Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-280/2023 от 24.03.2023

12-280/2023

44RS0002-01-2023-000304-33

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кострома                                 14 апреля 2023 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Молодова Е.В., с участием представителя АО «Костромское Авиапредприятие» Мещеряковой Ю.И., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя АО «Костромское Авиапредприятие» Мещеряковой Ю.И. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в КО С от 12.01.2023 г. о привлечении

Акционерное общество «Костромское Авиапредприятие», ИНН 4401061368, ОГРН 1064401009166, юридический адрес: г. Кострома, ул. Костромская, д. 120 Аэропорт

к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ

У С Т А Н О В И Л:

Главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Костромской области С Акционерное общество «Костромское Авиапредприятие» от 12.01.2023 г. привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.

Будучи не согласным с вынесенным постановлением, представитель Общества Мещерякова Ю.И. обратилась в суд с жалобой, указывает, что вынесенное постановление является незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные и законные интересы. Должностным лицом отклонены доводы Общества, изложенные в письменных пояснениях от 12.01.2023 г. о применении ст. 2.9 КоАП РФ. В и К имеют заключение 1 класса врачебно-летных экспертных комиссий о годности к летной работе в качестве линейных пилотов, В имеет заключение врача-психиатра от <дата> с отметкой о том, что противопоказаний не выявлено, а также медицинское заключение о годности к отдельным видам профессиональной деятельности от <дата>, в котором указано, что заболевания, препятствующие выполнению работ в должности «командир вертолета» не выявлены. Протоколом об административном правонарушении не установлен характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением в связи с его фактическим отсутствием. Нельзя сделать вывод о том, что предприятием игнорировались требования законодательства о допуске специалистов к работе при наличии медицинского заключения о годности к работе в занимаемой должности и при наличии психиатрического заключения. Полагают, что имеются основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку формальное наличие признаков административного правонарушения не повлекло наступления каких либо негативных последствий. В соответствии с п. 6 Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, специалистам авиационного персонала ГА (гражданской авиации), в том числе пилотам, обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в процессе мед. освидетельствования во врачебно-летных экспертных комиссиях ГА. Вишневецким и Красногоровым в установленном законом порядке были получены мед. заключения 1 класса, которые устанавливают годность работника к выполнению конкретного вида работы, а также предусматривают отсутствие психиатрических противопоказаний. С учетом изложенного, считают, что имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ. Назначенное наказание является чрезмерным. Полный пакет акция АО принадлежит Костромской области, предприятие является получателем субсидий федерального и регионального бюджетов. Сумма штрафа в 80 тыс. руб. для предприятия является значительной. Просят постановление от 12.01.2023 г. отменить, освободить АО от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Государственная инспекция труда в Костромской области представителя не направили, просили рассмотреть дело без их участия, просили постановление отставить без изменения, жалобу без удовлетворения, поскольку вина АО «Костромское Авиапредприятие» установлена собранными по делу доказательствами.

Суд полагает возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке, не признает участие представителя Государственной инспекции труда обязательным.

В судебном заседании представитель АО «Костромское Авиапредприятие» жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила применить положения ст. 2.9 КоАП РФ

Суд, выслушав представителя АО «Костромское Авиапредприятие», исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ 3. допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В силу ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;

Исходя из абз. 3 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Согласно ст. 213 ТК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2023 г.), работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В соответствии со ст. 220 ТК РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н (ред. от 01.02.2022) утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры".

Пунктами 4.3.2; 4.4 приложения к Порядку проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденному приказом Минздрава России от 28 января 2021 г. N 29н предусмотрено прохождение обязательных медицинских осмотров по причине воздействия на пилота во время управления воздушным судном вредных производственных факторов, таких как: производственный шум и общая вибрация.

Порядок прохождения психиатрического освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются Приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н "Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.05.2022 N 68626). Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N2349, предусмотренным Приказом Минздрава России от 20.05.2022 N 342н, утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств", при осуществлении которых проводятся обязательные психиатрические освидетельствования. Разделом III «Гражданская авиация» вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N2349 предусмотрена профессия- пилот гражданской авиации. Таким образом, работники, работающие в данной профессии подлежат прохождению обязательных психиатрических освидетельствований в установленном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании поручения руководителя Государственной инспекции труда от 10.11.2022 г. старшим Государственным инспектором труда в Костромской области Ц в отношении Акционерного общества «Костромское Авиапредприятие» проведено расследование чрезвычайной ситуации, произошедшей <дата>, в ходе которого были выявлены нарушения требований трудового законодательства: в нарушение: ч. 2 ст. 212, ст. 213 ТК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2022 г.), ч. 3 ст. 214, ч. 1, 8 ст. 220 ТК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2022 г.), ч. 1 ст. 76 ТК РФ, не обеспечено прохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра в рамках трудового законодательства в отношении пилота гражданской авиации К; не обеспечено прохождение пилотом гражданской авиации В в установленном порядке в рамках трудового законодательства обязательного психиатрического освидетельствования.

Факт совершения АО «Костромское Авиапредприятие» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: поручением о расследовании чрезвычайной ситуации от 10.11.2022 г.; актом о несчастном случае на производстве № 1, № 2; протоколом об административном правонарушении от 11.01.2023 года.

Данные доказательства, являются допустимыми, позволили установить наличие юридически значимых обстоятельств, необходимых для квалификации действии юридического лица по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку установлено, что К и В были допущены до работы с нарушением требований закона, без прохождения в установленном порядке обязательного медицинского осмотра и без прохождения в установленном порядке обязательного психиатрического освидетельствования.

Действия АО «Костромское Авиапредприятие» верно квалифицированы по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и трудового законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24 марта 2005 года "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Таким образом, оценивая доводы жалобы о возможности освобождения заявителя от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, суд учитывает, что в отношении В и К были получены медицинские заключения 1 класса, в соответствии с которыми они признаны годными к летной работе в качестве линейных пилотов.

Вышеуказанные заключения 1 класса выданы врачебно-летной экспертной комиссией, в соответствии с Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования Врачебно-летной экспертной комиссией, утвержденным Приказом Минтранса России от 10 декабря 2021 г. N 437, в соответствии с которым при проведении обязательного медицинского освидетельствования членов летного экипажа гражданского воздушного судна одновременно проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, результаты которых учитываются при медицинском освидетельствовании. Лицам, признанным годными по состоянию здоровья к выполнению функций членов летного экипажа гражданского воздушного судна выдаются медицинские заключения 1, 2 или 3 классов. Кроме того, В имеет заключение врача-психиатра от <дата> об отсутствии противопоказаний, К имеет медицинское заключение о годности к отдельным видам профессиональной деятельности в должности командира воздушного судна.

Таким образом, выявленное нарушение не повлекло негативных последствий, а также существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, нарушение заявителем было совершено впервые, каких-либо негативных последствий не наступило, считаю возможным признать нарушение малозначительным.

При таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 2 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Жалобу представителя АО «Костромское Авиапредприятие» Мещеряковой Ю.И. - удовлетворить.

Постановление по делу об административном правонарушении, о привлечении АО «Костромское Авиапредприятие» от 12.01.2023 к административной ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 80 000 рублей - отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток с момента получения его копии в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Молодова Е.В.

12-280/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
АО "Костромское авиапредприятие"
Другие
Мещерякова Юлия Игоревна
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Молодова Екатерина Владимировна 134
Статьи

ст.5.27.1 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
24.03.2023Материалы переданы в производство судье
14.04.2023Судебное заседание
17.04.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2023Вступило в законную силу
24.05.2023Дело оформлено
24.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее