УИД03RS0006-01-2022-001547-11
Дело №2-2863/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года город Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.Р.,
при секретаре Колесниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ООО «БашРТС» о возложении обязанности по установке коллективного общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме,
установил:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился с иском к ООО «БашРТС» о возложении обязанности по установке прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, до точки подключения теплообменника горячего водоснабжения.
В обоснование иска указано, что истцу поступило обращение жителя указанного многоквартирного дома по вопросу предъявления и расчета платы за услугу отопление, предъявляемое ответчиком.
В ходе проведения внеплановой проверки в отношении ответчика, истцом было установлено, что в многоквартирном доме по <адрес> установлен прибор учета тепловой энергии с тепловычислителем марки КВТ-7 заводской №, учитывающий общий расход тепловой энергии для предоставления коммунальной услуги отопление жильцам <адрес> и предоставление горячего водоснабжения потребителям домов 33 и 35 по <адрес> г.Уфы.
Раздельный учет тепловой энергии путем оборудования средств измерений в системах отопления и ГВС отсутствует.
Поставка тепловой энергии в МКД № по <адрес> г.Уфы осуществляется по зависимой схеме присоединения для предоставления коммунальной услуги отопление и по независимой схеме присоединения для предоставления ГВС потребителям домов 33 и 35.
Поставка тепловой энергии на отопление в <адрес> осуществляется от отдельного теплового ввода (по отношению к дому 33), объем потребленной тепловой энергии для предоставления услуги «отопление» потребителям <адрес> учитывается коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, установленном в <адрес>.
Объем тепловой энергии на отопление по дому № не фиксируется прибором учета тепловой энергии, установленным в <адрес>.
Обстоятельства проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственники и наниматели многоквартирного дома перешли на прямые договоры с ООО «БашРТС» на поставку коммунальных услуг «отопление» и «горячее водоснабжение». Следовательно, обязанность по установке прибора учета должна быть возложена на ответчика.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала заявленные требования, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «БашРТС» - ФИО3 не признал заявленные требования, просил отказать.
Представитель третьего лица – ООО «ОЖХ <адрес> г.Уфы» на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8). В частности, на отношения по использованию энергетических ресурсов, по их подаче, передаче и потреблению при помощи систем централизованного снабжения распространяются положения Федерального закона № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 1 и 5).
Одним из действенных правовых механизмов, стимулирующих потребителей коммунальных ресурсов к эффективному и рациональному их использованию и тем самым к бережному отношению к окружающей среде, является регламентация порядка определения платы за коммунальные услуги. В этих целях статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены общие принципы определения объема потребляемых коммунальных услуг для исчисления размера платы за них, к числу которых часть 1 данной статьи относит учет потребленного коммунального ресурса, прежде всего, исходя из показаний приборов учета, отсутствие которых восполняется применением расчетного способа определения количества энергетических ресурсов, использованием нормативов потребления коммунальных услуг.
Этот принцип воспроизводится в части 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающей, в частности, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Приведенным законоположениям корреспондируют регламентирующие отношения энергоснабжения и применимые к отношениям по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами предписания Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 и статья 548).
Таким образом, действующее правовое регулирование придает приоритетное значение данным приборов учета энергетических ресурсов по сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.
В статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В силу части 1 статьи 13 указанного Федерального закона требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Закона об энергосбережении).
В соответствии с частью 5 статьи 13 данного закона до ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Обязанность собственников обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащую техническую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену предусмотрена и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (пункт 81).
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что в случае неисполнения собственниками жилых помещений данной обязанности, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию.
Судом установлено, что на основании обращения жителя <адрес> в <адрес>, поступившего в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ДД.ММ.ГГГГ, распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка ООО «БашРТС».
Согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «БашРТС» не проведены мероприятия по оснащению многоквартирного <адрес> г.Уфы коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии с целью организации коммерческого учета тепловой энергии на отопление, что является нарушением ч. 5, ч.6 ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ, частей 1, 9, 10, 12 ст.13 ФЗ № «Об энергосбережении».
Этим же актом ООО «БашРТС» указано о необходимости проведения мероприятий по устранению выявленных нарушений, а именно, оснащению МКД № по <адрес> г.Уфы прибором учета тепловой энергии, обеспечении установки и ввода в эксплуатацию (допуска до коммерческого учета) коллективного (общедомового) узла учета тепловой энергии.
Ответчику выдано предписание № ЦО-21-372-011 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью проверки выполнения предписания, истцом на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка, по результатам которой составлен акт, из которого следует, что предписание от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено, выдано новое предписание № ЦО-21-036-050 от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
По итогам проверки исполнения указанного предписания составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому государственным органом установлено, что ответчиком вновь не исполнено предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Этим же актом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «БашРТС» направило в ООО «ОЖХ <адрес> г.Уфы» техническое условие на изменение нагрузкой – 0,049987 Гкал/ч. (без увеличения потребления).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «ОЖХ <адрес> г.Уфы» (заказчик) и ООО «Энергия» (исполнитель) заключен договор, согласно которому исполнитель передал в ООО «БашРТС» проектную документацию для согласования.
Этим же актом установлено, что ООО «БашРТС» обязался произвести работы по переподключению теплообменника ГВС до прибора учета тепловой энергии в случае невыполнения работ ООО «Энергия».
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным в отношении ответчика, ответчику предложено устранить нарушения, а именно, направить в управляющую организацию предложение об оснащении МКД № по <адрес> г.Уфы прибором учета тепловой энергии, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что предписание не исполнено, работы по переподключению теплообменника ГВС до прибора учета тепловой энергии не выполнены, ранее выданное техническое условие от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком аннулировано.
Из письма ООО «БашРТС» (исх.№-БРТС-ТИ/007/967 от ДД.ММ.ГГГГ) следует, что основанием для аннулирования технического условия явилось то, что установленный прибор учета не может соответствовать определению коллективного (общедомового), равно как и два МКД не могут рассматриваться как единый объект. Также указано, что использование таких ИТП может повлечь возникновение необоснованных затрат у жителей МКД, поскольку помимо потребленного тепла, они будут вынуждены также оплачивать потери в сетях между своими домами.
Поскольку в ходе рассмотрения дела представитель ООО «БашРТС» также ссылался на техническую невозможность установки требуемого истцом прибора учета, принимая во внимание выводы Шестого кассационного суда общей юрисдикции, изложенные в определении от ДД.ММ.ГГГГ, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная инженерн-техническая экспертиза, проведение которой поручено ООО «Энергосберегающие технологии».
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, прибор учета тепловой энергии, установленный в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не соответствует определению «коллективный (ощедомовой) прибор учета», согласно формулировке п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
Определение размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом доме в части потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды в жилых домах по адресам <адрес> и <адрес> при существующей системе подключения теплопотребляющей установки (ИТП ГВС) на два многоквартирных жилых дома не может выполняться на основании показаний прибора учета тепловой энергии, установленного в подвальном помещении жилого дома по адресу: <адрес>. Определение размера платы за коммунальные услуги по отоплению в жилом <адрес>, а также размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме в части потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды в жилых домах по адресам <адрес> и 35 при существующей схеме подключения теплопотребляющего оборудования, должно выполняться на основании нормативов потребления по каждому виду коммунальной услуги. Существующая внутридомовая инженерная система теплоснабжения в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес> не позволяет (отсутствует техническая возможность) установить коллективный (общедомовой) прибор учета (согласно п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») тепловой энергии на нужды отопления.
Оценивая указанное заключение эксперта, суд находит его достоверным, отвечающим предъявляемым требованиям и признает в качестве доказательства по делу.
Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.
Согласно пункту «а» пункта 2 указанного Приказа, установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает саму возможность установки приборов учета в таких многоквартирных жилых домах.
Как указано выше, экспертным заключением подтверждено, что существующая система теплового снабжения в указанных многоквартирных домах не отвечает установленным требованиям, установка прибора учета соответствующего вида невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов), шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
Принимая во внимание, что судом установлен факт невозможности установки коллективного прибора учета тепловой энергии при существующей системе теплоснабжения, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 33 ░░ ░░.░░░░ ░ ░.░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░