дело № 2-1-37/2022
УИД 12RS0016-01-2021-001543-28
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 12 января 2022 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца Гурьянова А.В.,
представителя ответчика ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл Рипановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурьянова А.В. к государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании права на назначение страховой пенсии по старости досрочно,
установил:
Гурьянов А.В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное), в котором просит признать незаконным решение ответчика № от 14 июля 2021 года об отказе в установлении пенсии, возложить обязанность на ответчика включить в педагогический стаж периоды военной службы истца по призыву с 26 июня 1987 г. по 14 июня 1989 г. в льготном исчислении (один день службы за два дня работы) и учеты в Марийском государственном педагогическим институте им. ФИО5 с 14 июня 1989 г. по 19 июня 1993 г. и назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения в пенсионный орган. Иск мотивирован тем, что решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) от 14 июля 2021 г. Гурьянову А.В. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности ввиду отсутствия у него необходимого 25-летнего педагогического стажа. При этом в стаж для назначения пенсии не были включены спорные периоды военной службы по призыву и учебы в педагогическим институте. Отказ в назначении пенсии истец считает незаконным, поскольку полагает, что в соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, спорные периоды подлежат включению в стаж педагогической деятельности, а согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по призыву зачитывается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя ответчика произведена замена государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное) его правопреемником – государственным учреждением – Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл в результате проведенной реорганизации учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Марий Эл (далее ОПФР по Республике Марий Эл).
В суде истец Гурьянов А.В. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что проходил службу в армии в должности командира отделения, в обязанности которого входила воспитание и обучение личного состава отделения.
Представитель ответчика ОПФР по Республике Марий Эл Рипанова М.В. против удовлетворения иска не возражала по доводам, изложенным в приобщенных к материалам дела возражениях на исковое заявление.
Выслушав объяснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившего в силу с 1 января 2015 г. и действующего на момент обращения 06 июня 2021 г. в учреждение Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 настоящего федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, т.е. в данном случае не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Судом установлено, что 07 июня 2021 года истец Гурьянов А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Козьмодемьянске Республики Марий Эл (межрайонное), правопреемником которого является ОПФР по Республике Марий Эл, с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно по подпункту 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 14 июля 2021 года № Гурьянову А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Указанным решением на дату обращения признано наличие у истца специального педагогического стажа продолжительностью 21 год 1 месяц 26 дней, в который не были включены периоды службы в армии по призыву с 26 июня 1987 г. по 14 июня 1989 г. и учебы в Марийском государственном педагогическим институте им. ФИО5 с 01 сентября 1986 г. по 25 июня 1987 г., с 15 июня 1989 г. по 19 июня 1993 г. ††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††????????????????????������������������������������������������������������������������������Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ пр
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой», было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее Положение от 17 декабря 1959 г. № 1397).
Подпунктом «г» пункта 1 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооружённых Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
В соответствии с пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе службы в составе Вооружённых Сил СССР и обучения педагогических учебных заведениях, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Как следует из представленных истцом диплома об образовании ШВ № от ДД.ММ.ГГГГ, военного билета НП № от ДД.ММ.ГГГГ, а также записей в трудовой книжке Гурьянова А.В., с 01 сентября 1986 г. истец обучался в Марийском государственном педагогическим институте им. Н.К.Крупской, откуда 26 июня 1987 г. призван на военную службу. По окончании службы в армии с 15 июня 1989 г. истец продолжил обучение в институте и окончил учебу 19 июня 1993 г. С 16 августа 1993 г. Гурьянов А.В. принят на работу в Вержуковскую неполную среднюю школу учителем труда и зав. учебной мастерской.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что начало педагогической деятельности Гурьянова А.В. имело место лишь с 16 августа 1993 г., следовательно, в силу приведённого выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, утратившего силу с 1 октября 1993 г., предусматривавшего, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооружённых Сил СССР и обучение в педагогическом учебном заведении, не могут применяться для учёта периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании за ним права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности. К тому же обучению истца в ВУЗе педагогическая деятельность не предшествовала, т.е. предусмотренное пунктом 2 Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397 условие включения периода обучения в педагогический стаж в данном случае не соблюдено.
Довод стороны истца о возможности включения периода службы в армии и обучения в педагогическим институте в специальный стаж для досрочного пенсионного обеспечения со ссылкой на пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590 и не действующего на территории РФ с 21 февраля 2020 г., суд полагает несостоятельным, поскольку названная норма была призвана была регулировать исчисление общего стажа работы и к спорным правоотношения о льготном пенсионном обеспечении в связи с осуществлением педагогической деятельности применена быть не может.
Выполнение истцом в период военной службы по призыву обязанностей командира отделения к педагогической деятельности, влекущей льготное пенсионное обеспечение, не относится.
Поскольку в спорные периоды истец не осуществлял педагогическую деятельность, у ответчика не имелось оснований для включения этих периодов в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно.
При таких обстоятельствах, специальный стаж Гурьянова А.В. на момент обращения с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно 07 июня 2021 года составлял менее 25 лет, в связи с чем право на пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности у него не возникло, а значит, исковые требования о признании решения ответчика № от 14 июля 2021 года об отказе в установлении пенсии незаконным, понуждении ответчика включить периоды службы в армии по призыву и учебы в педагогическим институте в педагогический стаж и назначить страховую пенсию по старости досрочно удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ ввиду отказа в удовлетворении иска понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Гурьянова А.В. к государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Марий Эл о признании незаконным решения № от 14 июля 2021 года об отказе в установлении пенсии, возложении обязанностей включить в педагогический стаж периоды службы в армии по призыву с 26 июня 1987 г. по 14 июня 1989 г., учебы в Марийском государственном педагогическим институте им. Н.К.Крупской с 14 июня 1989 г. по 19 июня 1993 г. и назначить страховую пенсию по старости досрочно с момента обращения в учреждение Пенсионного фонда РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 12 января 2022 г.