Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-740/2024 (2-4848/2023;) ~ М-4255/2023 от 27.12.2023

                                                    УИД: 61RS0019-01-2023-005507-73

Дело № 2-740/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 мая 2024 года                                                                   г. Новочеркасск

Новочеркасский городской суд Ростовской области в составе:

судьи Бердыш С.А.,

при секретаре Краснобаевой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Новочеркасска к Администрации г. Новочеркасска, Управлению образования Администрации г. Новочеркасска, МБОУ СОШ № 6 об обязании устранить нарушения федерального законодательства об охране прав инвалидов,

    установил:

Прокурор г. Новочеркасска обратился в суд с вышеназванными требованиями (с учетом уточнений), в обоснование которых указал, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав инвалидов.

По результатам проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 внешняя лестница входной группы МБОУ СОШ № 6 не оборудована пандусом либо подъемной платформой с вертикальным перемещением, отвечающим требованиям таблицы 5.1 свода правил.

Указанные недостатки препятствуют доступу маломобильной категории населения (в том числе несовершеннолетних) в образовательную организацию.

С целью устранения указанных нарушений директору МБОУ СОШ № 6 31.10.2023 за № 07-25/Прдс2002-23 внесено представление, по результатам рассмотрения которого конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не принято.

Согласно п. 1.8 Устава МБОУ СОШ № 6 учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Город Новочеркасск».

Просил суд обязать администрацию города Новочеркасска в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого финансирования Управлению образования администрации г. Новочеркасска для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Обязать Управление образования администрации г. Новочеркасска в течение 1 (одного) месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ № 6 для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Обязать МБОУ СОШ № 6 в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

    В судебном заседании помощник прокурора г. Новочеркасска Селиманжук С.Н. поддержал уточненные исковые требования, просил суд его удовлетворить в полном объеме.

    В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Новочеркасска Пачицкая О.В., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что финансирование на текущий год утверждено и произвести необходимые работы в установленный истцом срок не представляется возможным.

    В судебном заседании представитель ответчика Управления образования Администрации г. Новочеркасска Загуменная О.В., действующая на основании доверенности, поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

    В судебном заседании директор МБОУ СОШ №6 Сидорова А.А., действующая на основании приказа, возражала против удовлетворения заявленных требований.

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательные учреждениях и на предприятиях.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона №273-ФЗ закреплено право на образование в Российской Федерации, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ – социальное государство, политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.

Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного значения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 15 указанного федерального закона установлено, что органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которым урегулированы вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, также предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (часть 4 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Вышеуказанные нормы федерального законодательства предусматривают публичную обязанность по обеспечению доступности самих зданий и сооружений (а не просто услуг) для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, при этом законодатель не связывает эту обязанность с тем, когда было построено то или иное здание, являющееся объектом социальной инфраструктуры, кому из субъектов оно принадлежит на праве собственности.

Доступность зданий и сооружений – объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения обеспечивается, в том числе (причем в первую очередь) путем оборудования в указанных зданиях и сооружениях пандусов.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 июля 2019 г. №1943-О, в случае, если до реконструкции или капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры собственники не могут выполнить условия обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры, изложенные в статье Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, то они должны принимать меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13 декабря 2006 г., была ратифицирована Российской Федерацией 25 сентября 2012 г.) признано право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни. При реализации данного права государства-участники обеспечивают условия, чтобы инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды - из системы бесплатного и обязательного начального или среднего образования; инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения.

Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Из приведенных нормативных положений следует, что в целях реализации права инвалидов на получение образования, в том числе основного общего образования, и создания инвалидам равных с другими гражданами возможностей для получения качественного образования, развития личности, индивидуальных способностей и возможностей, их интеграции в общество, государство гарантирует создание таким гражданам необходимых условий для его получения.

Создание инвалидам и маломобильным группам населения, имеющим заболевания, не поименованные в указанном перечне, равных возможностей с другими гражданами в реализации своих прав, обеспечению возможности вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех ее аспектах, предполагающих отсутствие каких-либо препятствий в их доступе в объектам социальной инфраструктуры, является одной из приоритетных задач государства и согласуется с провозглашенными и гарантированными Конституцией Российской Федерации правами ее граждан.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации.

На основании пунктов 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Как следует из п.п. «а» п. 3 Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в частности, возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них.

В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены в своде правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» СП 59.13330.2020, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 904/пр и введен в действие с 01.07.2021 (далее - СП 59.13330.2020).

Как следует из подпунктов 1.1 СП 59.13330.2020, настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

В силу пункта 3.13 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения (МГН) - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что по результатам проведенной прокуратурой города проверки установлено, что в нарушение п. 5.1.14 СП 59.13330.2020 внешняя лестница входной группы МБОУ СОШ № 6 не оборудована пандусом либо подъемной платформой с вертикальным перемещением, отвечающим требованиям таблицы 5.1 свода правил.

Указанные недостатки препятствуют доступу маломобильной категории населения (в том числе несовершеннолетних) в образовательную организацию.

С целью устранения указанных нарушений директору МБОУ СОШ № 6 31.10.2023 за № 07-25/Прдс2002-23 внесено представление.

Согласно письму МБДОУ №6 от 21.11.2023 №ПЗ-6027-23 представление прокуратуры города 31.10.2023 №07-25/Прдп1999-23-20600036 рассмотрено, приняты к сведению отмеченные нарушения. В настоящее время приняты к конкретные меры по недопущению впредь нарушений, подобных выявленным, а также причин и условий им способствующим.

В МБОУ СОШ № 6 за ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, заместителю директора по АХР Стельмах О.Ю. (приказ от 09.11.2023 №71/к).

Вместе с тем выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Согласно п. 1.8 Устава МБОУ СОШ № 6 учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование «Город Новочеркасск».

Решением Городской Думы г. Новочеркасска от 02.03.2018 № 268 утверждено положение об Управлении образования Администрации города Новочеркасска и его структуре (далее - Положение).

В соответствии с п.п 2.1.3, 3.1.34, 3.1.40, 3.1.40.4, 3.1.40.8, 3.1.41, 3.1.42 Положения на Управление возлагается решение следующих задач: осуществление функций и полномочий учредителя муниципальных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, (далее - Учреждения).

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции: координирует деятельность Учреждений по вопросам антитеррористической защищенности и безопасности, осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств: составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета, осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждениями, является получателем бюджетных средств, составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно п. 3.1.1 Положения об Администрации к полномочиям Администрации г. Новочеркасска относится составление проекта местного бюджета, исполнение местного бюджета, осуществление контроля за исполнением данного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, обеспечение составление отчета об исполнении местного бюджета.

Между тем, доказательств тому, что ответчиком предприняты все возможные меры для оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание школы, материалы дела не содержат. Доказательств обратного суду не представлено.

Суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, приходит к выводу о том, что ответчиком не соблюдены требования действующего законодательства в части создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. При таких обстоятельствах, требований истца являются законными и обоснованными.

При этом, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая порядок и сроки проведения всех необходимых мероприятий, суд полагает разумным установить срок исполнения обязанности Администрацией города Новочеркасска в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого финансирования Управлению образования администрации г. Новочеркасска для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6. Установить Управлению образования администрации г. Новочеркасска срок в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ № 6 для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации и обязать МБОУ СОШ № 6 в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

    решил:

уточненные исковые требования прокурора г. Новочеркасска (ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972) к Администрации г. Новочеркасска (ИНН 6150022660, ОГРН 1026102224884), Управлению образования Администрации г. Новочеркасска (ИНН 6150925052, ОГРН 1026102234333), МБОУ СОШ № 6 (ИНН 6150929057, ОГРН 1026102222740) об обязании устранить нарушения федерального законодательства об охране прав инвалидов удовлетворить.

Обязать администрацию города Новочеркасска в течение 12 (двенадцати) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выделение необходимого финансирования Управлению образования администрации г. Новочеркасска для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Обязать Управление образования администрации г. Новочеркасска в течение 1 (одного) месяца с момента поступления бюджетных средств распределить их целевым назначением МБОУ СОШ № 6 для обеспечения беспрепятственного доступа в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Обязать МБОУ СОШ № 6 в течение 6 (шести) месяцев с момента поступления бюджетных средств обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации МБОУ СОШ № 6, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, пр. Баклановский, д. 150, для маломобильных групп населения, путем оснащения специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа в здание в соответствии с «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новочеркасский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                          С.А. Бердыш

Решение в окончательной форме изготовлено 20 мая 2024 года.

2-740/2024 (2-4848/2023;) ~ М-4255/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Новочеркасска
Ответчики
МБОУ СОШ № 6
Администрация г. Новочеркасска
Управление образования Администрации г.Новочеркасска
Другие
Пачицкая Ольга Владимировна
Загуменная Отлга Вадимовна
Сидорова Александра Александровна
Суд
Новочеркасский городской суд Ростовской области
Судья
Бердыш Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
novocherkassky--ros.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2024Судебное заседание
27.02.2024Судебное заседание
28.03.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.05.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее