Дело №2-555/2024
18RS0021-01-2024-000648-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 марта 2024 года с.Алнаши
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Бердникова В.А.,
при секретаре судебного заседания Мишкиной О.В.,
с участием прокурора Борисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики» о возложении обязанности произвести паспортизацию автомобильной дороги,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района Удмуртской Республики в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики», требуя со ссылкой на положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязать в течение года с момента вступления решения суда в законную силу произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в с. Алнаши по ул. Дубки протяженностью 880 м.,, тип покрытия - щебень.
В судебном заседании прокурор Борисова И.А. в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнила, просила обязать Администрацию Алнашского района произвести паспортизацию указанной автомобильной дороги в срок до 30.09.2025.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п.6 ст.3 Закона № 257-ФЗ дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402 утверждена «Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в силу пп.4 п.9, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Согласно строительным нормам ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных Минавтодором РСФСР 05 февраля 1982 года, все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации. Учет и паспортизацию проводят по каждой дороге в отдельности. Паспортизация автомобильных дорог проводится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования реализуются органами местного самоуправления муниципальных округов.
Согласно п. 6 ст. 7 Устава муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики» к вопросам местного значения муниципального образования относится, помимо прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 10 ст. 5, п. 5 ч. 1 ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района относится утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения.
В целях реализации указанных полномочий Администрацией муниципального образования «Алнашский район» издано постановление №*** от дд.мм.гггг «О внесении изменений в постановление Администрации Алнашского района от дд.мм.гггг №*** «Об утверждении перечней автомобильных дорог общего пользования местного значения» (далее – постановление №*** от дд.мм.гггг).
В приложении № 2 к постановлению №*** от дд.мм.гггг изложен перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в границах муниципальных образований - поселений Алнашского района.
Среди прочих, в указанном перечне автомобильных дорог общего пользования местного значения, обозначена автомобильная дорога, расположенная по ул. Дубки с. Алнаши Алнашского района.
Установлено, что указанная автомобильная дорога, входящая в перечень автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования Алнашский район не паспортизирована.
Технический паспорт дороги является документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления по обеспечению безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог, что находится в причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения.
Таким образом, неисполнение ответчиком обязанности по паспортизации указанной выше автомобильной дороги общего пользования местного значения нарушается право неограниченного круга лиц, пользующихся данной автомобильной дорогой, на безопасные условия дорожного движения.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию муниципального образования «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики» (ИНН 1839012143 ОГРН 1211800021091) в срок до 30.09.2025 произвести паспортизацию автомобильной дороги, расположенной в с. Алнаши по ул. Дубки протяженностью 880 м.,, тип покрытия - щебень.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 11 марта 2024 года.
Судья В.А. Бердников