Дело №2-67/2020
(УИД 46RS0021-01-2020-000073-09)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Кшенский 26 мая 2020 г.
Советский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Стрельцова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мазаловой Г.В.,
с участием представителя истца, прокурора Курской транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, Кожух Н.В.,
представителя ответчика, Акционерного общества «Кшенский сахарный комбинат», Лапиной О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Курский транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Советский районный суд Курской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат» (далее - АО «Кшенский сахарный комбинат»), в котором просит возложить на истца обязанности совершить определенные действия в целях устранения нарушений законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
При обращении в суд заявленные исковые требования истец мотивировал тем, что в ходе проведенной Курской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в ноябре 2019 г. проверки деятельности АО «Кшенский сахарный комбинат» выявлены нарушения федерального законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В целях устранения выявленных недостатков в АО «Кшенский сахарный комбинат» 21.11.2019 г. было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства №07-03-2019, по результатам рассмотрения которого в прокуратуру был представлен ответ об устранении изложенных в представлении нарушений закона. Однако при контрольной проверке 06.02.2020 г. было установлено, что не все ранее выявленные нарушения устранены. Так, на железнодорожном переезде по железнодорожному пути не общего пользования №3 АО «Кшенский сахарный комбинат» не произведена очистка от песка и грязи до глубины не менее 45 мм, отсутствуют технические паспорта (формуляры) на тепловозы АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М №185 и ТГМ–4А №1773, на тепловозе АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М №185 не нанесен технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту РФ, нет наименования владельца железнодорожного подвижного состава, надписи о дате и месте производства установленных видов ремонта, об идентификационном бортовом № 11985185, об обслуживании тепловоза одним машинистом, на тепловозе АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М №185 не проведена проверка манометров, составители поездов Барабанщиков В.В. и Руденский В.А. не прошли обучение и не аттестованы по занимаемой должности, не выверена на 2020 год Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути не общего пользования АО «Кшенский сахарный комбинат», примыкающего к железнодорожной станции Кшень Московской железной дороги.
В целях устранения нарушения федерального законодательства, просил обязать ответчика в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения закона.
В судебном заседании представитель истца Кожух Н.В. показала, что после подачи прокурором иска к настоящему времени ответчиком частично устранены вышеуказанные нарушения, а именно: на железнодорожном переезде по железнодорожному пути необщего пользования № 3 АО «Кшенский сахарный комбинат» произведена очистка от песка и грязи до глубины желобов не менее 45 мм.; для восстановления технического паспорта (формуляра) на тепловоз АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М № 185 заключен договор от 27.02.2020 с АО «Управляющая компания «Брянский машиностроительный завод»; на тепловоз АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М № 185 нанесены следующие сведения: технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации; наименование владельца железнодорожного подвижного состава; об идентификационном бортовом № 11985185; об обслуживании тепловоза одним машинистом; на тепловозе АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М № 185 произведена замена манометров на новые; отстранены от исполнения обязанностей составители поездов Барабанщиков В.В. и Руденский В.А. до обучения и аттестации по должности составителей поездов; выверена на 2020 год Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «Кшенский сахарный комбинат», примыкающего к железнодорожной станции Кшень Московской железной дороги.
В связи с этим уточнила заявленные исковые требования, и просила суд обязать АО «Кшенский сахарный комбинат» в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить технические паспорта (формуляры) на тепловозы АО«Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М № 185 и ТГМ-4А № 1773; на тепловоз АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М № 185 нанести надпись о дате и месте производства установленных видов ремонта.
Представитель ответчика, Акционерного общества «Кшенский сахарный комбинат», Лапина О.Ф. в судебном заседании уточненные исковые требования прокурора признала в полном объёме, не оспаривая срок, который просит установить прокурор для устранений указанных нарушений федерального законодательства, в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Требования по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта предусмотрены Федеральным законом от 10.01.2003 №17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №17-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона №17-ФЗ, железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, включающего в себя железнодорожный подвижной состав, в том числе локомотивы (ст.2 Федерального закона №17-ФЗ), железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.
Согласно п.2 ст.4 Федерального закона №17-ФЗ, государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения юридическими лицами нормативных актов и иных актов.
Приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила технической эксплуатации), которыми установлена система организации движения поездов, функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, а также определены действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.
Правила технической эксплуатации обязательны для выполнения всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы (оказывающие услуги) для пользователей услугами железнодорожного транспорта, связанные с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, а также работы (услуги), связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте, охраной объектов железнодорожного транспорта и грузов, и их работниками (п.3 Главы 1).
В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона №17-ФЗ, предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
В силу п.2 ст.20 Федерального закона №17-ФЗ, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают, в том числе безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно п.1 приложения 5 к Правилам технической эксплуатации железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта.
Также, в соответствии п.7 приложения 5 к Правилам технической эксплуатации, каждая единица железнодорожного подвижного состава должна иметь отличительные четкие знаки и надписи: технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации; наименование владельца железнодорожного подвижного состава; номер, табличку с указанием завода-изготовителя, даты и места постройки; идентификационные номера и приемочные клейма на составных частях в местах, установленных нормами и правилами; дату и место производства установленных видов ремонта; массу тары (кроме локомотивов и специального самоходного подвижного состава). Кроме того, должны быть нанесены следующие надписи: на локомотивах, моторвагонном железнодорожном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе - конструкционная скорость, серия и бортовой номер, наименование места приписки, таблички и надписи об освидетельствовании резервуаров, контрольных приборов и котла. Другие знаки и надписи на железнодорожный подвижной состав наносятся в соответствии с требованиями, установленными нормами и правилами.
Кроме того, согласно п.8 приложения 5 к Правилам технической эксплуатации на каждый локомотив должен вестись технический паспорт (формуляр), содержащий важнейшие технические и эксплуатационные характеристики.
В силу статьи 201 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В судебном заседании установлено, что на основании решения Курского транспортного прокуратура от 20.11.2019 г. №82 о провдени проверки АО «Кшенский сахарный комбина» 21.11.2019 г. была проверка соблюдения законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта при эксплуатации железнодорожных путей необщего пользования в АО «Кшенский сахарный комбинат», в результате которой были выявлены нарушения требований федерального законодательства, о чём составлен акт (л.д.10-12) и 21.11.2019 в АО «Кшенский сахарный комбинат» направлено представление об устранении выявленных нарушений законодательства № 07- 03-2019 (л.д.13-17).
АО «Кшенский сахарный комбинат» в прокуратуру был представлен ответ от 27.12.2019 № Исх-КСЗ-640 об частичном устранении изложенных в представлении нарушений законодательства (л.д.18-24).
С целью контроля за устранением указанных в представлении от 21.11.2019 г. нарушений, на основании решения Курского транспортного прокуратура от 05.02.2020 г. №10 в АО «Кшенский сахарный комбинат» 06.02.2020 г. была проведена выездная проверка, в ходе которой установлено, что часть ранее выявленных нарушений законодательства АО «Кшенский сахарный комбинат» не устранены, о чём был составлен акт от 06.02.2020 г., согласно которого, в том числе:
- на тепловозы предприятия ТЭМ-2М №185 и ТГМ-4А №1773 не предъявлены технические паспорта (формуляры), содержащие важнейшие технические и эксплуатационные характеристики, что является нарушением требований ч.2 ст.20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; п.8 Приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых Приказом Минтранса России от 21.12.2010 г. № 286; -
- на тепловозе ТЭМ-2М № 185 отсутствует технический знак принадлежности к железнодорожному транспорту Российской Федерации, наименование владельца железнодорожного подвижного состава, надпись о дате и месте производства установленных видов ремонта, об идентификационном бортовом номере, об обслуживании тепловоза одним машинистом, что свидлетельствует о нарушении ответчиком требований ч.2 ст.20 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; п.7 Приложения № 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (л.д.26-27).
Как следует из показаний представителя ответчика в суде, до настоящего времени указанные нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта АО «Кшенский сахарный комбинат» в полном объеме не устранены: отсутствуют технические паспорта (формуляры) на тепловозы ТЭМ-2М №185 и ТГМ-4А №1773, на тепловоз ТЭМ-2М №185 не нанесена надпись о дате и месте производства установленных видов ремонта.
Отсюда, с учетом признания иска ответчиком, суд находит заявленные прокурором исковые требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Срок, который просит установить прокурор для исполнения решения суда, в течении 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит достаточным.
В соответствии с подпунктом от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков.
Поскольку при подаче иска прокурор был освобождён от уплаты государственной пошлины на основании пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, а заявленные им исковые требования удовлетворяются в полном объеме, то в порядке ст.103 ГПК РФ абз.8 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ с АО «Кшенский сахарный комбинат» в доход муниципального района «Советский район» Курской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РРФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковое заявление прокурора Курской транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Кшенский сахарный комбинат» о возложении обязанности совершить определенные действия.
Обязать Акционерное общество «Кшенский сахарный комбинат» (№, юридический адрес: <адрес>) в течении 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
- восстановить технические паспорта (формуляры) на тепловозы АО «Кшенский сахарный комбинат»: ТЭМ-2М №185 и ТГМ–4А №1773;
- на тепловозе АО «Кшенский сахарный комбинат» ТЭМ-2М №185 нанести надпись о дате и месте производства установленных видов ремонта.
Взыскать с Акционерного общества «Кшенский сахарный комбинат» №, юридический адрес: <адрес>) в доход муниципального района «<адрес>» <адрес> государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей 00 копеек.
Стороны могут ознакомиться с мотивированным решение, которое будет составлено 29 мая 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Советский районный суд Курской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н.Стрельцов