УИД: 61RS0019-01-2023-005507-73
Дело № 2-740/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Новочеркасск
Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:
судьи Бердыш С.А.,
при секретаре Краснобаевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочеркасска к Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска, МБОУ СОШ № 6 об обязании устранить нарушения федерального законодательства об охране прав инвалидов,
установил:
Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд с вышеназванными требованиями (с учетом уточнений), в обоснование которых указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.
По результатам проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 внешняя лестница входной группы МБОУ СОШ № 6 не оборудована пандусом либо подъемной платформой с вертикальным перемещением, отвечающим требованиям таблицы 5.1 свода правил.
Указанные недостатки препятствуют доступу маломобильной категории населения (в том числе несовершеннолетних) в образовательную организацию.
С целью устранения указанных нарушений директору МБОУ СОШ № 6 31.10.2023 за № 07-25/Прдс2002-23 внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.
Согласно п. 1.8 Устава МБОУ СОШ № 6 учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Город Новочеркасск».
Просил суд обязать администрацию города Новочеркасска в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого финансирования Управлению образования администрации г. Новочеркасска для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Обязать Управление образования администрации г. Новочеркасска в течение 1 (одного) месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ № 6 для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Обязать МБОУ СОШ № 6 в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
В судебном заседании помощник прокурора г. Новочеркасска Селиманжук С.Н. поддержал уточненные исковые требования, просил суд его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Новочеркасска Пачицкая О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что финансирование на текущий год утверждено и произвести необходимые работы в установленный истцом срок не представляется возможным.
В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Администрации г. Новочеркасска Загуменная О.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании директор МБОУ СОШ №6 Сидорова А.А., действующая на основании приказа, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательные учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона №273-ФЗ закреплено право на образование в Российской Федерации, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ – социальное государство, политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 указанного федерального закона установлено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым урегулированы вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, также предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.
Доступность зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.
Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 июля 2019 г. №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в статье Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., была ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 г.) признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации данного права государства-участники обеспечивают условия, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.
Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права инвалидов на получение образования, в том числе основного общего образования, и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения.
Создание инвалидам и маломобильным группам населения, имеющим заболевания, не поименованные в указанном перечне, равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе в объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.
На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Как следует из п.п. «а» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр и введен в действие с 01.07.2021 (далее - СП 59.13330.2020).
Как следует из подпунктов 1.1 СП 59.13330.2020, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
В силу пункта 3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 внешняя лестница входной группы МБОУ СОШ № 6 не оборудована пандусом либо подъемной платформой с вертикальным перемещением, отвечающим требованиям таблицы 5.1 свода правил.
Указанные недостатки препятствуют доступу маломобильной категории населения (в том числе несовершеннолетних) в образовательную организацию.
С целью устранения указанных нарушений директору МБОУ СОШ № 6 31.10.2023 за № 07-25/Прдс2002-23 внесено представление.
Согласно письму МБДОУ №6 от 21.11.2023 №ПЗ-6027-23 представление прокуратуры города 31.10.2023 №07-25/Прдп1999-23-20600036 рассмотрено, приняты к сведению отмеченные нарушения. В настоящее время приняты к конкретные меры по недопущению впредь нарушений, подобных выявленным, а также причин и условий им способствующим.
В МБОУ СОШ № 6 за ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, заместителю директора по АХР Стельмах О.Ю. (приказ от 09.11.2023 №71/к).
Вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
Согласно п. 1.8 Устава МБОУ СОШ № 6 учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Город Новочеркасск».
Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 02.03.2018 № 268 утверждено положение об Управлении образования Администрации города Новочеркасска и его структуре (далее - Положение).
В соответствии с п.п 2.1.3, 3.1.34, 3.1.40, 3.1.40.4, 3.1.40.8, 3.1.41, 3.1.42 Положения на Управление возлагается решение следующих задач: осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, (далее - Учреждения).
Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: координирует деятельность Учреждений по вопросам антитеррористической защищенности и безопасности, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждениями, является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Согласно п. 3.1.1 Положения об Администрации к полномочиям Администрации г. Новочеркасска относится составление проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета, осуществление контроля за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечение составление отчета об исполнении местного бюджета.
Между тем, доказательств тому, что ответчиком предприняты все возможные меры для оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание школы, материалы дела не содержат. Доказательств обратного суду не представлено.
Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, требований истца являются законными и обоснованными.
При этом, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий, суд полагает разумным установить срок исполнения обязанности Администрацией города Новочеркасска в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого финансирования Управлению образования администрации г. Новочеркасска для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6. Установить Управлению образования администрации г. Новочеркасска срок в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ № 6 для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации и обязать МБОУ СОШ № 6 в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
уточненные исковые требования прокурора г. Новочеркасска (ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972) к Администрации г. Новочеркасска (ИНН 6150022660, ОГРН 1026102224884), Управлению образования Администрации г. Новочеркасска (ИНН 6150925052, ОГРН 1026102234333), МБОУ СОШ № 6 (ИНН 6150929057, ОГРН 1026102222740) об обязании устранить нарушения федерального законодательства об охране прав инвалидов удовлетворить.
Обязать администрацию города Новочеркасска в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого финансирования Управлению образования администрации г. Новочеркасска для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Обязать Управление образования администрации г. Новочеркасска в течение 1 (одного) месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ № 6 для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Обязать МБОУ СОШ № 6 в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.А. Бердыш
Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2024 года.