Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 9 февраля 2024 года
Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе:
председательствующего судьи Цицкиева Р.Б.,
при секретаре Мальсаговой М.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Таутиева Н. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии с даты ее прекращения и засчитать периоды работы в льготный стаж, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Таутиев Н.Х. обратился в суд с указанным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о прекращении ему выплаты пенсии, обязать ГУ-ОПФР РФ по РИ возобновить выплату пенсии с даты ее прекращения, обязать ГУ-ОПФР РФ по РИ засчитать Таутиеву Н.Х. льготный стаж в Ингушской Республиканской больнице с ДД.ММ.ГГГГ в качестве интерна в травматологическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача травматолога в травматологическом отделении, сДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего травматологическим отделением, с ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного врача, с ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача траматолога ортопеда и заведующего травматологическим отделением, взыскать с ГУ-ОПФР РФ по РИ в пользу Таутиева Н.Х. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что решением ГУ ОФПР по РИ ему была назначена страховая пенсия по старости, которую он получал до декабря 2022 года. Уведомлением Таутиеву Н.Х. сообщено о прекращении выплаты пенсии.
С данным решением Таутиев Н.Х. не согласен, считает его необоснованным и незаконным.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 56 ГПК РФ установлена обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 указанного закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Таким образом, Федеральный? закон № 400-ФЗ предусматривает порядок сохранения пенсионных прав на досрочное назначение трудовой? пенсии по старости, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действующего законодательства.
Пунктом 3 части 1 статьи 25 закона № 400-ФЗ предусмотрено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчётов, - полностью исключить невозможно.
Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению.
Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения.
В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.
Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведённых норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчёте размера пенсии.
При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства, как указано Верховным Судом Российской Федерации в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ22-11-К7.
Тем самым, как указано высшей судебной инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.
Из материалов дела следует, что Таутиев Н.Х. являлся получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Из письма ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Таутиев Н.Х. являлся получателем досрочной страховой пенсии по старости, как медицинский работник в государственных и муниципальных учреждениях, назначенной в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ. Досрочная страховая пенсия по старости Таутиеву Н.Х. прекращена с ДД.ММ.ГГГГ в связи с неправомерным установлением и выплатой досрочной страховой пенсии по старости.
Вместе с тем периоды работы Таутиева Н.Х. в ГБУ «Ингушская республиканская клиническая больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве интерна в травматологическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача травматолога в травматологическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего травматологическим отделением, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного врача, с ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего травматологическим отделением врача травматолога и ортопеда, подтверждаются сведениями из копий трудовой книжки АТ-IV № заполненной ДД.ММ.ГГГГ, являющейся основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору (п. 6 Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), а также соответствующими справками с мест работы.
Трудовая деятельность истца также подтверждается справкой, выданной ГБУ «Ингушская республиканская клиническая больница» ДД.ММ.ГГГГ № о том, что Таутиев Х.Н. действительно работает в должности заведующего-врача травматолога-ортопеда травматологического отделения с ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
В пп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" указано, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее - Список), и Правила исчисления периодов такой работы (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781. При этом особенностью назначения досрочной пенсии медицинским работникам является соответствие наименований должностей и учреждений должностям и учреждениям, указанным в Списке, или тождественность таким наименованиям.
Между тем ответчиками доказательств правомерности осуществленных ими действий по прекращению выплаты Таутиеву Н.Х. пенсии не приведено. При этом недостоверность документов никакими официальными документами (заключение эксперта, решение суда и т.д.) не подтверждена.
При таких обстоятельствах, добросовестность действий истцов презюмируется в силу закона (ст. 10 ГК РФ) и именно на ответчике лежит обязанность представить бесспорные доказательства, свидетельствующие о том, что при назначении истцам пенсии недостоверные сведения были представлены именно ими (определения Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, от ДД.ММ.ГГГГ по делу №).
Оценивая приведенные выше доказательства в совокупности со сведениями, имеющимися в копии трудовой книжки Таутиева Н.Х., с учетом положений приведенных выше нормативно-правовых актов, а также правовых позиций, изложенных в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П от ДД.ММ.ГГГГ №-П, суд находит решение ответчика не соответствующим нормам действующего законодательства, в связи с чем считает требования Таутиева Н.Х. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению пенсионного и социального страхования по <адрес> обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования истца о компенсации морального вреда, не подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Согласно разъяснений, изложенных в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, компенсация морального вреда может быть взыскана либо в случаях, прямо предусмотренных законом, либо при представлении доказательств, подтверждающих причинение истцу нравственных или физических страданий действиями ответчика. По настоящему делу таких обстоятельств не установлено.
Согласно ч.1 ст. 212 ГПК РФ суд может по ходатайству истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Рассматривая ходатайство истца о немедленном исполнении решения, суд также находит его подлежащим удовлетворению, поскольку необоснованное прекращение страховой пенсии истцу фактически лишило его средств к существованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Таутиева Н. Х. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании незаконным решения о прекращении выплаты пенсии, возложении обязанности возобновить выплату пенсии с даты ее прекращения и засчитать периоды работы в льготный стаж, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить частично.
Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о прекращении выплаты пенсии Таутиеву Н. Х. незаконным.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> возобновить выплату пенсии Таутиеву Н. Х. с даты ее прекращения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> засчитать Таутиеву Н. Х. льготный стаж работы в ГБУ «Ингушская республиканская клиническая больница» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве интерна в травматологическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача травматолога в травматологическом отделении, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего травматологическим отделением, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве главного врача, с ДД.ММ.ГГГГ в качестве заведующего травматологическим отделением врача травматолога и ортопеда.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Р.Б. Цицкиев