Дело 2-3/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 января 2021 г. р.п. Полтавка
Полтавский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Бейфуса Д.А.,
с участием старшего помощника прокурора Полтавского района Омской области Марковой А.В.,
при секретаре Корнейчук Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Полтавского района Омской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Правительству Омской области, Главному управлению ветеринарии Омской области о возложении обязанности ликвидировать два скотомогильника, расположенных на территории Полтавского муниципального района Омской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Полтавского района обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что скотомогильник, расположенный на расстоянии 720 метров в северо-восточном направлении от д. Длинное Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области, и скотомогильник, расположенный на расстоянии 4 км западнее с. Ольгино Полтавского муниципального района Омской области, не соответствуют Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, в том числе ввиду их строительства хозяйственным способом без типового проекта и комиссионного приема в эксплуатацию, без выбора и отвода земельных участков под их строительство. Скотомогильники не отвечают предъявляемым требованиям по параметрам глубины ямы, облицовыванию стен ямы водонепроницаемым материалом, огораживанию глухим забором. Контроль правильного размещения в них биологических отходов отсутствует.
Результатом указанных нарушений при обустройстве и содержании данных объектов является их опасность для населения и окружающей среды.
Постановлением Правительства РФ от 27.07.2020 № 1122 с 01.01.2021 признаются утратившими силу Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469.
Одновременно с этим приказом Минсельхоза России от 26.10.2020
№ 626 утверждены Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов (далее - Ветеринарные правила № 626). Период действия данного документа определен с 01.01.2021 по 01.01.2027.
Ветеринарные правила № 626, в отличие от Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, не содержат нормативных положений, устанавливающих требования к обустройству, содержанию, консервации и ликвидации скотомогильников.
В результате с 01.01.2021 данная сфера правоотношений остается неурегулированной, чем ставится под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
При этом постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области. Организация проведения соответствующих мероприятий возложена на Главное управление ветеринарии Омской области и учреждения, подведомственные данному органу власти.
Просит возложить на Главное управление ветеринарии Омской области, Правительство Омской области обязанность ликвидировать указанные скотомогильники не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Маркова А.В. иск поддержала по изложенным основаниям.
Представитель ответчика – Правительства Омской области в судебном заседании не присутствовала, представила суду отзыв на иск, в котором указала, что Правительство Омской области надлежащим ответчиком по рассматриваемым требованиям не является на основании следующего.
Статус Правительства Омской области и его полномочия определены Уставом (Основным Законом) Омской области, а также Законом Омской области от 5 декабря 2003 года № 483-03 «О Правительстве Омской области» (далее - Закон о Правительстве).
Правительство Омской области согласно пункту 1 статьи 2 Закона о Правительстве является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти Омской области.
Правительство Омской области состоит из Председателя Правительства Омской области и членов Правительства Омской области. Членами Правительства Омской области являются первый заместитель (первые заместители) Председателя Правительства Омской области, заместители Председателя Правительства Омской области, министры Омской области (статья 4 Закона о Правительстве).
К числу полномочий Правительства Омской области согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 10 Закона о Правительстве относится организация исполнения федерального и областного законодательства на территории Омской области.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о Правительстве реализацию полномочий Правительства Омской области обеспечивают органы исполнительной власти Омской области в соответствии со своей компетенцией.
В связи с этим отмечают следующее.
1. В соответствии с подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Исходя из предоставленных федеральным законодательством полномочий, в контексте сложившейся правоприменительной практики на территории Омской области принятие мер по обустройству и содержанию скотомогильников осуществляется посредством их ликвидации с определением уполномоченного органа исполнительной власти Омской области.
В рамках реализации вышеназванных функций Правительством Омской области утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области (далее - Порядок) (постановление Правительства Омской области от 22 июля 2020 года № 288-п).
В пункте 3 Порядка определен орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный на организацию проведения на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих Правилам. Согласно названному пункту данные мероприятия осуществляются Главным управлением ветеринарии Омской области и учреждениями, подведомственными ему. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью Главного управления ветеринарии Омской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному управлению ветеринарии Омской области на эти мероприятия в соответствии с законодательством.
Кроме того, Главное управление ветеринарии Омской области организует прогнозирование, разработку программ и планов мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных на территории Омской области (подпункт 1 пункта 11 Положения о Главном управлении ветеринарии Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28 апреля 2004 года № 96).
В настоящее время в рамках реализации Порядка Главным управлением ветеринарии Омской области определен перечень мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих Правилам, произведен расчет их стоимости, определено подведомственное учреждение, которое в дальнейшем будет осуществлять эти мероприятия.
Согласно Закону Омской области от 19 декабря 2019 года № 2219-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» Главному управлению ветеринарии Омской области как главному распорядителю бюджетных средств в 2020 году выделено 1 627 000,00 рублей на строительство, техническое перевооружение, ликвидацию объектов по утилизации биологических отходов (приложение № 8 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов по главным распорядителям средств областного бюджета, разделам, подразделам и целевым статьям (государственным программам Омской области и непрограммным направлениям деятельности), группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов»).
Правительство Омской области вправе определить орган, непосредственно исполняющий указанную обязанность, и наделить его денежными средствами. Такой орган (Главное управление ветеринарии Омской области) в настоящее время определен в постановлении Правительства Омской области от 22 июля 2020 года № 288-п.
2. Согласно пункту 1 статьи 65 Устава (Основного Закона) Омской области Омская область в соответствии с федеральным законом свободно владеет, пользуется и распоряжается объектами, принадлежащими на праве собственности Омской области (собственностью Омской области).
Полномочия собственника в отношении объектов собственности Омской области от имени Омской области осуществляют органы государственной власти Омской области в рамках их компетенции, установленной областным законом и иными нормативными правовыми актами Омской области. Организации, должностные и иные лица могут осуществлять полномочия собственника от имени Омской области в случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством (пункт 5 статьи 65 Устава Омской области).
В силу подпункта 1 пункта 9 Положения о Министерстве имущественных отношений Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 10 февраля 2004 года № 26, Министерство имущественных отношений Омской области в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет от имени Омской области правомочия собственника.
При этом отмечают, что согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Вместе с тем в случае удовлетворения требований прокурора решение суда будет не исполнимо, поскольку Правительство Омской области уже наделило соответствующими полномочиями органы исполнительной власти Омской области, иные меры в целях исполнения требований прокурора не могут быть предприняты Правительством Омской области.
С учетом изложенного, считают надлежащим ответчиком – Главное управление ветеринарии Омской области.
Представитель ответчика – Главного управления ветеринарии Омской области в судебном заседании не присутствовал, представил суду отзыв на иск, в котором указал, что с 1 января 2021 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.07.2020 N 1122 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного ветеринарного надзора, государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), государственного надзора в области семеноводства, государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственного надзора за соблюдением международных договоров Российской Федерации, относящихся к торговому мореплаванию, и законодательства Российской Федерации о торговом мореплавании в части обеспечения безопасности плавания судов рыбопромыслового флота в районах промысла при осуществлении рыболовства".
Согласно пункту 4 приложения № 2 к данному постановлению отменяются Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утверждены Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации В.М. Авиловым 4 декабря 1995 г. N 13-7-2/469) (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 5 января 1996 г., регистрационный N 1005).
В настоящее время в связи с тем, что с вступлением в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 447-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора" полномочия по осуществлению государственного ветеринарного надзора переданы на федеральный уровень с 1 января 2020 года, а также с отменой указанных Правил подготовлен проект Указа Губернатора Омской области «О признании утратившим силу Указа Губернатора Омской области от 17 декабря 2012 № 140».
Кроме того, с 1 января 2021 года вступили в силу Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденные приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626.
В данных Правилах требования к скотомогильникам не установлены, в связи с чем доводы несоответствия скотомогильников требованиям не могут быть использованы в качестве оснований для их ликвидации.
С учетом изложенного Главное управление ветеринарии Омской области считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Представители третьих лиц – Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (Управление Россельхознадзора по Омской области), администраций Ольгинского и Вольновского сельского поселений Полтавского муниципального района Омской области в судебном заседании не присутствовали.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области представил отзыв на иск прокурора, аналогичный возражениям Правительства Омской области.
Представитель Управления Россельхознадзора по Омской области представил отзыв, в котором указал, что в порядке статьи 8 Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", на основании п. 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327, п. 1 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15.04.2013 N 211, Управление осуществляет функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.
Руководствуясь нормами ст. 72 Конституции РФ, ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 49 п. 2 ст. 26.3, пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284, п. 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации Управление считает заявленные исковые требования прокурора Полтавского района Омской области законными и обоснованными, поддерживает их в полном объеме.
Заслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд находит иск прокурора подлежащим удовлетворению.
Статьями 42, 72 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Вопросы организации мер по содержанию скотомогильников законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Согласно п. 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее – Постановление) объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной принадлежности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В приложении № 1 к данному Постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения не указаны.
Не указаны скотомогильники и сибиреязвенные захоронения и в приложении № 2 к Постановлению, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В приложении № 3 к Постановлению перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности, скотомогильники и сибиреязвенные захоронения в данном перечне отсутствуют.
Следовательно, скотомогильники относятся к государственной собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае – Омской области.
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении деятельности в области обращения с отходами.
Одним из ключевых вопросов надлежащей реализации вышеуказанных полномочий является обеспечение сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами.
Согласно п. 1.5 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее – Ветеринарно-санитарные правила), действовавших в момент выявления прокурором спорных правоотношений, биологические отходы утилизируют путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах) в соответствии с действующими правилами, обеззараживают в биотермических ямах, уничтожают сжиганием или в исключительных случаях захоранивают в специально отведенных местах.
Пункт 1.2 Ветеринарно-санитарных правил к биологическим отходам относит трупы животных и птиц, в том числе лабораторных.
Согласно пунктам 5.6, 6.2, 6.9 Ветеринарно-санитарных правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 метров с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.
В случае подтопления скотомогильника при строительстве гидросооружений или паводковыми водами его территорию оканавливают траншеей глубиной не менее 2 метров. Вынутую землю размещают на территории скотомогильника и вместе с могильными курганами разравнивают и прикатывают. Траншею и территорию скотомогильника бетонируют. Толщина слоя бетона над поверхностью земли должна быть не менее 0,4 метра.
Поскольку захоронения животных, хоть и не имеют строений, но неразрывно связаны с землей, в соответствии со ст. 130 ГК РФ они относятся к недвижимым объектам.
Учитывая особую опасность захоронений, данные объекты должны быть поставлены на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, поскольку иное может привести к утрате места расположения скотомогильника, его несанкционированному вскрытию и последующему заражению людей и животных.
Надлежащее обустройство скотомогильников с учетом их назначения является важнейшей составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Использование гражданами и хозяйствующими субъектами бесхозяйных и необорудованных должным образом скотомогильников создает реальную угрозу возникновения опасных инфекционных заболеваний.
Федеральным законодательством закреплена обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации организовывать на территории субъекта Российской Федерации мероприятия по надлежащему содержанию и эксплуатации скотомогильников (биотермических ям), в том числе бесхозяйных.
Судом установлено, что по итогам проверочных мероприятий, проведенных в октябре 2020 года, прокуратурой Полтавского района Омской области выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильника, расположенного на расстоянии 720 метров в северо-восточном направлении от д. Длинное Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области, а также скотомогильника, расположенного западнее от с. Ольгино Полтавского муниципального района Омской области, на расстоянии 4 км.
Согласно ветеринарно-санитарной карточке № 9 на скотомогильник, расположенный на расстоянии 720 метров в северо-восточном направлении от д. Длинное Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области, скотомогильник имеет площадь около 900 кв.м., на его территории имеется одна яма, кладка скотомогильника бетонная, кольца; землеотводные документы на скотомогильник не оформлены, собственники не определены.
Как следует из материалов дела, при выезде сотрудника прокуратуры Полтавского района на место расположения указанного скотомогильника установлено, что на дне ямы находятся биологические отходы (останки трупов павших животных). Въездных ворот, шлагбаумов, указателей «Скотомогильник» – нет, территория заросла травой.
Кроме того, согласно ветеринарно-санитарной карточке № 22 на скотомогильник, расположенный западнее от с. Ольгино Полтавского муниципального района Омской области, на расстоянии 4 км., скотомогильник имеет площадь около 500 кв.м., на его территории имеется одна яма, кладка скотомогильника бетонная, обвалован, землеотводные документы на скотомогильник не оформлены.
Как следует из материалов дела, при выезде сотрудника прокуратуры Полтавского района на место расположения указанного скотомогильника установлено, что на дне ямы находятся биологические отходы (останки трупов павших животных). Въездных ворот, шлагбаумов, указателей «Скотомогильник» – нет, территория заросла травой.
Таким образом, указанные скотомогильники служат местами хранения биологических отходов, в связи с чем в силу п. 7.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов подлежат постановке на учет с присвоением им индивидуальных номеров.
Однако в собственность или ведение органов местного самоуправления данные объекты не передавались, на их балансе не состоят, полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильников, а также финансовые ресурсы на их содержание не передавались.
По сведениям, полученным из Территориального управления Росимущества в Омской области, в реестре федерального имущества сведения об объектах недвижимости – скотомогильниках, расположенных на территории Вольновского сельского поселения и Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района (письмо от 28.10.2020 № 55-МУ-05/6809), отсутствуют.
По информации, полученной из филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области, в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объектах недвижимости (скотомогильниках), расположенных на территории Вольновского сельского поселения и Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района, отсутствуют.
В соответствии со сведениями, полученными из администрации Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области, скотомогильник, расположенный на территории Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области (на расстоянии 720 метров в северо-восточном направлении от населенного пункта) в собственности не значится, в иное право владения не передавался; решение о выделении земельного участка, на котором расположен указанный скотомогильник, не принималось; полномочия по содержанию скотомогильников Полтавскому муниципального району не передавались.
Информация аналогичного содержания представлена администрацией Ольгинского сельского поселения Полтавского муниципального района, Министерством имущественных отношений Омской области.
Таким образом, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о зарегистрированных правах на указанные объекты недвижимого имущества отсутствуют.
В силу изложенного указанные скотомогильники являются бесхозяйным имуществом, вопросы по содержанию которого относятся к полномочиям органа государственной власти субъекта Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
Поскольку действующим законодательством предусмотрено, что скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, на которые возложена обязанность проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, суд приходит к выводу, что вышеуказанные скотомогильники, расположенные на территории Полтавского муниципального района Омской области, относятся к собственности субъекта Российской Федерации - Омской области.
В силу ст. 51 Устава Омской области, принятого постановлением Законодательного Собрания Омской области от 26.12.1995 № 193, Правительство Омской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Омской области. Правительство Омской области возглавляет систему органов исполнительной власти.
Согласно п. 1 Положения о Главном управлении ветеринарии Омской области (далее – Главное управление), утвержденного Указом Губернатора Омской области от 28.04.2004 № 96, Главное управление является органом исполнительной власти Омской области, организующим деятельность по обеспечению защиты населения Омской области от болезней, общих для человека и животных, по предупреждению болезней животных и их лечению, осуществлению контроля за выпуском безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства, а также обеспечивающим реализацию полномочий в области обращения с животными, предусмотренных законодательством в области обращения с животными, в том числе по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В силу п. 7.3 Ветеринарно-санитарных правил, а также п. 2 Указа Губернатора Омской области от 17.12.2012 № 140 «О мерах по совершенствованию деятельности в области обращения с биологическими отходами на территории Омской области» учет вновь открываемых, действующих и неиспользуемых скотомогильников на территории Омской области осуществляет Главное управление.
Вопросы обеспечения проведения проверок ветеринарно-санитарного состояния скотомогильников (биотермических ям) федеральным и региональным законодательством также возложены на Главное управление.
Исходя из предоставленных федеральным законодательством полномочий, на территории Омской области принятие мер по обустройству и содержанию скотомогильников осуществляется посредством их ликвидации с определением уполномоченного органа исполнительной власти Омской области.
Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью Главного управления ветеринарии Омской области в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Главному управлению Омской области на эти мероприятия в соответствии с законодательством.
Правительство Омской области, как постоянно действующий высший исполнительный орган государственной власти Омской области, осуществляет меры по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, в связи с чем распределяет на это денежные средства.
Соответственно, Правительство Омской области вправе определить орган, непосредственно исполняющий указанную обязанность, и наделить его денежными средствами.
Омская область является собственником скотомогильников, расположенных на территории Полтавского муниципального района Омской области, соответственно, она вправе по своему усмотрению совершать в отношении указанного имущества любые действия, в том числе ликвидировать данные скотомогильники.
В рамках реализации названных функций Правительством Омской области постановлением от 22.07.2020 № 288-п утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области.
Пунктами 1,3,4 данного Порядка устанавливается последовательность проводимых на территории Омской области мероприятий по ликвидации скотомогильников (биотермических ям), не соответствующих ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденным Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года N 13-7-2/469, в целях недопущения несанкционированного захоронения биологических отходов, предотвращения распространения возбудителей болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями, охраны окружающей среды от загрязнения и обеспечения благополучной эпизоотической ситуации на территории Омской области. Организация проведения на территории Омской области мероприятий осуществляется Главным управлением ветеринарии Омской области. Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с бюджетной росписью уполномоченного органа в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных уполномоченному органу на эти мероприятия в соответствии с законодательством. Реализация мероприятий включает в себя три этапа: формирование перечня скотомогильников; ветеринарно-санитарное освидетельствование скотомогильников с формированием сводного перечня скотомогильников, безопасных в ветеринарно-саннтарном отношении и подлежащих ликвидации в соответствии с настоящим Порядком; ликвидация скотомогильников, включенных в сводный перечень.
Таким образом, суд считает Главное управление ветеринарии Омской области надлежащим ответчиком по делу, на которого и возлагается обязанность по ликвидации спорных скотомогильников.
Доводы стороны ответчика о том, что доводы истца о несоответствии скотомогильников требованиям не могут быть использованы в качестве оснований для их ликвидации, поскольку постановлением Правительства РФ от 27.07.2020 № 1122 Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденные Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, признаны с 01.01.2021 утратившими силу, а во вступивших в силу с 1 января 2021 г. Ветеринарных правилах перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26.10.2020 N 626, требования к скотомогильникам не установлены, необоснованны.
Указанные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным правилам и должны быть ликвидированы. При этом постановлением Правительства Омской области от 22.07.2020 № 288-п утвержден Порядок ликвидации скотомогильников (биотермических ям), расположенных на территории Омской области. Организация проведения соответствующих мероприятий возложена на Главное управление ветеринарии Омской области и учреждения, подведомственные данному органу власти.
Невыполнение требований природоохранного законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем.
Таким образом, суд принимает как доказанные, обоснованные и достаточные для удовлетворения заявления доводы прокурора, изложенные в иске.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает предложенный истцом срок для исполнения решения разумным и достаточным.
Руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Главное управление ветеринарии Омской области обязанность ликвидировать скотомогильник, расположенный на расстоянии 720 метров в северо-восточном направлении от д. Длинное Вольновского сельского поселения Полтавского муниципального района Омской области, и скотомогильник, расположенный на расстоянии 4 км западнее с. Ольгино Полтавского муниципального района Омской области, не позднее десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Полтавский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья________________