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Михновское"' о признании действий противоправными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области обратилось в суд с иском к МУЭП «Михновское» о признании действий противоправными, возложении обязанности, указав в обоснование исковых требований, что согласно экспертным заключениям и протоколам лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" качество питьевой воды, поставляемой ответчиком жителям <адрес> Администрации Михновского сельского поселения Смоленского не соответствует требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, так как имеется превышение норматива по мутности, железу и микробиологическим показателям. МУЭП «Михновское» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, должно обеспечивать эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, существующими нормами и правилами. В нарушение требований закона ответчиком как организацией в сфере водоснабжения, не принято должных мер по обеспечению водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, что негативно влияет на качество жизни граждан, проживающих в населенных пунктах Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Уточнив требования, просит признать противоправными в отношения неопределенного круга потребителей действия ответчика, выраженные в оказании населению <адрес> Смоленского района Смоленской области услуг питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, обязать ответчика обеспечить в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в силу постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителями на территории указанных населенных пунктов питьевой воды санитарно- эпидемиологическим свойствам, обязать в десятидневный срок с момента в вступления решения суда в силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом (л.д.3-6,87).

Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области - Романенков А.Е. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в отношении <адрес>, в части населенного пункта д. Алексино требования не поддержал, поскольку в указанном населенном пункте после всех произведённых мероприятий питьевая вода соответствует установленным требованиям.

Представитель ответчика МУЭП «Михновское» Ермакова Е.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, так как ответчик дезинфекцию труб осуществил, других мер принять не может, для разрешения проблемы с качеством воды необходимо осуществить закупку водоочистной станции, что входит в компетенцию Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.

Представитель третьего лица Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - Евсеева И.А. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время принимаются меры для разрешения сложившейся ситуации, со стороны ответчика необходимо осуществить работы по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями будет включен в состав инвестиционной программы.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствии.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим убеждениям.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6).

В силу части 1 статьи 23 названного Федерального закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.

Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").

Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к источникам питьевого водоснабжения определяются: СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002); СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3) (далее СанПиН 2.1.3684-21); СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 (далее -СанПиН 1.2.3685-21).

Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В разделе III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", предусмотрен норматив предельно допустимой концентрации.

Исходя из пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.

По договору от <дата> Администрацией Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области переданы в том числе объекты водоснабжения, водоотведения в <адрес> на обслуживание МУЭП «Михновское» (л.д.56-59).

Договор является действующим.

Представитель ответчика пояснил, что МУЭП «Михновское» в адрес потребителей Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области выставляет квитанции по оплате за водоснабжение и водоотведение и с любым абонентом заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения.

Судом установлено, что уровень показателей проб питьевой воды, отобранной в <дата> году из артезианских скважин и распределенных сетей МУЭП «Михновское» не соответствует нормативам качества питьевой воды, установленным СанПиН <дата>-21 и составляют: 1) по д. <адрес> <адрес>: железо – 1,41+/-0,21 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, мутность по формазину 10,2+/-2, при норме 2,6 (л.д.10-12); 2) по <адрес> <адрес> - мутность по формазину более 100 ЕМФ, при норме 2,6 ЕМФ; железо – 7,9+/-0,21 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, общее микробное чистое 69 КОЕ /см3 при норме не более 50 КОЕ /см3, обобщенные колиформные бактерии - 10 (единицы измерения КОЕ /100см3) при норме их отсутствия, Escherichia coli (E. coli) 10 (единицы измерения КОЕ /100см3) при норме их отсутствия (л.д.13-14), 3) по д<адрес> <адрес> до <адрес>: железо – 1,59+/-0,24 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, мутность по формазину 16,5+/-2,3, при норме 2,6; запах при 20 и 60 градусов Цельсия, привкус 3 балла, при нормативе не более 2 (л.д.22-24), 4) по д. <адрес> 1 <адрес> <адрес> (л.д.25-27): железо – 1,56+/-0,23 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, мутность по формазину 18,3,2+/-2, при норме 2,6 (л.д.25-27).

В адрес МУЭП «Михновское» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области выдавались предписания о проведении мероприятий по выявлению и устроению причин несоответствия воды, подаваемый населению в <адрес>.

Ответчик в судебном заседании пояснил, что были проведены мероприятия по дезинфекции (л.д.36-42).

Как установлено судом при рассмотрении дела, в <дата> г. специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" осуществлен мониторинг качества питьевой воды, поставляемой жителям <адрес> по централизованным сетям водоснабжения, и было выявлено повышенное содержание в воде железа, также вода не соответствовала по качеству показателей мутности, цветности и жесткости.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела протоколами лабораторных испытаний, заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" (л.д. 70-78).

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходит из того, что МУЭП «Михновское» нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, так как подача потребителям воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Тем самым, нарушены требования пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пункт 75 СанПиН 2.1.3684-21, раздел 3 СанПиН 1.2.3685-21.

Удовлетворяя требования истца и возлагая на МУЭП «Михновское» обязанность по обеспечению централизованного водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, суд, установив, что качество воды, поставляемой по сетям центрального водоснабжения населению д. Дровечино и Ясенная не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, в частности таких элементов как железа, показателям по мутности, цветности и жесткости, исходит из того, что обязанность по обеспечению надлежащего качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение, а такой организацией на территории Михновского сельского поселения является МУЭП «Михновское».

МУЭП «Михновское» осуществляя эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории указанного поселения и поставку питьевой воды по этим сетям населению, не исполнило в полной мере обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем суд обязывает общество организовать водоснабжение надлежащим образом.

Также судом установлено, что постановлением Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер>.1 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы МУЭП «Михновское» по приведению качества питьевой воды в Михновском сельском поселении в соответствии с установленными требованиями на <дата>-<дата> г.г., выполнение мероприятий направленных на приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Срок реализации программы <дата> - <дата>.

Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.

Доводы ответчика о том, что финансирование мероприятий должно осуществляться с помощью средств Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, от средств, полученных от применения социальных тарифов и целевых программах, не является основанием для отказа в иске, поскольку организация, осуществляющая холодное водоснабжение, должна в полной мере исполнять обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе путем разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Иные доводы участников процесса, приведённые в ходе рассмотрения дела, не опровергают указанные выводы суда, в связи с этим, признаются судом несостоятельными.

В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".

С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела, суд приходит к вводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации или иным способом, в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.

В соответствии с характером заявленных истцом требований, с учетом объема работ, требующих временных и материальных затрат (разработку и реализации инвестиционной программы), суд считает разумным и целесообразным установить срок исполнения обязанности не позднее 1 года с момента вступления решения суда в силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования     Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к Муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Михновское" о признании действий противоправными, возложении обязанности, - удовлетворить.

Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ответчика, выраженные в оказании населению <адрес> услуг питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Обязать Муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие "Михновское" не позднее 1 года с момента вступления решения суда в силу обеспечить постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителям на территории населенных пунктов <адрес> <адрес> питьевой воды санитарно-эпидемиологическим свойствам.

Обязать Муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие "Михновское" в десятидневный срок с момента в вступления решения суда в силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий         О.В. Моисеева

Мотивированное решение изготовлено 02.08.2023.

2-462/2023 ~ М-56/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Смоленской области
Ответчики
МУЭП "Михновское"
Другие
Администрация МО «Михновское сельское поселение»Смоленского района Смоленской области
Администрация МО «Смоленский район» Смоленской области
ООО "СмолЭко"
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Моисеева Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
smol--sml.sudrf.ru
18.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2023Передача материалов судье
20.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2023Судебное заседание
05.04.2023Судебное заседание
24.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
28.06.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
02.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2023Дело оформлено
06.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее