Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3051/2023 (2-9810/2022;) от 24.11.2022

копия

38RS0033-01-2022-003212-82

Дело № 2-3051/2023

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 февраля 2023 года                                  г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе

председательствующего судьи Басинской Е.В.

при секретаре Рафиевой С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Красноярского края к ООО «ИНК-Красноярск» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений) к ООО «ИНК-Красноярск» об устранении нарушений лесного законодательства, в котором просит обязать ответчика выполнить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от 29.09.2020 У противопожарные мероприятия: устройство противопожарных минерализованных полос – 1, 6 км, установка и размещение стендов, аншлагов – 1 шт, а также приостановить деятельность ООО «ИНК-Красноярск» на территории лесного участка, арендуемого по договору от 29.09.2020 У до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением лесного законодательства, запретить ООО «ИНК-Красноярск» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 29.09.2020 У иным лицам до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов. Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды лесного участка от 29.09.2020 У ООО «ИНК-Красноярск» является арендатором части лесного участка площадью 15,0 га, расположенного: Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», Цембинское участковое лесничество, квартал У), с кадастровым номером У (У предназначенный для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых. Согласно договора арендатор обязан соблюдать требования «Правила пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесных участках, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорого противопожарного значения». Таким образом, в результате бездействия арендатора нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах, что является нарушением п. 3 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных Постановлением Правительства РФ» от 07.10.2020г. У. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц). Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

Представитель Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представители ответчика ООО «Инк-Красноярск» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с требованиями ст.113 ГПК РФ путем направления по известному суду адресу заказного письма, которое получено лично, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не ходатайствовал, возражений относительно иска не представил.

Представители третьего лица КГБУ «Кодинское лесничество» в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания в адрес суда не направили.

По смыслу положений ст. 3, ст. 154 ГПК РФ, ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, устанавливающих условие о необходимости рассмотрения гражданских дел судами в разумные сроки и без неоправданной задержки, а также положений ст. ст. 113 - 119 ГПК РФ, ст. 54 ГК РФ, суд находит поведение ответчика, выражающееся в неполучении направленного в его адрес судебного извещения, и непредставлении в адрес суда информации о месте жительства, нарушением общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, считает поступившие в адрес суда сведения о невручении почтовой корреспонденции с судебным извещением, сведениями о надлежащем извещении ответчика о времени и месте рассмотрения дела, и полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, поскольку судом были предприняты все возможные меры для извещения ответчика.

Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что информация о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с положениями Федерального закона 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ, была заблаговременно размещена на официальном и общедоступном сайте Октябрьского районного суда г. Красноярска в сети Интернет, и ответчик имел объективную возможность ознакомиться с данной информацией.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Считая ответчика надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в связи с его неявкой в суд, и согласием представителя истца о рассмотрении дела в заочном порядке, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства.

Суд, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, - по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и во исполнение конституционной обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58 Конституции Российской Федерации), - основывается на принципе приоритета публичных интересов, что предопределяет особую роль государства в обеспечении охраны и защиты лесов, а также ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публично-правовые обязательства в отношении защиты лесного фонда от негативного воздействия.

Лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения международных обязательств, а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 года N 1-П, от 7 июня 2000 года N 10-П, от 2 июня 2015 года N 12-П).

В соответствии с частью 1 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и другими федеральными законами.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (статьи 13, 42 Земельного кодекса РФ, статья 51 Лесного кодекса РФ). Данные мероприятия на лесных участках, связанные с исполнением публично-правовых обязанностей собственников и лесопользователей, должны осуществляться и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное в их захламлении, загрязнении и ином негативном воздействии на них (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2015 года N 26-П).

В соответствии с ч. 1 ст. 100 Лесного кодекса РФ, возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (далее - возмещение вреда), осуществляется добровольно или в судебном порядке.

В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляется создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

Согласно пунктам 3, 5 статьи 53.1. Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии РФ, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены Приказом Минприроды России от 28.03.2014 № 161 «Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов».

В соответствии с пунктом 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров:иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    Как установлено судом, на основании договора аренды лесного участка от 29.09.2020 года У ООО «ИНК-Красноярск» является арендатором части лесного участка площадью 15,0 га, расположенного: Красноярский край, Кежемский район, КГБУ «Кодинское лесничество», Цембинское участковое лесничество, квартал У с кадастровым номером У (У), предназначенный для осуществления работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождения полезных ископаемых.

Согласно договора арендатор обязан соблюдать требования «Правила пожарной безопасности в лесах», «Правила санитарной безопасности в лесах РФ», осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесных участках, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорого противопожарного значения» (п. 3.4 Договора).

Исходя из представленного проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «Красноярск электроснабжение» к договору аренды У от 29.09.2020 года, установлены следующие виды мероприятий:

- устройство и содержание пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

- устройство противопожарных минерализованных полос;

- прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;

- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах;

- обеспечение мер санитарной безопасности на арендованном лесном участке;

Содержание арендованного лесного участка в соответствии с установленными правительством РФ правилами санитарной безопасности.

Отделом охраны и защиты лесов Министерства представлена ведомость плановых и фактически выполненных мероприятий на территории КГБУ «Кодинское лесничество», арендаторами в 2021г. согласно данной ведомости ООО «ИНК-Красноярск» не выполнены противопожарные мероприятия за 2021г.

Согласно отчета по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2021г. КГБУ «Кодинское лесничество» от 10.02.2022г. ООО «ИНК_Красноярск» по договору аренды лесного участка от 29.09.2020г. У, в соответствии с проектом освоения лесов, противопожарные мероприятия не выполнены в полном объеме, а именно: установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги) – 1 шт., устройство противопожарных минерализованных полос – 1, 6 м.

Отсутствие у ООО «ИНК-Красноярск», использующего земельный участок лесов    на праве аренды, средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность ответчика в случае возникновения опасности к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.

Таким образом, в результате бездействия ответчика нарушаются Правила пожарной безопасности в лесах. Указанная ситуация в случае возникновения пожара может затруднить процесс ликвидации возникшего пожара и увеличить вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки, повлечь неблагоприятное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни и здоровью населения (неопределенного круга лиц).

На момент рассмотрения дела по существу     ответчиком доказательств обратного в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. Фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено.

С учетом изложенного требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о возложении обязанности являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о сроке устранения нарушений в порядке ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу об установлении ООО «ИНК-Красноярск» месячного срока со дня вступления решения суда в законную силу, который является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения судебного акта.

Согласно ст.56 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об охране окружающей среды ", при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда.

Таким образом, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком требования лесного законодательства в рамках охраны окружающей среды      были нарушены, факт нарушения и отсутствия их устранения в добровольном порядке нашел свое подтверждение, и ответчиком вопреки положениям ст.56 ГПК РФ не опровергнут,    в связи с чем, требования истца суд по имеющимся в деле доказательствам на момент рассмотрения признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования министерства лесного хозяйства Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью «ИНК-Красноярск» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «ИНК-Красноярск» обязанность в течение одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу выполнить следующие противопожарные мероприятия по договору от 29.09.2020 У:

- установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах (аншлаги) – 1 шт.

- устройство противопожарных минерализованных полос – 1, 6 км,

Приостановить деятельность по осуществлению геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых общества с ограниченной ответственностью «ИНК-Красноярск» (ОГРН 1173850018540) на территории лесного участка, арендуемого по договору аренды лесного участка от 29.09.2020г. У до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, как деятельность, осуществляемую с нарушением лесного законодательства.

Запретить ООО «ИНК-Красноярск» (ИНН ОГРН 1173850018540) передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 29.09.2020 У иным лицам до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                 Е.В.Басинская

Мотивированное решение изготовлено 09.03.2023г.

Подлинник находится в материалах гражданского дела №2-3051/2023

2-3051/2023 (2-9810/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство лесного хозяйства Красноярского края
Ответчики
ООО "ИНК-Красноярск"
Другие
КГБУ "Кодинское лесничество"
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Басинская Е.В.
Дело на странице суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
24.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
24.11.2022Передача материалов судье
24.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2023Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.03.2023Копия заочного решения возвратилась невручённой
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024Дело оформлено
03.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее