Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3303/2022 ~ М-3068/2022 от 20.10.2022

Дело № 2-3303/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2022 года      г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цыкаловой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Гаряевой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бадмаевой Булгаш Бабаевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

Бадмаева Б.Б. обратилась в суд с указанным иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Калмыкия (далее ГУ-ОПФ по РК, ответчик, пенсионный орган), ссылаясь на следующие обстоятельства. Истица работает в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Республиканский онкологический диспансер». В августе 2021 г. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Однако решением ГУ-ОПФ по РК от 24 сентября 2021 г. ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа, при этом ответчик в нарушении норм материального права не включил в стаж на соответствующих видах работ период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г. Истица просила включить в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г., возложить обязанность на ГУ-ОПФ по РК назначить досрочную страховую пенсию с момента обращения с 16 августа 2021 г.

Истица Бадмаева Б.Б., представив суду заявление, просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-ОПФ по РК Лиджиева Г.В., действующая по доверенности, до судебного заседания представила письменные возражения, в которых просила в иске отказать, указывая на законность принятого решения, поскольку отпуск по уходу за ребёнком после 06 октября 1992 г. не подлежит зачёту в специальный стаж.

Суд счёл возможным в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело Бадмаевой Б.Б., суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В силу части 2 указанной статьи, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон «О страховых пенсиях») установлено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В соответствии с пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лет лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 - 4 названной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Бадмаева Б.Б., считая, что имеет право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», обратилась 16 августа 2021 г. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Проведя правовую оценку предоставленных документов, принято решение ГУ-ОПФ по РК от 24 сентября 2021 г., согласно которому на дату обращения (16 августа 2021 г.) стаж Бадмаевой Б.Б. на соответствующих видах работ составил 29 лет 11 месяцев 20 дней. Не включены в стаж на соответствующих видах работ период со 2 декабря 2019 г. по 20 декабря 2019 г. – отпуск без содержания, период с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г. – отпуск по уходу за ребёнком. Всего не включено в стаж на соответствующих видах работ 1 год 2 месяца 23 дня. Указанным решением ГУ-ОПФ по РК от 24 сентября 2021 г. отказано Бадмаевой Б.Б. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа. Таким образом, пенсионным фондом в специальный стаж Бадмаевой Б.Б. не включён период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г., решение ответчика именно в этой части оспаривается истицей.

Как следует из материалов дела Бадмаева Б.Б. является матерью ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении <данные изъяты>).

Согласно справке от 13 февраля 2020 г., выданной Бюджетным учреждением Республики Калмыкия «Ики-Бурульская районная больница», Бадмаева Б.Б. в период с 27 июля 1992 г. по 13 декабря 1992 г. находилась в отпуске по беременности и родам, в период с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г. – в отпуске по уходу за ребёнком.

В силу п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В соответствии со ст. 165 Кодекс законов о труде РСФСР женщинам предоставлялись отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

Из материалов деда следует, что в период с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г. истец находилась в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им полутора лет.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г.№ 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Из разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», следует, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребёнком начался до 06 октября 1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учётом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет был предоставлен Бадмаевой Б.Б. с 14 декабря 1992г., то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бадмаевой Б.Б. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 14 декабря 1992 г. по 19 февраля 1994 г., возложении на ответчика обязанности назначить страховую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный орган с 16 августа 2021 г.

На основании вышеизложенного, суд отказывает Бадмаевой Б.Б. в удовлетворении иска в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 14 ░░░░░░░ 1992 ░. ░░ 19 ░░░░░░░ 1994 ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░. - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:      ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 10 ░░░░░░ 2022 ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 11 ░░░░░░ 2022 ░.

2-3303/2022 ~ М-3068/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бадмаева Булгаш Бабаевна
Ответчики
ГУ- Отделение Пенсионного фонда РФ по РК
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Цыкалова Наталья Александровна
Дело на сайте суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
20.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2022Передача материалов судье
24.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2022Дело оформлено

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее