Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-59/2024 от 05.06.2024

№ 5-59/2024, УИД 51RS0006-01-2024-000982-53

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Мончегорск 3 июля 2024 года

Судья Мончегорского городского суда Мурманской области, расположенного по адресу: Мурманская область, город Мончегорск, Комсомольская набережная, дом № 56, Большакова Т.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в отношении:

Телешева А.В., ....,

У С Т А Н О В И Л:

Телешев А.В. совершил повторное нарушение требований пожарной безопасности на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, выразившееся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, а также общие требования пожарной безопасности к объектам защиты установлены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123).

Пунктом 1 ч. 2 ст. 1 ФЗ № 123 определено, что обеспечение пожарной безопасности объектов защиты обязательно для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации объектов защиты.

Согласно п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 6 этого же закона пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также если выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, национальных стандартах, сводах правил, а также иных содержащих требования пожарной безопасности документах, которые включены в перечень документов по стандартизации, и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона, а также если пожарный риск не превышает допустимых значений.

В целях обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» разработаны своды правил и ГОСТы.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила противопожарного режима, Правила, ППР) определены требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и содержания территорий, зданий, сооружений, помещении организации и других объектов защиты.

<дд.мм.гггг> в 15 часов 00 минут по адресу: <адрес>), то есть на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, индивидуальный предприниматель Телешев А.В. (далее- ИП Телешев А.В.), являясь владельцем данного здания, будучи подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Мончегорску, городу Оленегорску и Ловозерскому району УНДиПР Главного управления МЧС России по Мурманской обл. - заместителя главного Государственного инспектора г. Мончегорска, г. Оленегорска и Ловозерского района по пожарному надзору Л.М.И. от <дд.мм.гггг>, повторно нарушил требования в области пожарной безопасности, выразившиеся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и систем противодымной защиты, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

В ходе проверки, проведенной <дд.мм.гггг> по решению заместителя начальника ОНД и ПР по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. Л.М.И. от <дд.мм.гггг> в отношении ИП Телешева А.В., в торговом комплексе, расположенном по адресу: <адрес>, были выявлены ниже указанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.

Так, требования к знакам пожарной безопасности, обозначающим в том числе пути эвакуации и выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения, установлены межгосударственным стандартом ГОСТ 12.4.026-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.» (далее – ГОСТ 12.4.026-2015), согласно п. 5.1.1 которого сигнальные цвета необходимо применять для обозначения пожарной техники, средств противопожарной защиты, их элементов, знаков безопасности, сигнальной разметки, планов эвакуации и других визуальных средств обеспечения безопасности, светящихся (световых) средств безопасности (сигнальные лампы, табло и др.), обозначения пути эвакуации.

В соответствии с п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки пожарной безопасности, размещенные на пути эвакуации, а также эвакуационные знаки безопасности, знак безопасности ЕС 01 (аптечка первой медицинской помощи) должны быть выполнены с применением фотолюминесцентных материалов либо иметь внутреннее или внешнее освещение от автономного или аварийного источника питания.

В нарушение п. 48 Правил противопожарного режима, предписывающего проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты, а также обозначение направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, ИП Телешевым А.В. в здании торгового комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, не представлена документация, подтверждающая проведение проверок на водоотдачу источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), а в нарушение п. 5.1.1, п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015 не обозначается направление к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно.

В ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 87 ФЗ № 123 определено, что требуемые пределы огнестойкости строительных конструкций, выбираемые в зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений, должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений, приведенной в таблице 21 приложения к этому Федеральному закону, согласно которой пределы огнестойкости строительных конструкций лестничных маршей и площадок лестниц лестничной клетки должен быть не менее R 60.

Правилами противопожарного режима в п. 13 установлено, что при эксплуатации объекта защиты обеспечивается соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций и инженерного оборудования, осуществляется проверка состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций и инженерного оборудования в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности, а также технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ. Указанная документация хранится на объекте защиты.

В ходе проверки в нарушение ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 87 ФЗ № 123, п. 14 Правил противопожарного режима не обеспечен требуемый предел огнестойкости несущих конструкций (косуоров) лестничных маршей и площадок лестниц лестничной клетки в левой части «Нового корпуса» торгового комплекса, документация, подтверждающая соблюдение этих норм, не представлена.

Требования, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации установлены сводом правил - СП 486.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 486.1311500), утвержденным и введенным в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.07.2020 № 539.

В нарушение п. 4.1, 4.4, 4.8 СП 486.1311500, в соответствии с которыми трехэтажные и более здания оборудуются автоматическими установками пожаротушения независимо от площади, при проведении проверки установлено, что здание торгового комплекса не оборудовано автоматическими установками пожаротушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ФЗ № 123 система противодымной защиты здания, сооружения должна обеспечивать защиту людей на путях эвакуации и в безопасных зонах от воздействия опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону, или всего времени развития и тушения пожара посредством удаления продуктов горения и термического разложения и (или) предотвращения их распространения.

Требования к системам противодымной вентиляции установлены сводом правил - СП 7.13130.2013 «Отопление. Вентиляция. Кондиционирование. Требования пожарной безопасности» (далее - СП 7.13130), утвержденным и введенным в действие приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.02.2013 № 116.

В нарушение ч. 1 ст. 56 ФЗ № 123, п.п. «ж» п. 7.2 СП 7.13130, регламентирующего, что удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать из каждого помещения на этажах, сообщающихся с незадымляемыми лестничными клетками, или из каждого помещения торговых залов без естественного проветривания при пожаре, в ходе проверки установлено, что торговые залы первого и второго этажей «Нового корпуса» торгового комплекса, которые согласно п. 3.12 СП 7.13130, являются помещениями без естественного проветривания при пожаре, не оборудованы системой противодымной вентиляции.

Кроме того, в нарушение п. 8.5 СП 7.13130, предписывающего, что для естественного проветривания помещений при пожаре необходимы открываемые проемы в наружных ограждениях шириной не менее 0,24 м на 1 м длины наружного ограждения помещения, в помещениях магазина «....» корпуса «Б», торгового комплекса отсутствуют необходимые для естественного проветривания помещений при пожаре открываемые проемы в наружных ограждениях шириной не менее 0,24 м на 1 м длины наружного ограждения помещений.

Требования по обеспечению огнестойкости объектов защиты установлены сводом правил - СП 2.13130.2020. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты» (далее - СП 2.13130), утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.03.2020 № 151.

В нарушение п.п. «б» п. 5.4.16 СП 2.13130 установлено, что лестничные клетки типа Л1 корпуса «А» и корпуса «Б» торгового комплекса не оборудованы окнами, открывающимися изнутри без    ключа и других специальных устройств (открывание должно обеспечиваться стационарной фурнитурой, в том числе в виде удлинительной штанги без применения автоматических и дистанционно-управляемых устройств).

Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений (далее - здания), а также требования пожарной безопасности к эвакуационным путям для наружных технологических установок установлены сводом правил - СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130).

В нарушение п. 4.2.16 СП 1.13130, предписывающего, что при необходимости наличия двух и более эвакуационных выходов они должны быть расположены рассредоточено, эвакуационные выходы, ведущие из помещения торгового зала первого этажа «Нового корпуса» торгового комплекса, расположены не рассредоточено.

Двери эвакуационных выходов с помещений второго этажа корпуса «В» торгового комплекса, ведущие на лестничные клетки, не имеют устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах, в нарушение п. 4.4.6 СП 1.13130, указывающего, что выходы из помещений и этажей на лестничные клетки должны быть оборудованы дверями с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах.

Кроме того, в нарушение п. 54 Правил противопожарного режима, регламентирующего организацию работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающих исправное состояние указанных средств, не обеспечено исправное состояние технических средств систем оповещения и эвакуации людей при пожаре, а именно световой оповещатель «Выход», расположенный над эвакуационным выходом, ведущим из помещения «....», находится в нерабочем состоянии (не горит в «Дежурном режиме», не горят - при нажатии кнопки «Тест»).

Также в ходе проверки выявлено нарушение п. 26 Правил противопожарного режима, предписывающего, что запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей, лестничных клеток, зальных помещений, должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, поскольку запоры на дверях эвакуационных выходов с торговых залов первого и второго этажей (магазин «....»), лестничной клетки (в левой части) «Нового корпуса» торгового комплекса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 81, ч. 1 ст. 91 ФЗ № 123 системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска.

Согласно п. 48 таблицы 3 СП 486.1311500 помещения иного административного, административно-бытового и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, оборудуются системой пожарной сигнализации независимо от площади.

В нарушение указанных выше норм помещения ....» в корпусе «А» торгового комплекса не оборудованы системой пожарной сигнализации.

В ходе проверки в складском помещении магазина в «Новом корпусе» торгового комплекса выявлено нарушение п. 104 Правил противопожарного режима, запрещающего хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих открывающихся оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом, в частности обнаружено хранение горючих товаров и негорючих товаров в горючей упаковке в помещении, не имеющем оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом.

Кроме того, в нарушение п. 54 Правил противопожарного режима, обязывающего обеспечение проведения работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающих исправное состояние указанных средств, в ходе проверки выявлена неисправность технических средств системы пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения, а именно в помещениях магазина «....» «Нового корпуса» торгового комплекса на точечных извещателях отсутствует индикация, на технических средствах управления автоматической установки пожаротушения горят индикаторы «Неисправность», «Сброс».

Таким образом, индивидуальный предприниматель Телешев А.В., являясь собственником торгового комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, то есть объекта защиты, отнесенного к категории высокого риска, будучи подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ постановлением от <дд.мм.гггг>, повторно нарушил требования в области пожарной безопасности, выразившиеся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и систем противодымной защиты, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 23.1 КоАП РФ настоящее дело об административном правонарушении подсудно Мончегорскому городскому суду Мурманской области.

Перед началом судебного разбирательства Телешеву А.В. разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, при этом Телешев А.В. отводов и каких-либо ходатайств не заявил.

В судебном заседании Телешев А.В. вину в инкриминируемых правонарушениях признал в полном объеме, подтвердив выявленные в ходе проверки нарушения требований в области пожарной безопасности.

При этом указал, что после составления протоколов он принял меры к устранению выявленных нарушений, заключил договор с ООО «....» на оказание услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности (л.д. 124-125). Ряд нарушений устранен, по другим они принимают меры к устранению. Дополнил, что в настоящее время пристройки к основному зданию им проданы, оформляются договоры купли-продажи.

Вина Телешева А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается также следующими исследованными в ходе судебного заседания доказательствами.

Из протокола об административном правонарушении №.... от <дд.мм.гггг> (л.д. 4-14 ) следует, что <дд.мм.гггг> в 15 часов 00 минут при проведении по решению заместителя начальника ОНД и ПР по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. от <дд.мм.гггг> №....) (л.д. 41-43) выездной контрольной проверки в области пожарной безопасности торгового комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, то есть объекта защиты, отнесенного к категории высокого риска, было выявлено повторное нарушение требований пожарной безопасности, а именно нарушения п. 26, 48, 54, 104 Правил противопожарного режима, п. 5.1.1, п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015, ч. 2 ст. 54, ч. 2 ст. 58, ч. 1 ст. 81, ч. 2 ст. 87, ч. 1 ст. 91 ФЗ № 123, п. 4.1, 4.4, 4.8 СП 486.1311500, ч. 1 ст. 56 ФЗ № 123, п.п. «ж» п. 7.2, п. 8.5 СП 7.13130, п.п. «б» п. 5.4.16 СП 2.13130, п. 4.2.16, 4.4.6 СП 1.13130, п. 48 таблицы 3 СП 486.1311500, выразившиеся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и систем противодымной защиты, а также в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности индивидуальным предпринимателем Телешевым А.В., подвергнутым административному наказанию по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

В акте выездной проверки, проведенной заместителем начальника ОНД и ПР по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. в период с 9 часов 00 минут <дд.мм.гггг> по 15 часов 00 минут <дд.мм.гггг> по адресу <адрес> в <адрес>, которым владеем ИП Телешев А.В. (л.д. 15-22, т. 2 л.д. 31-36, т. 3 л.д. 33-38), и протоколе осмотра данного объекта (л.д. 23-26) указано на следующие выявленные нарушения пожарной безопасности:

- направление к источникам противопожарного водоснабжения не обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно (п. 5.1.1, п. 6.1.4 ГОСТ 12.4.026-2015);

- не представлена документация, подтверждающая проведение проверок на водоотдачу источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов) (п. 48 Правил противопожарного режима);

- не представлена документация, подтверждающая обеспечение требуемого предела огнестойкости несущих конструкций (косуоров) лестничных маршей и площадок лестниц лестничной клетки в левой части «Нового корпуса» торгового комплекса (ч. 2 ст. 58, ч. 2 ст. 87 ФЗ № 123, п. 13 Правил противопожарного режима);

- здание торгового комплекса не оборудовано автоматическими установками пожаротушения (п. 4.1, 4.4, 4.8 СП 486.1311500);

- торговые залы первого и второго этажей «Нового корпуса» торгового комплекса, которые согласно п. 3.12 СП 7.13130, являются помещениями без естественного проветривания при пожаре, не оборудованы системой противодымной вентиляции (ч. 1 ст. 56 ФЗ № 123, п.п. «ж» п. 7.2 СП 7.13130);

- в помещениях магазина «....» корпуса «Б», торгового комплекса отсутствуют необходимые для естественного проветривания помещений при пожаре открываемые проемы в наружных ограждениях шириной не менее 0,24 м на 1 м длины наружного ограждения помещений (п. 8.5 СП 7.13130);

- лестничные клетки типа Л1 корпуса «А» и корпуса «Б» торгового комплекса не оборудованы окнами, открывающимися изнутри без ключа и других специальных устройств (открывание должно обеспечиваться стационарной фурнитурой, в том числе в виде удлинительной штанги без применения автоматических и дистанционно-управляемых устройств (нарушение п.п. «б» п. 5.4.16 СП 2.13130);

- эвакуационные выходы, ведущие из помещения торгового зала первого этажа «Нового корпуса» торгового комплекса расположены не рассредоточено (п. 4.2.16 СП 1.13130);

- двери эвакуационных выходов с помещений второго этажа корпуса «В» торгового комплекса, ведущие на лестничные клетки, не имеют устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах (п. 4.4.6 СП 1.13130);

- световой оповещатель «Выход», расположенный над эвакуационным выходом, ведущим из помещения «....», находится в нерабочем состоянии (не горит в «Дежурном режиме», не горят - при нажатии кнопки «Тест») (п. 54 Правил противопожарного режима);

- запоры на дверях эвакуационных выходов с торговых залов первого и второго этажей (магазин «....»), лестничной клетки (в левой части) «Нового корпуса» торгового комплекса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п. 26 Правил противопожарного режима);

- помещения ....» в корпусе «А» торгового комплекса не оборудованы системой пожарной сигнализации (ч. 2 ст. 54, ч. 1 ст. 81, ч. 1 ст. 91 ФЗ № 123 п. 48 таблицы 3 СП 486.1311500);

- в складском помещении магазина в «Новом корпусе» торгового комплекса, не имеющем оконных проемов или систем дымоудаления с механическим приводом, хранятся горючие товары и негорючие товары в горючей упаковке (п. 104 Правил противопожарного режима);

- неисправны технические средства системы пожарной сигнализации и автоматической установки пожаротушения, а именно в помещениях магазина «....» «Нового корпуса» торгового комплекса на точечных извещателях отсутствует индикация, на технических средствах управления автоматической установки пожаротушения горят индикаторы «Неисправность», «Сброс» (п. 54 Правил противопожарного режима).

<дд.мм.гггг> индивидуальному предпринимателю Телешеву А.В. вручено предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности начальника ОНД и ПР по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. (л.д. 27-40) с указанием всех выявленных нарушений обязательных требований законодательства в области пожарной безопасности, установленные действующим федеральным законом, Правилами противопожарного режима и разработанными в целях их реализации сводами правил и ГОСТами, а также сроками их устранения.

Согласно данных Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (л.д. 50-63) Телешев А.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (....), основным видом его деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.

Здание торгового комплекса, расположенное по адресу: <адрес>, согласно данных Единого государственного реестра недвижимости, на праве собственности принадлежит Телешеву А.В. (л.д. 80-113).

Постановлением №.... от <дд.мм.гггг> заместителя начальника ОНД и ПР – заместителя главного государственного инспектора по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. индивидуальный предприниматель Телешев А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в здании торгового комплекса, расположенного в <адрес> в <адрес>, выявленных при проведении проверки <дд.мм.гггг> (л.д. 54-63).

Распоряжением №.... от <дд.мм.гггг> начальника ОНД и ПР – главного государственного инспектора по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. объект надзора - торговый комплекс, расположенный в <адрес> в <адрес> (п. 98), отнесен к категории объектов высокого риска (л.д. 70-79).

Свидетель П.П.П. в судебном заседании показал, что является директором ....», по договору с ИП Телешевым А.В. на оказание услуг по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности (л.д. 124-125) он занимается устранением нарушений требований пожарной безопасности, выявленных сотрудниками ОНД и ПР по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл., в торговом комплексе, принадлежащем Телешову А.В. В настоящее время ряд нарушений устранено, ведется работа по разработке проектной документации по изменению расположения эвакуационных выходов, закуплены материалы для огнезащитной обработки конструкций, проведена проверка пожарных гидрантов.

Указал, что нарушение, касающееся хранения горючих материалов в складском помещении, по его мнению, отсутствует, поскольку это помещение не является рабочим местом для сотрудников или работников.

Кроме того, они заказали расчет пожарного риска здания, принадлежащего Телешеву А.В., в соответствии с которым некоторые из указанных нарушений таковыми не являются.

М.В.В. – начальник ОНД и ПР – главный государственный инспектор по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл. в судебном заседании указал, что действительно при проведении контрольной проверки установлено, что ряд нарушений, указанных в протоколе, в настоящее время устранено, к некоторым приняты меры по устранению, однако часть до настоящее времени не устранена.

В частности:

- установлены в полном объеме знаки пожарной безопасности, выполненные в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026-2015 (п. 36 Правил противопожарного режима);

- организовано проведение проверок на водоотдачу источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов, предоставлен акт (л.д. 128);

    - лестничные клетки типа Л1 корпуса А и корпуса «Б» торгового комплекса оборудованы окнами, открывающимися изнутри без ключа и других специальных устройств (п. 1 ч. 2 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 6 Технического регламента 123-ФЗ; подп. «б» п. 5.4.16 СП 2.13130);

    - световой оповещатель «Выход», расположенный над эвакуационным выходом, ведущим из помещения «....», находится исправном состоянии (п. 54 Правил противопожарного режима);

    - двери эвакуационных выходов из помещений второго этажа корпуса «В» торгового комплекса, ведущие на лестничные клетки, оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах (ч. 3 ст. 89 ФЗ № 123; п. 4.4.6 СП 1.13130).

    Кроме того, для помещения магазина «....» корпуса «Б», торгового комплекса закуплено окно необходимого размера, однако пока не установлено.

    Действительно ведутся работы по изменению места расположения эвакуационных выходов, которые не закончены, по плану предусмотрено оборудование запасного эвакуационного выхода, отвечающего требованиям пожарной безопасности.

    Остальные, указанные в протоколе нарушения, не устранены.

    Относительно нарушения пожарной безопасности при хранении горючих товаров складском помещении магазина в «Новом корпусе» торгового комплекса указал, что в соответствии с пунктом 7.2. СП 7.13130.2013 допускается проектировать удаление продуктов горения через примыкающий коридор из помещений площадью до 200 м2. Соответственно если в помещении объекта торговли, предназначенном для хранения горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке, будут отсутствовать открывающиеся оконные проемы и система дымоудаления с механическим приводом, но при этом площадь помещения не будет превышать 200 м2, а из примыкающего к нему коридора будет предусмотрено удаление продуктов горения, то данный факт не будет являться нарушением требований п. 104 Правил противопожарного режима. Также эта норма не будет распространяться на следующие помещения: площадью до 200 м2, оборудованные установками автоматического водяного или пенного пожаротушения (подпункт «а» пункта 7.3. СП 7.13130.2013); оборудованные установками автоматического газового, аэрозольного или порошкового пожаротушения (подпункт «б» пункта 7.3. СП 7.13130.2013); площадью до 50 м2 каждое, находящиеся на площади основного помещения, из которого предусмотрено удаление продуктов горения.

Однако ни одного из этих условий в исследованном складском помещении не имеется.

Он ознакомился с расчетом пожарного риска, который проведен по инициативе ИП Телешева А.В. сторонним лицом. По состоянию на <дд.мм.гггг> этот расчет в случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия был бы не принят, так как имеется несоответствие исходных данных и неверно принятое значение коэффициентов Кобн и Кпдз, а именно:

- система противодымной вентиляции отсутствует (требования к естественному проветриванию помещений не выполняются в торговых залах 1-ого, 2-ого этажей, помещения магазина «....») (стр. 11, 44, 271);

- не совпадают объемно-планировочные решения 1-ого этажа с представленным в расчете: в настоящее время имеется перегородка в помещении торгового зала 1-ого этажа, в расчете по оценке пожарного риска обозначен коридор, как путь эвакуации (стр. 276, 277);

- не все помещения торгового центра оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (нет в помещения ....» не исправна) (стр. 11, 44, 271).

Таким образом, коэффициенты:

Кобн - коэффициент, учитывающий соответствие системы пожарной сигнализации требованиям нормативных документов по пожарной безопасности принят 0,8 неверно (должен быть = 0)

Кпдз- коэффициент, учитывающий соответствие системы противодымной защиты, требованиям нормативных документов по пожарной безопасности принят 0,8 неверно (должен быть = 0).

Значение параметра Кобн принимается = 0,8 в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- здание оборудовано системой пожарной сигнализации, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

- оборудование здания системой пожарной сигнализации не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. В остальных случаях значение параметра Кобн принимается равным «0».

    Значение параметра Кпдз принимается = 0,8 в случае, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- здание оборудовано системой противодымной защиты, соответствующей требованиям нормативных документов по пожарной безопасности;

- оборудование здания системой противодымной защиты не требуется в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. В остальных случаях значение параметра Кпдз принимается = «0».

Вместе с тем указал, что работы по устранению нарушений ведутся, предъявляемые требования ИП Телешевым А.В. не игнорируются.

Заслушав Телешева А.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что его вина в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, установлена и доказана, полностью подтверждается совокупностью приведенных выше доказательств, которые являются допустимыми, оснований не доверять им не имеется.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Таким образом, ст. 20.4 КоАП РФ является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий и образует состав административного правонарушения по ст. 20.4 КоАП РФ.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочего, собственники имущества.

Так, Телешев А.В., являясь индивидуальным предпринимателем, основным видом деятельности которого является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, будучи привлеченным к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, допустил нарушение требований пожарной безопасности на принадлежащем ему на праве собственности объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, - торговом комплексе, расположенном по адресу: <адрес>, выразившееся в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации», а также разработанными в целях их соблюдения и реализации: ГОСТ 12.4.026-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначения и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», СП 486.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», СП 7.13130.2013 «Отопление. Вентиляция. Кондиционирование. Требования пожарной безопасности», СП 2.13130.2020. «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

При назначении Телешеву А.В. наказания принимаю во внимание характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ являются признание Телешевым А.В. вины в совершенном правонарушении, принятие мер к устранению нарушений, выявленных надзорным органом, .....

Санкцией ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрены такие виды административного наказания как административный штраф и административное приостановление деятельности.

При определении вида наказания учитываю характер выявленных нарушений, принятие мер к их устранению, а также разъяснения, содержащиеся в п. 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которым наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя может быть назначено лишь в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей.

Определяя характер нарушений норм и правил, допущенных ИП Телешевым А.В., принимаю во внимание, что ГУ МЧС России по Мурманской обл., то есть федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного пожарного контроля (надзора), после выявления нарушений в деятельности индивидуального предпринимателя, обеспечительная мера в виде временного приостановления деятельности не применялась.

Кроме того, учитываю, что исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности в соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ, заключающееся в наложении пломб, опечатывании помещений, будет являться прямым препятствием для исполнения ИП Телешевым А.В. предписания начальника ОНД и ПР – главного государственного инспектора по г. Мончегорску, г. Оленегорску и Ловозерскому р-ну УНД и ПР ГУ МЧС России по Мурманской обл.

Учитывая изложенное, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, полагаю необходимым назначить индивидуальному предпринимателю Телешеву А.В. административное наказание в виде административного штрафа, размер которого определяю с учетом характера, степени общественной опасности выявленного правонарушения, данных о личности Телешева А.В.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Телешева А.В., <дд.мм.гггг> г.р., виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для оплаты штрафа:

....

....

....

....

....

....

....

....

....

....

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд либо непосредственно в Мурманский областной суд в течение десяти суток с момента получения либо вручения копии постановления.

Судья Большакова Т.А.

5-59/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Телешев Александр Владимирович
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Судья
Большакова Татьяна Александровна
Статьи

ст.20.4 ч.2.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
mon--mrm.sudrf.ru
05.06.2024Передача дела судье
11.06.2024Передача дела судье
13.06.2024Подготовка дела к рассмотрению
01.07.2024Рассмотрение дела по существу
03.07.2024Рассмотрение дела по существу
04.07.2024Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
05.07.2024Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
15.07.2024Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее