Дело № 2-144/2024
УИД: 52RS0048-01-2024-000140-37
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Сергач 06 марта 2024 года
Сергачский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Котдусова И.У., единолично,
с участием ответчика Злобиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Панкратовой И.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» в лице доверительного управляющего ООО «Жилкоминкасо-Нижний Новгород» к Злобину Н.А., Злобиной Е.С. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД, соразмерно доли в праве долевой собственности за период с 01.12.2016-31.10.2023 в размере ххх руб., пени, начисленные за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД за период с 11.01.2017 по 10.10.2023 в размере ххх руб., пени, начисленные за неисполнение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, начиная с 11.10.2023 по день фактического исполнения обязательств по уплате задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества МКД, а также расходы по оплате госпошлины в размере ххх руб.,
у с т а н о в и л:
Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Нижегородской области» (далее по тексту НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» в лице доверительного управляющего ООО «Жилкоминкасо-Нижний Новгород» (далее по тексту ООО «ЖКИ-НН») обратилась в суд с иском к Злобину Н.А. и Злобиной Е.С. о взыскании задолженности по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества МКД, соразмерно доли в праве долевой собственности за период с 01.12.2016-31.10.2023 в размере ххх руб., пени, начисленные за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД за период с 11.01.2017 по 10.10.2023 в размере ххх руб., пени, начисленные за неисполнение обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, начиная с 11.10.2023 по день фактического исполнения обязательств по уплате задолженности по взносам за капитальный ремонт общего имущества МКД, а также расходы по оплате госпошлины в размере хххруб. В обоснование иска указано, что между НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» и ООО «ЖКИ-НН» заключен договор доверительного управления № хх от ххх (далее по тексту « Договор от ххх за №хх»), которым в доверительное управление комплекса имущественных прав требования оплаты просроченной задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в МКД, в том числе пени, начисленные за ненадлежащее исполнение обязанностей по уплате таких взносов. Злобины Н.А.,Е.С. являются собственниками жилого помещения, по адресу: ххх. Основываясь на ч.1 ст. 169 ЖК РФ, указывает, что за ответчиками перед НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» имеется задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт общего имущества в МКД в размере ххх руб. за период 01.12.2016-31.10.2023. Вследствие неисполнения обязательств по оплате указанных выше взносов ответчиками на основании части 14.1 ст. 155 ЖК РФ начислены пени за период 11.01.2017-10.10.2023 в размере хх руб. По смыслу положений ст. ст. 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки или иных процентов по день фактического исполнения обязательства. Бесспорными являются требования, подтвержденные письменными доказательствами, достоверность которых не вызывает сомнений, а также признаваемые должником (абз. 2 п. 3 Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве".
Истец НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД», ответчик Злобин Н.А. о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в судебное заседание не явились, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечили. Истец в исковом заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд полагает возможным дело рассмотреть в отсутствие представителя истца и ответчика Злобина Н.А..
В судебном заседании ответчик Злобина Е.С. иск признала частично, пояснила, что 2016 г. она и ее супруг стали равно долевыми собственниками квартиры по адресу: ххх и до 2019 г. к ним не приходили квитанции на оплату в фонд ремонта МКД. В 2019г. такие квитанции стали приходит, но они оставили их без исполнения, поскольку ремонт их дома не производится, что видно на представленных фотографиях суду. С расчётом цены иска согласна. Если долги нельзя списать, она согласно с иском, но они имеют возможности единовременно оплатить задолженность.
Изучив исковое заявление, заслушав объяснение ответчика Злобиной Е.К., исследовав представленные в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (пункт 1); собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (пункт 3).
Согласно п.1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Частью 2 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Сроки уплаты взносов на капитальный ремонт установлены ч. 1 статьи 171, п. 9 ч. 2 статьи 182 ЖК РФ, ч. 1 статьи 7 Закона - не позднее 10 числа следующего за расчетным месяцем, на основании платежных документов, представленных региональным оператором или иным лицом, уполномоченным региональным оператором, в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии с ч. 14.1 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с ч.1 статьи 167 ЖК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми: 1) устанавливается минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; 2) устанавливается порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов; 3) создается региональный оператор, решается вопрос о формировании его имущества, утверждаются учредительные документы регионального оператора, устанавливается порядок деятельности регионального оператора, порядок назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора; 4) утверждаются порядок и условия предоставления государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на предоставление гарантий, поручительств по кредитам или займам, в случае, если соответствующие средства на реализацию указанной поддержки предусмотрены законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации; 5) устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам; 6) устанавливаются порядок предоставления лицом, на имя которого открыт специальный счет (далее - владелец специального счета), и региональным оператором сведений, подлежащих предоставлению в соответствии с частью 7 статьи 177 и статьей 183 настоящего Кодекса, перечень иных сведений, подлежащих предоставлению указанными лицами, и порядок предоставления таких сведений; 7) устанавливается порядок выплаты владельцем специального счета и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме, а также порядок использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; 8) устанавливается порядок осуществления контроля за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт, и обеспечением сохранности этих средств; 9) устанавливается порядок информирования собственников помещений в многоквартирных домах и организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, о содержании региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и критериях оценки состояния многоквартирных домов, на основании которых определяется очередность проведения капитального ремонта.
Статьей 169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (часть 3).
По статье 170 ЖК РФ, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7).
Частью 1 статьи 171 ЖК РФ предусмотрено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Установлено, что Злобин Н.А. и Злобина Е.С. являются сособственниками по 1/2 доле в праве общей долевой собственности жилого помещения, расположенного по адресу: ххх, о чем 07.07.2008 и 06.08.2014 внесены записи о регистрации права в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.10-13).
В материалах дела отсутствуют доказательства, что собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 №208 утверждена Государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области.
Региональным оператором системы капитального ремонта многоквартирных домов Нижегородской области является истец - НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД».
НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» создан распоряжением Правительства Нижегородской области от 26.12.2013 №2724-р, как некоммерческая организация в форме фонда, в целях осуществления деятельности в качестве регионального оператора, направленной на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области (п. 5 ч. 1 ст. 4 Закон Нижегородской области от 28.11.2013 №159-3 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области» (далее по тексту Закон).
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, подлежащими обязательному исполнению.
В целях реализации системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, в соответствии с требованиями статьи 170 ЖК РФ, частей 4 - 7 статьи 6 Закона №159-3 собственники помещений в многоквартирных домах в течение шести месяцев после официального опубликования, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2014 №ххх региональной программы Нижегородской области по капитальному ремонту, до 08.11.2014 должны принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта.
Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области была опубликована в издании «Правовая среда», N 49 (1759) 08.05.2014.
В связи с тем, что собственниками помещений в вышеуказанных многоквартирных домах в установленный законом срок не было принято решение о формировании фонда капитального ремонта, в порядке части 7 ст. 170 ЖК РФ, ч. 9 ст. 6 Закона N 159-3 органом местного самоуправления принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории г. Сергача на счете регионального оператора.
Приложением к региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Сергачского муниципального округа Нижегородской области, общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014 - 2043 годы.
В пункте 27 раздела «Сергачский муниципальный округ Нижегородской области» приложения к государственной региональной адресной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Сергач, ул. 60 лет Октября, д.1, с указанием вида работ по капитальному ремонту и планового периода проведения капитального ремонта на 2029 - 2031 годы.
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2016-2019 год установлен постановлениями Правительства Нижегородской области №617 от 30.09.2015, №667 от 29.09.2016, №699 от 28.09.2017, № 888 от 21.12.2018, №672 от 24.09.2019 в размере ххх руб. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 09.11.2020 № 907 установлен минимальный размер взноса на 2021 год – ххх руб. в расчете на один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 18.10.2020 №919 «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2022 год» минимальный размер взноса на 2022 год установлен в размере ххх руб.
В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от № 910 от 11.11.2022 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, на 2022 год" минимальный размер взноса на 2023 год установлен в размере ххх руб..
Расчет месячного взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома для жилого помещения представляет собой простую арифметическую операцию умножения размера взноса на капитальный ремонт за один квадратный метр на общую площадь жилого помещения.
По расчету истца в период с декабря 2016 г. по октябрь 2023 г. Злобиными Н.А. и Е.С. не производились взносы на капитальный ремонт в пользу регионального оператора, что подтверждено в судебном заседании ответчиком Злобиной.
По представленному расчету, задолженность ответчиков составляет за указанный период ххх руб.
Платежи на капитальный ремонт являются накопительными, они вносятся собственниками помещений в многоквартирном доме в счет выполнения в будущем работ по капитальному ремонту дома и указанные денежные средства имеют строго целевой характер использования.
При таком правовом регулировании оснований для освобождения истца от уплаты взносов на капитальный ремонт в спорный период, не имеется.
Наличие задолженности по внесению взносов на капитальный ремонт ответчиками не оспаривается.
С учетом изложенного, с Злобина Н.А. и Злобиной Е.С. подлежит взысканию в пользу истца задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт многоквартирного дома в размере ххх руб., в равных долях, то есть по ххх руб. с каждого.
Истец также просит взыскать с ответчиков пени за нарушение сроков внесения платы за жилое помещение.
Установлено, что ответчики своевременно не произвели оплату взносов за капитальный ремонт, в связи с чем требования истца о взыскании пеней за период с 11.01.2017 по 10.10.2023 в размере ххх руб. также подлежат удовлетворению, пропорционально их доля в собственности жилого помещения.
Пени подлежат взысканию с ответчиков в пользу истца и за период с 11.10.2023 по день фактической оплаты задолженности в размере, предусмотренном ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ.
В соответствии с «Договором от 01.08.2017») стороны договорились о том, что учредитель управления передает Доверительному управляющему в доверительное управление комплекс имущественных прав требования оплаты просроченной задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области, в том числе пени за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов (дебиторская задолженность) (л.д.23-24).
В соответствии с ч.1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 ГПК РФ.
Установлено, что истцом при подаче искового заявления уплачена госпошлина, что подтверждается приобщённым к делу платежным поручением №ххх от 09.11.2023 (л.д.9).
Учитывая, что иск НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» в лице доверительного управляющего ООО «ЖКИ-НН» районным судом удовлетворён полностью, то уплаченная им при подаче иска в суд государственная пошлина, также подлежит взысканию с ответчиков в размере ххх руб. в равных долях, то есть с каждого по ххх руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд,
р е ш и л:
Исковые требования НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» в лице доверительного управляющего ООО "Жилкоминкасо - Нижний Новгород" удовлетворить.
Взыскать в пользу НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» со Злобина Н.А.,
ххх рублей хх копеек, из них ххх руб. - задолженность за период с 01.12.2016 по 31.10.2023; 1113 руб. - судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд; ххх руб. - пени за период с 11.11. 2017 по 10.10.2023, а также пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты (часть 14.1 статья 155 ЖК РФ) от суммы задолженности в размере ххх руб., за период с 11 октября 2023 года по день фактической оплаты.
Взыскать в пользу НКО «Нижегородский фонд ремонта МКД» со Злобиной Е.С., ххх рублей хх копеек, из них ххх руб. - задолженность за период с 01.12.2016 по 31.10.2023; ххх руб. - судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в суд; ххх руб. - пени за период с 11.11. 2017 по 10.10.2023, а также пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты (часть 14.1 статья 155 ЖК РФ) от суммы задолженности в размере хх руб., за период с 11 октября 2023 года по день фактической оплаты.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда через Сергачский районный суд Нижегородской области, в течение одного месяца со дня его принятия, в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.У. Котдусов
Решение в окончательной форме составлено 11 марта 2024 года