РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дело № 53RS0022-01-2021-000224-23 |
производство № 2-3725/2021 |
г. Великий Новгород |
26 октября 2021 года |
Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Ионова И.А.,
при участии в судебном заседании в качестве:
секретаря судебного заседания – Петровой А.А.,
представителя истца Пугачёвой К.Б. – адвоката Орлова А.И.,
представителя ответчиков – Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства – Некрасовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пугачёвой К.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству, ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья,
у с т а н о в и л :
В Новгородский районный суд Новгородской области (далее также – суд) обратилась Пугачёва К.Б. с исковым заявлением к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделению г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казначейству, УФК по Новгородской области об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья.
В обоснование иска указано, что согласно подпункту «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» истец имеет право на получение социальной выплаты для приобретения в собственность жилья, удостоверяемой сертификатом, что подтверждено решением Валдайского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Указанным решением Псковское отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации было обязано включить истца в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы, как проживающих на территории закрытого военного городка, и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. Указанное решение было исполнено в <данные изъяты> году и истец была включена в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году с ДД.ММ.ГГГГ. Об исполнении указанного решения, о времени его исполнения истца никто не известил. Сотрудники ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации после подачи ею в <данные изъяты> году исполнительного листа для исполнения указанного решения суда устно ей пояснили, что теперь ей необходимо ждать приглашения для получения сертификата. Прождав до <данные изъяты> года и не получив сертификат, она лично обратилась в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации для разъяснения, когда она получит сертификат. Сотрудники управления выдали ей на руки копию уведомления № о включении ее в число граждан для получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, указав на уведомлении ее табельный №. При этом устно ей вновь пояснили, что необходимо ждать приглашения для получения сертификата. Прождав до <данные изъяты> года и не получив сертификат, она вновь обратилась в ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Из ответа на ее обращение, который она получила по почте в начале ДД.ММ.ГГГГ, следует, что списки граждан формировал Департамент жилищного обеспечения.
Фактически, по мнению истца, на протяжении пяти лет ответчики бездействуют, не предпринимают никаких действий для производства истцу социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для приобретения жилья, не предоставляют в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов с учетом ее кандидатуры, как участника программы, чем существенно нарушили право истца на получение указанной социальной выплаты, право на жилище. Нарушение ее жилищного права на социальную выплату очень существенно для нее и дальнейшее промедление в производстве ей указанной выплаты лишь ухудшит ее жилищное положение. Истец уже много лет не может реализовать свое право на переселение в <адрес>. При обращении за социальной выплатой она определила своё будущее место жительства – <адрес>. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на первое полугодие <данные изъяты> года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на I квартал <данные изъяты> года» определена средняя стоимость одного квадратного метра площади для <адрес> в размере 76 429 руб. На одного человека полагается социальная выплата исходя из нормы 33,3 кв. м. Таким образом, размер причитающейся ей социальной выплаты в <данные изъяты> году и подлежащей взысканию составляет 3 054 102,84 руб. (76 429 руб. х 1,2 х 33,3 кв. м).
В связи с этим истец просит суд признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Территориального отделения г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в несовершении всех необходимых действий для производства социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище на <данные изъяты> годы», взыскать с казны Российской Федерации сумму социальной выплаты для приобретения жилья в размере 3 054 102,84 руб.
Указанное исковое заявление ДД.ММ.ГГГГ было принято к производству суда.
При этом судом принималось во внимание, что в силу положений статей 36, 37 ГПК Российской Федерации гражданской процессуальной праводееспособностью обладают граждане и организации. Не обладающие правами юридического лица структурные подразделения органов и организаций не могут выступать ответчиками в суде.
В связи с этим к участию в деле в качестве ответчиков не могли быть привлечены ни Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, ни Территориальное отделение г. Псков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, которые правами юридического лица не обладают.
При определении круга ответчиков по делу суд также учел, что ДД.ММ.ГГГГ указанное истцом в качестве ответчика федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «Западрегионжилье», ОГРН №) реорганизовано путем присоединения к федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС», ОГРН №).
Таким образом, ответчиками по настоящему делу выступают Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство в лице УФК по Новгородской области (действующие от имени Российской Федерации как главные распорядители бюджетных средств), ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС».
Судом также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Новгородской области, Администрация Валдайского муниципального района, Администрация Яжелбицкого сельского поселения, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН №).
В судебном заседании представитель истца поддержал иск по изложенным в нем основаниям. Представитель ответчиков – Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства возражал против удовлетворения иска по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещались о месте и времени его проведения надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Ответчики – Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС» направили в суд письменные отзывы, в которых просили отказать в удовлетворении исковых требований. Третье лицо – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации также направило в суд отзыв, в котором просило отказать в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 167 ГПК Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее также – Правила).
Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном Правилами, имеют граждане Российской Федерации, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Согласно пункту 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил (далее - граждане - участники ведомственной целевой программы), которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
В силу пункта 18 Правил выдача сертификатов осуществляется гражданам, указанным в подпункте «б» пункта 5 Правил, – федеральным органом, в сфере ведения которого находится закрытый военный городок или поселок (находился населенный пункт, исключенный из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков), из которого подлежат переселению указанные граждане.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах «з» и «и» пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению № 1 с приложением соответствующих документов.
В соответствии с пунктом 22 Правил подразделения, органы местного самоуправления (органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющие учет граждан, и администрация г. Байконура осуществляют проверку документов, представленных гражданами в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил, а также полученных указанными подразделениями, органами и администрацией в соответствии с пунктом 20(1) настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы. В случае признания гражданина участником ведомственной целевой программы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 27 Правил для включения в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, гражданин - участник ведомственной целевой программы, указанный в подпункте «а» или «б» пункта 5 настоящих Правил, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях или в качестве претендующего на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Федеральные органы представляют до 15 сентября года, предшествующего планируемому, ответственному исполнителю государственной программы выписки из списков граждан - участников ведомственной целевой программы, состоящих в федеральных органах на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в качестве претендующих на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - выписки из списков), по форме, установленной соответствующим федеральным органом.
В силу пункта 28 Правил ответственный исполнитель государственной программы с учетом средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам в проекте федерального бюджета на соответствующий год (за исключением средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат гражданам, указанным в подпунктах «и» и «л» пункта 5 настоящих Правил), и на основании сводных списков (сведений), полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выписок из списков, полученных от федеральных органов, и сведений, полученных от органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые в течение 15 рабочих дней со дня внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период доводятся до соответствующих органов исполнительной власти. Распределение объема финансирования между федеральными органами осуществляется пропорционально количеству граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в представленных ими в соответствии с пунктом 27 настоящих Правил выписках из списков. При этом распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения федеральным органом, представившим выписку из списка, не менее 10 сертификатов (за исключением федеральных органов, в которых количество граждан - участников ведомственной целевой программы, включенных в выписку из списка, составляет меньше 10 и для которых минимальное количество сертификатов принимается равным количеству указанных граждан). Распределение объема финансирования должно предусматривать возможность получения органом исполнительной власти, представившим сводный список (сведения), не менее 1 сертификата. Распределение объема финансирования при планируемом выделении органу исполнительной власти до 3 сертификатов осуществляется с учетом фактической потребности в финансовых средствах для предоставления социальных выплат гражданам, указанным первыми, вторыми и третьими в сводном списке.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что порядок учета граждан, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки (находились населенные пункты, исключенные из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков).
В соответствии с пунктами 35, 36 Правил ответственный исполнитель государственной программы на основании графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выпуске сертификатов и в течение 5 рабочих дней после издания такого приказа направляет в органы исполнительной власти перечень серий и номеров сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам - участникам ведомственной целевой программы в соответствии с указанным приказом. Органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы. Сертификаты, оформленные гражданам, указанным в подпунктах «а», «б» и «е» - «и» пункта 5 настоящих Правил, передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам, если иное не предусмотрено в актах, принимаемых осуществляющими выдачу сертификатов таким гражданам федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.
Для получения сертификата гражданин - участник ведомственной целевой программы представляет документы, перечисленные в пункте 44 Правил.
Согласно пункту 48 Правил социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.
В силу пункта 56 Правил банк в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о приеме договора приобретения жилого помещения для оплаты направляет ответственному исполнителю государственной программы заявку на перечисление средств социальной выплаты в счет оплаты договора приобретения жилого помещения (далее - заявка банка).
В соответствии с пунктом 59 Правил при положительном результате проверки территориальный орган Федерального казначейства не позднее второго рабочего дня, следующего за днем представления ответственным исполнителем государственной программы платежных документов, осуществляет в установленном порядке операцию по перечислению средств социальной выплаты на банковский счет распорядителя счета.
Согласно пункту 65 Правил социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику ведомственной целевой программы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве, договору об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 сентября 2019 года № 515 утверждены Порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее – Порядок).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 Порядка в Министерстве обороны право на получение сертификата имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, указанные в подпункте «б» пункта 5 Правил.
Согласно пункту 5 Порядка уполномоченный орган ведет реестр граждан, проживающих (проживавших) на территории закрытых военных городков и изъявивших желание получить сертификат, - в отношении граждан, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящего Порядка.
В силу пункта 8 Порядка уполномоченный орган на основании реестров, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует список граждан - участников ведомственной целевой программы и до 15 сентября года, предшествующего планируемому, представляет ответственному исполнителю государственной программы выписку из списка граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации в качестве нуждающихся в жилых помещениях или в качестве претендующих на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, для переселения из закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков) и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме согласно приложению № 2.1 к настоящему Порядку.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что после получения доведенных в соответствии с пунктом 28 Правил ответственным исполнителем государственной программы контрольных цифр бюджетных средств для предоставления социальных выплат на планируемый год уполномоченный орган на основании реестров, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, формирует список получателей сертификатов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 10 Порядка формирование списка получателей сертификатов осуществляется для граждан, указанных в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящего Порядка, - в последовательности, определяемой датой подачи (отправки по почте) ими заявления на участие в ведомственной целевой программе в уполномоченный орган (специализированную организацию).
Ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710).
Органом, уполномоченным осуществлять деятельность по жилищному обеспечению военнослужащих и граждан, проживающих на территории закрытого военного городка, расположенного в <адрес>, является ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС».
Судом установлено, что Пугачева К.Б. с <данные изъяты> года зарегистрирована и постоянно проживает в жилом помещении, относившимся к фонду Министерства обороны Российской Федерации, по адресу: <адрес>
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) <адрес> включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.
В соответствии с вступившим в законную силу решением Валдайского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Псковское отделение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включило истца в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральной целевой программы «Жилище» на <данные изъяты> годы, как проживающих на территории закрытого военного городка, и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат.
Псковским отделением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Пугачёва К.Б. включена в реестр граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков с ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, по сообщению ФГАУ «РОСЖИЛКОМПЛЕКС», на <данные изъяты> год в указанный реестр включены 1460 участников ведомственной целевой программы с датами постановки на учет ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из приведенных положений Правил и Порядка, в том числе определяющих формирование списков получателей сертификатов в порядке очередности, оснований для включения Пугачёвой К.Б. в списки граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и предоставления ей такого сертификата не имелось.
Как следует из указанных Правил и Порядка, исполнение государственных обязательств по выдаче государственных жилищных сертификатов связано с наличием и объемами бюджетного финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на соответствующий год. Соответственно, обеспечение граждан сертификатами осуществляется в порядке очередности.
Заявленное Пугачёвой К.Б. требование о взыскании денежных средств взамен государственного жилищного сертификата направлено на внеочередное улучшение жилищных условий, вопреки требованиям законодательства и в нарушение прав иных граждан-участников подпрограммы.
В ходе рассмотрения дела судом не установлены обстоятельства, свидетельствующие о бездействии ответчиков, которым бы нарушались права истца по получению государственного жилищного сертификата. Приведенные истцом и ее представителем доводы не свидетельствуют о нарушении ответчиками установленных правил выдачи государственных жилищных сертификатов.
Обеспечение истца жильем (выплатой) возможно только при соблюдении законодательно установленного порядка. Денежные средства взамен выдачи государственного жилищного сертификата не могут быть взысканы за счет казны Российской Федерации ввиду наличия законодательно установленного механизма улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан путем выдачи государственного жилищного сертификата.
Таким образом, у суда отсутствуют основания как признавать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в несовершении всех необходимых действий для производства социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище на 2011 – 2015 годы», так и взыскивать с казны Российской Федерации в пользу истца сумму социальной выплаты для приобретения жилья в размере 3 054 102,84 руб.
Следовательно, в удовлетворении иска Пугачёвой К.Б. надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198, 209, 321 ГПК Российской Федерации, Новгородский районный суд Новгородской области
р е ш и л :
Исковое заявление Пугачёвой К.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Федеральному казначейству, федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации об оспаривании бездействия и взыскании суммы социальной выплаты для приобретения жилья – оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Новгородского районного суда Новгородской области |
И.А. Ионов |
Решение принято в окончательной форме 12 ноября 2021 года.