УИД 85RS0006-01-2023-000088-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.Усть-Ордынский 27 февраля 2023 г.
Эхирит-Булагатский районный суд Иркутской области в составе судьи Альхеева Г.Д., при секретаре Ханхасаевой А.А., с участием представителя истца по доверенности Хамхаева П.П., представителя ответчика по доверенности Ертагаевой Н.А., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Харинаева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-217/2023 по иску администрации муниципального образования «Усть-Ордынское» к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района» о признании незаконным решения о выплате работнику среднего месячного заработка или его части,
установил:
Администрация МО «Усть-Ордынское» обратившись с исковым заявлением к ОГКУ «Центр занятости населения Эхирит-Булагатского района», в обоснование заявленных требований указало следующее.
В соответствии с распоряжением главы администрации МО «Усть-Ордынское» ДД.ММ.ГГГГ с Харинаевым Н.В. расторгнут трудовой договор на основании п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. При увольнении работнику выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию МО «Усть-Ордынское» обратился бывший работник Харинаев Н.В. с заявлением о выплате среднего месячного заработка за второй и третий месяцы со дня увольнения. К заявлению приложено решение ОГКУ ЦЗН Эхирит-Булагатского района от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ответчиком принято решение № «О выплате работнику среднего месячного заработка или его части» с учетом исключительности случая, о выплате Харинаеву Н.В. средней заработной платы на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения.
Согласно ч.1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации или сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с сокращением, превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц. (ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ)
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. (ч.3 ст. 178 Трудового кодекса РФ)
В соответствии с определением от 29.11.2012 г. № 2214-О «По жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова РАСН» орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения обязан установить исключительность случая и вынести по этому поводу мотивированное решение.
Истец считает, что решение Ответчика является незаконным, поскольку рассматривая вопрос о сохранении среднего месячного заработка в течении третьего месяца, Ответчик вынес формальное решение без исследования обстоятельств материального положения заявителя.
В данному случае отсутствуют исключительные обстоятельства, при которых такой средний месячный заработок может быть выплачен. Харинаев Н.В. является получателем пенсии по инвалидности, следовательно, имеет средства к существованию, является социально защищенным, в качестве малоимущего не зарегистрирован.
На основании изложенного, Истец просил суд признать незаконным и отменить решение ОГКУ ЦЗН Эхирит-Булагатского района от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате работнику среднего месячного заработка или его части.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Хамхаев П.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Полагал, что решение Ответчиком принято формально, без установления материального положения заявителя Харинаева Н.В.
Представитель ответчика по доверенности Ертагаева Н.А. исковые требования не признала по доводам письменных возражений, суть которых сводится к следующему.
При рассмотрении вопроса о сохранении среднего месячного заработка в соответствии с ч.3 ст. 178 Трудового кодекса РФ Учреждением выявлены следующие обстоятельства, свидетельствующие о наличии исключительного случая, касающегося Харинаева Н.В. и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи. Так, Харинаев НюВ. <данные изъяты>, ему противопоказаны виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, могут привести к угрозе жизни и/или потери здоровья инвалида и/или людей.
Кроме того, у Харинаева Н.В. имеется несовершеннолетний ребенок, который находится на полном содержании Харинаева Н.В.
Также у Харинаева Н.В. имеется ребенок ДД.ММ.ГГГГ г.р., который является студентом очной формы обучения.
В связи с изложенным, представитель Ответчика просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований Харинаев Н.В. полагал исковые требования необоснованными, суду пояснил, что в установленный срок обратился в ЦЗН в целях содействия в поиске работы. До настоящего времени не трудоустроен. После увольнения доход его семьи составляет его пенсия по инвалидности в размере чуть более 15 тысяч рублей, заработной платы его жены. Иных доходов не имеется, на иждивении двое детей, один из которых студент очной формы обучения в <адрес>. Стипендию сын не получает, они снимают ему жилье в <адрес>. После увольнения был вынужден взять кредит на дальнейшее обучение сына в размере 500 тысяч рублей.
Суд, выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства приходит к следующему.
Распоряжением Главы администрации МО «Усть-Ордынское» № от ДД.ММ.ГГГГ с Харинаевым Н.В. был расторгнут трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ и Харинаев Н.В. был уволен с ДД.ММ.ГГГГ с должности заместителя главы в соответствии с ч.1 п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ – по сокращению штата работников. Ему предоставлена единовременная выплата в размере двух должностных окладов и материальная помощь в размере двух должностных окладов, выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
ДД.ММ.ГГГГ Харинаев Н.В. обратился в ОГКУ Центр занятости населения по Эхирит-Булагатскому району с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Харинаев Н.В. признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ и ему назначено пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ Установлен размер и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 75% средней зарплаты гражданина (<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в размере 60% средней зарплаты гражданина – <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Харинаев Н.В. не был трудоустроен, ввиду отсутствия подходящей работы.
Решением ОГКУ ЦЗН Эхирит-Булагатского района от ДД.ММ.ГГГГ № за Харинаевым Н.В. сохранена средняя заработная плата на период трудоустройства в течение 3-го месяца со дня увольнения.
Согласно ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
В случае, если длительность периода трудоустройства работника, уволенного в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), превышает один месяц, работодатель обязан выплатить ему средний месячный заработок за второй месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц.( ч.2 ст. 178 Трудового кодекса РФ)
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения. (часть 3 ст. 178 Трудового кодекса РФ)
Приведенной правовой нормой перечень исключительных случаев не установлен, поэтому в каждом конкретном случае отнесение тех или иных обстоятельств к таковым находится в компетенции органа службы занятости населения и направлено на обеспечение работника средствами существования, которых он лишился в связи с утраченной возможностью трудиться по независящим от него причинам.
Вместе с тем, законодательное закрепление такого основания предоставления соответствующей гарантии не предполагает, что орган службы занятости населения обладает в этой ситуации неограниченной свободой усмотрения.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. N 2214-О, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
Таким образом, орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения обязан установить исключительность случая и вынести по этому поводу не формальное, а мотивированное решение.
Выплата выходного пособия, предусмотренного ч. 3 ст. 178 Трудового кодекса РФ содержит ряд условий, при которых может быть принято решение уполномоченным органом службы занятости о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
К таким условиям относятся обязанность работника в двухнедельный срок после увольнения обратиться в орган службы занятости и отсутствие возможности у указанного органа его трудоустроить.
При наличии указанных условий, одновременно должны иметь место обстоятельства, исключительность которых дает основание для сохранения за уволенным работником среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения.
Суд находит, что указанные обстоятельства были установлены Ответчиком и обоснованно учтены при принятии обжалуемого решения.
Так, согласно протокола заседания комиссии по принятию решения о сохранении среднего месячного заработка за работниками, уволенными из организации в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации от ДД.ММ.ГГГГ, при принятии решения были учтены: наличие у Харинаева Н.В. <данные изъяты>, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ наличие ребенка ДД.ММ.ГГГГ который является студентом <данные изъяты>
В личном деле получателя государственных услуг в области содействия занятости населения имеются в копиях: справка серии МСЭ-2021 № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении Харинаеву Н.В. третьей группы инвалидности бессрочно по общему заболеванию, индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой указано о нарушении функций сердечно-сосудистой системы, рекомендации о противопоказанных видах трудовой деятельности – виды трудовой и профессиональной деятельности, которые в условиях интенсивной физической нагрузки и эмоционального напряжения, предполагающих высокий риск стрессовых ситуаций, могут привести к угрозе жизни и/или потере здоровья инвалида и/или людей; свидетельство о рождении ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ г.р., отцом которого указан Харинаев Н.В., матерью ФИО6, справка о том, что ФИО7 обучается <данные изъяты>; свидетельство о рождении ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ г.р., отцом которого указан Харинаев Н.В., матерью ФИО6, справка с места учебы № от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ФИО8 обучается в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», форма обучения очная, основа обучения – на местах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, планируемая дата окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая данные обстоятельства, у суда не имеется оснований не согласится с решением Ответчика о том, что приведенные обстоятельства являются исключительными для выплаты среднего месячного заработка за третий месяц, и направлено на социальную защиту Харинаева Н.В. и его несовершеннолетнего ребенка, и сына студента.
Доводы Истца о том, что Харинаев Н.В. в силу получения пенсии <данные изъяты> имеет средства к существованию, является социально защищенным, в качестве малоимущего не зарегистрирован, судом отклоняются.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Пенсия по инвалидности назначается в целях поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, поскольку наличие инвалидности требует не только определенных условий труда, но и, как следует из индивидуальной программы реабилитации Харинаева Н.В., медицинской, социально-психологической, социокультурной реабилитации и социально-бытовой адаптации, санаторно-курортного лечения.
Соответственно, пенсия по инвалидности назначается с учетом того, что инвалидность влечет более высокие требования к условиям жизни и сохранения здоровья, что влечет дополнительные материальные затраты на реабилитацию и адаптацию. И с учетом наличия на иждивении у Харинаева Н.В. сына школьника и сына студента, не может быть расценено, как условие, исключающее сохранение за ним среднего месячного заработка за 3 месяц.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что средний месячный заработок супруги Харинаева Н.В. – ФИО6 за 2022 год составлял <данные изъяты>. С учетом наличия двоих иждивенцев, один из которых студент очного отделения высшего учебного заведения, наличия инвалидности у Заявителя, что безусловно влечет за собой сложности в поиске работы, о чем также свидетельствует тот факт, что до настоящего времени Харинаев Н.В., не трудоустроен, суд находит обоснованным решение Ответчика о сохранении за Харинаевым Н.В. среднего месячного заработка за 3 месяц со дня увольнения.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.02.2023 ░.