2-3657/23
21RS0025-01-2023-002864-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 ноября 2023 г. г.Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Мамуткиной О.Ф., при секретаре судебного заседания Румянцевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Худояровой Басби Махмадалиевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признания решений незаконными, включении периодов в страховой стаж и назначении страховой пенсии по старости
у с т а н о в и л:
Худоярова Б.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР с вышеуказанными требованиями тем мотивам, что она работала в различных организациях в Туркменистане. Решением пенсионного органа от ДАТАг. ей было отказано в назначении пенсии по старости, не включены периоды ее в организациях Таджикистана. Решение пенсионного органа считает незаконным. Просит признать решение об отказе в назначении пенсии незаконным, обязать ответчика включить в стаж периоды ее работы в организациях Таджикистана.
Дополнительным исковым заявлением Худоярова Б.М. увеличила исковые требования. И по те же основаниям просила признать решения об отказе в назначении пенсии незаконными, включить в страховой стаж периоды ее работы в организациях Таджикистана и периоды ухода за детьми, назначить ей пенсию по старости с ДАТАг.
В судебное заседание Худоярова Б.М., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, реализовала свое право на участие в суде через представителя.
Представитель истца Соловьева Т.А., действующая на основании доверенности, иск поддержали и показали, что Худоярова Б.М. работала в колхозе Таджикистана, имеет 4 детей. Дети проживают на территории РФ. Эти периоды должны быть включены в страховой стаж для назначения пенсии. В связи с этим Худоярова Б.М. имеет право на пенсию по старости.
Представитель ответчика, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без их участия, иск не признает.
Выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Худоярова Басби Махмадалиевна, ДАТА года рождения, ДАТАг. ей был выдан вид на жительство на территории Российской Федерации, ДАТАг. ею было приобретено гражданство Российской Федерации, она зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДАТАг.
ДАТАг. Худоярова Б.М. обратилась в отделение Пенсионного фонда по ЧР с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика НОМЕР от ДАТАг. Худояровой Б.М. было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого общего страхового стажа 11 лет, отсутствие ИПК, предусмотренного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из содержания вышеуказанного решения от ДАТАг. следует, что не подлежащим включению в стаж, дающий право для назначение страховой пенсии по статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Отделением Пенсионного фонда признаны, в частности, периоды ее работы в Республике Таджикистан и периоды ухода за детьми.
ДАТАг. Худоярова Б.М. обратилась в отделение Пенсионного фонда по ЧР с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика НОМЕР от ДАТАг. Худояровой Б.М. было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого общего страхового стажа 11 лет, отсутствие ИПК, предусмотренного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Из содержания вышеуказанного решения от ДАТАг. следует, что не подлежащим включению в стаж, дающий право для назначение страховой пенсии по статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Отделением Пенсионного фонда признаны, в частности, периоды ее работы в Республике Таджикистан и периоды ухода за детьми.
Истцом заявлено требование о признании решения от ДАТАг. и от ДАТАг. незаконными, и включении спорных периодов в страховой стаж, дающий право для назначения пенсию по старости.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу частей 1, 2 статьи 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 года назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.
Данный документ подписан государствами - участниками СНГ, в том числе Российской Федерацией, Республикой Таджикистан.
Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В связи с тем, что в соответствии с Соглашением "О создании Содружества Независимых Государств" от 8 декабря 1991 года, ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования части 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников названного Соглашения, за иной период, в Соглашение не вносилось.
Далее, пунктом 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ N 99-р от 22.06.2004 "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в РФ из государств - республик бывшего СССР", указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России N 203-16 от ДАТА).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Пунктом 5 Рекомендаций установлено, что периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно письму Пенсионного фонда РФ от ДАТА в Республике Таджикистан органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Государственное агентство социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан (в соответствии с указом Президента Республики Таджикистан №13 от 19.11.2013г. Государственное агентство социального страхования и пенсий переименовано в Агентство социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан)
В пенсионном деле Худояровой Б.М. были предоставлены архивные справки, удостоверенные Агентством социального страхования и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан о заработной плат работе истца на территории Республики Таджикистан за периоды: с ДАТА. с ДАТА. в колхозе С.Джураев Вахшского района Республики Таджикистан.
В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" приказом Минтруда России от 05.08.2021 N 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе проверить обоснованность выдачи документов (сведений), необходимых для установления пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (п. 66 Правил обращения за страховой пенсией).
Печати указанного Управления Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан были переведены на русский язык переводчиком Николаевой И.В., перевод удостоверен нотариусом нотариального округа г.Чебоксары Александровой Н.М.
По запросу суда и на основании ответа Управления Агентства социального страхования и пенсий при Правительстве Республики Таджикистан Управлением установления пенсии Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР был сделан расчет продолжительности страхового стажа и ИПК Худояровой Б.М. В результате проведенного расчета, с учетом включения в страховой стаж указанных периодов работы в Таджикистане, ИПК Худояровой Б.М. составляет 16,926, что меньше требуемой величины ИПК 18,6.
Вместе с тем, из пункта 2 ст.30 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом выбирается наиболее выгодный для пенсионера вариант. Оценка пенсионных прав с применением одновременно правил подсчета, установленных п. 3 и по п. 4 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусмотрена.
Начиная с 2015 года, в страховой стаж, кроме периодов работы, включаются периоды, к числу которых относится и отпуск по уходу одного из родителей за каждым ребенком до полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Так, частью 1 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что в страховой стаж наравне с другими периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 29 Правил, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения).
Представителем истца представлены суду 3 свидетельства о рождении, из которых следует, что Худоярова Б.М. являются матерью троих детей- Худоярова Каримджон Саидовича, ДАТА года рождения, Худоярова Рахимджон Саидовича, ДАТА года рождения, Худоярова Салимджон Саидовича, ДАТА года рождения.
Периодам ухода за детьми предшествовали и за ними следовали периоды работы (записи в трудовой книжке о работе в колхозе Джураева Вахшского района Республики Туркменистан с ДАТА.), в связи с чем предусмотренные ч. 2 ст. 12 Федерального закона от ДАТА N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" условия для включения в страховой стаж спорных периодов соблюдены.
По запросу суда и на основании свидетельств о рождении Худояровых Управлением установления пенсии Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по ЧР был сделан расчет продолжительности страхового стажа и ИПК Худояровой Б.М. В результате проведенного расчета, с учетом замены периодов работы на периоды ухода за детьми Худояровым К.С., ДАТА года рождения, Худояровым С.С., ДАТА года рождения, ИПК Худояровой Б.М. составляет 22,127, что больше требуемой величины ИПК 18,6.
При таких обстоятельствах, решения пенсионного органа об отказе во включении указанных периодов ухода за детьми в страховой стаж признаются незаконными, суд обязывает ответчика включить в страховой стаж для назначения пенсии по старости Худояровой Б.М. указанные периоды ухода за детьми.
Истцом заявлено требование о назначении ей пенсии с ДАТАг.
Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Закона N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно: с заявительным порядком назначения пенсии и наличием у гражданина права на ее получение.
Однако на момент обращения в пенсионный орган (ДАТАг.), Худоярова Б.М. являлась получателем пенсии по прежнему месту жительства по ДАТАг., что подтверждается справкой Агентства по социальному страхованию и пенсии при Правительстве Республики Таджикистан в Вахшском районе ДАТА. В связи с чем истцу не может быть назначена страховая пенсия по старости ранее месяца прекращения выплаты по прежнему месту жительства, то с ДАТАг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.196-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии НОМЕР от ДАТАг. в части невключения в страховой стаж Худояровой Басби Махмадалиевне, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды ухода за детьми ДАТА года рождения, ДАТА года рождения, ДАТА года рождения.
Признать незаконным решение Государственного учреждения- Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии НОМЕР от ДАТАг. в части невключения в страховой стаж Худояровой Басби Махмадалиевне, дающий право на назначение страховой пенсии по старости периоды ухода за детьми ДАТА года рождения, ДАТА года рождения, ДАТА года рождения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить в страховой стаж Худояровой Басби Махмадалиевне, дающий право на назначение страховой пенсии по старости по статье 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды ухода за детьми ДАТА года рождения, ДАТА года рождения, ДАТА года рождения.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии назначить Худояровой Басби Махмадалиевне страховую пенсию по старости по ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 ноября 2021г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд ЧР через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Мамуткина О.Ф.
Решение принято в окончательной форме ДАТАг.