Производство № 2- 462/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27.07.2023 г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Моисеевой О.В.,
при секретаре Гришиной Ю.В.,
с участием представителей истца Романенкова А.Е., представителей ответчика Ермаковой Е.И., третьего лица Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - Евсеевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к Муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Михновское"' о признании действий противоправными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области обратилось в суд с иском к МУЭП «Михновское» о признании действий противоправными, возложении обязанности, указав в обоснование исковых требований, что согласно экспертным заключениям и протоколам лабораторных исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" качество питьевой воды, поставляемой ответчиком жителям <адрес> Администрации Михновского сельского поселения Смоленского не соответствует требованиям санитарного законодательства по санитарно-химическим показателям, так как имеется превышение норматива по мутности, железу и микробиологическим показателям. МУЭП «Михновское» организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, должно обеспечивать эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями действующего законодательства, существующими нормами и правилами. В нарушение требований закона ответчиком как организацией в сфере водоснабжения, не принято должных мер по обеспечению водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, что негативно влияет на качество жизни граждан, проживающих в населенных пунктах Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Уточнив требования, просит признать противоправными в отношения неопределенного круга потребителей действия ответчика, выраженные в оказании населению <адрес> Смоленского района Смоленской области услуг питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, обязать ответчика обеспечить в срок не позднее 1 года с момента вступления решения суда в силу постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителями на территории указанных населенных пунктов питьевой воды санитарно- эпидемиологическим свойствам, обязать в десятидневный срок с момента в вступления решения суда в силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом (л.д.3-6,87).
Представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области - Романенков А.Е. в судебном заседании иск поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в отношении <адрес>, в части населенного пункта д. Алексино требования не поддержал, поскольку в указанном населенном пункте после всех произведённых мероприятий питьевая вода соответствует установленным требованиям.
Представитель ответчика МУЭП «Михновское» Ермакова Е.И. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, так как ответчик дезинфекцию труб осуществил, других мер принять не может, для разрешения проблемы с качеством воды необходимо осуществить закупку водоочистной станции, что входит в компетенцию Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Представитель третьего лица Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области - Евсеева И.А. в судебном заседании пояснила, что в настоящее время принимаются меры для разрешения сложившейся ситуации, со стороны ответчика необходимо осуществить работы по разработке плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями будет включен в состав инвестиционной программы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, суд определил рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим убеждениям.
Согласно п. 1 ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей" орган государственного надзора вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) (пункт 4); гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 6).
В силу части 1 статьи 23 названного Федерального закона, организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям.
Требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к источникам питьевого водоснабжения определяются: СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002); СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3) (далее СанПиН 2.1.3684-21); СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 (далее -СанПиН 1.2.3685-21).
Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать питьевое водоснабжение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В разделе III СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", предусмотрен норматив предельно допустимой концентрации.
Исходя из пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
По договору от <дата> Администрацией Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области переданы в том числе объекты водоснабжения, водоотведения в <адрес> на обслуживание МУЭП «Михновское» (л.д.56-59).
Договор является действующим.
Представитель ответчика пояснил, что МУЭП «Михновское» в адрес потребителей Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области выставляет квитанции по оплате за водоснабжение и водоотведение и с любым абонентом заключает договор холодного водоснабжения, договор водоотведения.
Судом установлено, что уровень показателей проб питьевой воды, отобранной в <дата> году из артезианских скважин и распределенных сетей МУЭП «Михновское» не соответствует нормативам качества питьевой воды, установленным СанПиН <дата>-21 и составляют: 1) по д. <адрес> <адрес>: железо – 1,41+/-0,21 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, мутность по формазину 10,2+/-2, при норме 2,6 (л.д.10-12); 2) по <адрес> <адрес> - мутность по формазину более 100 ЕМФ, при норме 2,6 ЕМФ; железо – 7,9+/-0,21 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, общее микробное чистое 69 КОЕ /см3 при норме не более 50 КОЕ /см3, обобщенные колиформные бактерии - 10 (единицы измерения КОЕ /100см3) при норме их отсутствия, Escherichia coli (E. coli) 10 (единицы измерения КОЕ /100см3) при норме их отсутствия (л.д.13-14), 3) по д<адрес> <адрес> до <адрес>: железо – 1,59+/-0,24 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, мутность по формазину 16,5+/-2,3, при норме 2,6; запах при 20 и 60 градусов Цельсия, привкус 3 балла, при нормативе не более 2 (л.д.22-24), 4) по д. <адрес> 1 <адрес> <адрес> (л.д.25-27): железо – 1,56+/-0,23 мг/куб. дм при норме 0,3 мг/куб, мутность по формазину 18,3,2+/-2, при норме 2,6 (л.д.25-27).
В адрес МУЭП «Михновское» Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области выдавались предписания о проведении мероприятий по выявлению и устроению причин несоответствия воды, подаваемый населению в <адрес>.
Ответчик в судебном заседании пояснил, что были проведены мероприятия по дезинфекции (л.д.36-42).
Как установлено судом при рассмотрении дела, в <дата> г. специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области с привлечением специалистов ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области" осуществлен мониторинг качества питьевой воды, поставляемой жителям <адрес> по централизованным сетям водоснабжения, и было выявлено повышенное содержание в воде железа, также вода не соответствовала по качеству показателей мутности, цветности и жесткости.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалах дела протоколами лабораторных испытаний, заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>" (л.д. 70-78).
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд исходит из того, что МУЭП «Михновское» нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, так как подача потребителям воды, не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, создает реальную угрозу ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Тем самым, нарушены требования пунктов 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; пункт 75 СанПиН 2.1.3684-21, раздел 3 СанПиН 1.2.3685-21.
Удовлетворяя требования истца и возлагая на МУЭП «Михновское» обязанность по обеспечению централизованного водоснабжения, соответствующего санитарным правилам и гигиеническим нормативам, суд, установив, что качество воды, поставляемой по сетям центрального водоснабжения населению д. Дровечино и Ясенная не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, в частности таких элементов как железа, показателям по мутности, цветности и жесткости, исходит из того, что обязанность по обеспечению надлежащего качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение, а такой организацией на территории Михновского сельского поселения является МУЭП «Михновское».
МУЭП «Михновское» осуществляя эксплуатацию централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории указанного поселения и поставку питьевой воды по этим сетям населению, не исполнило в полной мере обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, в связи с чем суд обязывает общество организовать водоснабжение надлежащим образом.
Также судом установлено, что постановлением Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер>.1 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы МУЭП «Михновское» по приведению качества питьевой воды в Михновском сельском поселении в соответствии с установленными требованиями на <дата>-<дата> г.г., выполнение мероприятий направленных на приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Срок реализации программы <дата> - <дата>.
Согласно части 7 статьи 23 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы.
Доводы ответчика о том, что финансирование мероприятий должно осуществляться с помощью средств Администрации Михновского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, от средств, полученных от применения социальных тарифов и целевых программах, не является основанием для отказа в иске, поскольку организация, осуществляющая холодное водоснабжение, должна в полной мере исполнять обязанность по обеспечению соответствия качества питьевой воды системы холодного водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям, в том числе путем разработки плана мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Иные доводы участников процесса, приведённые в ходе рассмотрения дела, не опровергают указанные выводы суда, в связи с этим, признаются судом несостоятельными.
В силу абзаца второго ст. 46 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" при удовлетворении иска органа государственного надзора о прекращении противоправных действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Соответствующие разъяснения приведены в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей".
С учетом указанных положений и установленных обстоятельств дела, суд приходит к вводу о том, что на ответчика необходимо возложить обязанность довести до сведения потребителей содержание принятого решения через средства массовой информации или иным способом, в течение месяца со дня вступления решения суда в силу.
В соответствии с характером заявленных истцом требований, с учетом объема работ, требующих временных и материальных затрат (разработку и реализации инвестиционной программы), суд считает разумным и целесообразным установить срок исполнения обязанности не позднее 1 года с момента вступления решения суда в силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области к Муниципальному унитарному эксплуатационному предприятию "Михновское" о признании действий противоправными, возложении обязанности, - удовлетворить.
Признать противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действия ответчика, выраженные в оказании населению <адрес> услуг питьевого водоснабжения, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Обязать Муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие "Михновское" не позднее 1 года с момента вступления решения суда в силу обеспечить постоянное соответствие состава и свойств поставляемой потребителям на территории населенных пунктов <адрес> <адрес> питьевой воды санитарно-эпидемиологическим свойствам.
Обязать Муниципальное унитарное эксплуатационное предприятие "Михновское" в десятидневный срок с момента в вступления решения суда в силу довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации или иным способом.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Моисеева
Мотивированное решение изготовлено 02.08.2023.