УИД:59RS0004-01-2021-001547-59 <данные изъяты>
Дело № 2-1557/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 29 апреля 2021 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,
при секретаре судебного заседания Анохиной Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Парфеновой Галины Николаевны к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования – Управление жилищных отношений администрации г. Перми, МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми», Парфенов Родион Александрович, Янь Леонид Александрович, Парфенов Анатолий Александрович, Парфенов Евгений Александрович,
установил:
Парфенова Г.Н. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми, в котором просит возложить обязанность на ответчика предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, в виде квартиры, общей площадью не менее 43,1 кв.м., жилой площадью не менее 31,0 кв.м., в пределах г. Перми, отвечающее санитарно-техническим требованиям. В обоснование требований указала, что является нанимателем жилого помещения, в котором проживает совместно с сыновьями. Обязательства по договору найма истец исполняет надлежащим образом. Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>, в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Департамента социальной политики администрации г. Перми от 08.12.2020 истец с членами семьи признаны малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма. На основании положений п. 1 ч. 2 ст. 57, п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание аварийность жилого дома, полагает, что имеет право с членами семьи на предоставление во внеочередном порядке иного благоустроенного жилого помещения взамен занимаемого аварийного жилья.
Истец, третьи лица (на стороне истца), представитель истца направили в адрес суда заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель администрации г. Перми Микова Л.В. направила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации г. Перми. Ранее также направила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что администрация исковые требования не признает, поскольку расселение граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, реализуется в рамках Муниципальной адресной программы по переселению граждан г. Перми из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утв. Постановлением администрации г. Перми от 28.03.20218 №184, муниципальной адресной программы по переселению на 2019-2025 годы, утв. постановлением администрации г. Перми от 31.05.2019 №238. Дом, расположенный по адресу: <Адрес>, в указанные адресные программы расселения не включен. Кроме того, жилищным законодательством не предусмотрена обязанность по предоставлению иного жилого помещения равнозначного по жилой площади занимаемому. Истец также не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного здания (л.д. 187, 189).
Управление жилищных отношений администрации г. Перми о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем имеется расписка (л.д. 33), заявлений, ходатайств и представителей в судебное заседание не направило, ранее представило письменный отзыв на иске по содержанию аналогично отзыву администрации г. Перми (л.д. 106).
МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, о чем имеется почтовое уведомление (л.д. 36), заявлений и ходатайств не направило, мнение по иску не выразило.
Суд, руководствуясь положениями ч.ч. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, оценив, собранные по делу, доказательства в их совокупности и достаточности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Парфенова Г.Н. на основании Договора 01-15-836 социального найма жилого помещения от 30.11.2018 является нанимателем жилого помещения, представляющего собой двухкомнатную квартиру, общей площадью 43,1 кв.м., в том числе жилой площадью 31,0 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены и зарегистрированы члены семьи: Парфенов Родион Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), Парфенов Леонид Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), Парфенов Евгений Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын), Парфенов Анатолий Александрович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (сын) (л.д. 10).
Степень родства и факт регистрации по месту жительства лиц, указанных в договоре найма жилого помещения, также подтверждается копиями справок №1820-ю от 30.03.2021 (л.д. 92), №8708 от 20.01.2021 (л.д. 11), выданной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми».
Согласно копии справки о перемене имени от А-04605 Парфенову Леониду Александровичу после перемены имени присвоены: фамилия Янь, имя Леонид, отчество Александрович (л.д. 12).
Решением департамента социальной политики от 08.12.2020 семья Парфеновой Г.Н., в составе пять человек, включая четырех сыновей, признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 14, 156).
Согласно копии материалов учетного дела, предоставленного по запросу суда Управлением жилищных отношений администрации г. Перми (л.д. 108-186), решением Исполнительного комитета Орджоникидзевского районного Совета народных депутатов от 05.02.1991 Парфенова Г.Н. поставлена на квартирный учет в список первоочередников по п. 8 ст. 36, многодетная семья, проживает на площади 31,0 кв.м., семья 6 человек.
Согласно справке ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» от 19.03.2021 (л.д. 47), уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д. 97-101), истец и члены её семьи не имеют в собственности жилых помещений.
В январе 2018 года ООО <данные изъяты>» проведено детальное (инструментальное) обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: <Адрес>. Согласно техническому заключению (л.д. 52-89) здание введено в эксплуатацию в 1959 году, здание кирпичное бескаркасное жесткой конструктивной схемы с наружными и внутренними поперечными несущими стенами, двухэтажное. Стены выполнены из керамического полнотелого кирпича, междуэтажное и чердачное перекрытия – деревянное отепленное по деревянным балкам, фундаменты на естественном основании бетонные ленточные, конструкция крыши деревянная с настилом из асбестоцементных листов по деревянной обрешетке. При обследовании установлены следующие дефекты и повреждения:
- фундамент – обрушение и выпучивание штукатурного слоя стен, сырость, чернота, промерзание, поражение мхом цокольной части здания; выкрошивание раствора; отмостка по всему периметру здания разрушена, имеет просадки, трещины, уклоны, сколы бетона, в результате чего происходит подтопление грунтов основания дождевыми и талыми водами; из-за горизонтальных трещин в сопряжении отмостки со стенами дождевые осадки не отводятся от фундамента, вследствие чего происходит размывание грунта основания и последующая просадка фундамента; возможно образование крена с дальнейшей потерей устойчивости здания. Техническое состояние фундаментов и грунтов основания оценивается как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, возможны образования кренов здания.
- наружные стены – вертикальные сквозные трещины шириной раскрытия в карнизной части до 10мм, над оконными проемами и под оконными проемами, проходящие на всю высоту здания; растрескивание, вспучивание, отслоение штукатурного слоя стен; следы сырости в цокольной части и в уровне первого этажа, в карнизной части по периметру здания; высолы и обрушение штукатурного слоя; выпадение (выкрашивание) отдельных кирпичей в карнизной части, в кирпичной кладке наружных стен и ниже отмостки; со стороны жилых помещений наблюдаются промерзание, следы сырости, черноты и плесени наружных и внутренних стен, граничащих с лестничными клетками; обрушение штукатурного соя стен внутри помещений; поражение деревянных перегородок гнилью; горизонтальная трещина в сопряжении отмостки с наружными стенами; отклонение стен и перегородок от вертикали, установлено с помощью отвеса и рулетки, возможно обрушение; горизонтальные трещины в сопряжении стен, перегородок с перекрытиями, несущих стен; техническое состояние стен и перегородок здания оценивается как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;
- междуэтажное перекрытие - провисы, отклонения от горизонтали междуэтажного перекрытия, перекосы, возможно обрушение; обрушение штукатурного слоя и поражение гнилью наката, повышенная влажность; повсеместные следы намокания, промерзания, замачивания перекрытия; техническое состояние междуэтажного перекрытия оценивается как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения;
- чердачное перекрытие – балки чердачного перекрытия в местах опирания на стены имеют промерзание и поражению гнилью; деревянные балки и заполнение перекрытия поражены деструктивной гнилью, находятся в увлажненном состоянии, особенно в квартирах №13, 14. Произошло обрушение штукатурного слоя потолка и провис конструкций перекрытия, возможно дальнейшее обрушение конструкций. Восстановление затронутых конструкций не целесообразно, рекомендовано демонтировать перекрытие и заменить его вновь установленными конструкциями. Фактический срок эксплуатации деревянного чердачного перекрытия значительно превышает нормативный показатель, что может привести к потере несущей способности конструкций. Техническое состояние чердачного перекрытия оценивается как аварийное.
- стропильная система и кровля – наблюдаются отверстия, сколы, трещины в шиферных листах, зафиксированы протечки кровли; замачивание и промерзания в карнизной части, прогибы шиферного покрытия карнизной части; из-за большого шага стропил и обрешетки дополнительная снеговая нагрузка может вызвать прогиб и обрушение кровли; повсеместные следы сырости деревянных элементов; древесина рассохлась и образовались многочисленные трещины в деревянных элементах шириной раскрытия до 10 мм и глубиной до 100 мм; имеются отверстия, пробоины, трещины в асбестоцементных волнистых листах; прогиб крыши и возможность обрушения конструкций. Техническое состояние стропильной системы и кровли оценивается как аварийное, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения.
Общая категория технического состояния объекта принимается по наихудшему показателю. Таким образом, с учетом приведенных критериев в данном заключении общее состояние несущих и ограждающих конструкций здания оценивается как аварийное. Жилое помещение, состояние которого угрожает безопасности граждан из-за угрозы обрушения строительных конструкций, отнесены к категории аварийных и характеризуются повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения несущих и ограждающих конструкций, которые могут вызвать потерю устойчивости здания и представляют опасность для жизни людей. На момент обследования срок эксплуатации здания составляет 58 лет. Утепление наружных стен и капитальный ремонт здания в соответствии с СНиП, СанПиН, ГОСТ, проводить нецелесообразно. Предельные затраты на восстановление конструкций кирпичных стен здания, деревянных перекрытий, приведения его к пожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам будут превышать затраты на возведение нового строения из современных конструкций и материалов. Приведение здания в состояние, соответствующее нормативным требованиям нецелесообразно и не представляется возможным, т.к. состояние всех несущих и ограждающих конструкций, а также инженерного оборудования и обеспечения находятся в аварийном состоянии. Возможно дальнейшее обрушение конструкций. Рекомендовано рассмотреть вопрос по сносу дома.
На основании данного технического заключения межведомственной комиссией при администрации Орджоникидзевского района г. Перми принято заключение от 18.05.2018 №4/95, в котором комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания многоквартирного <Адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д. 163-164).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 09.06.2018 многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, меры по отселению граждан определено принять в срок до 31.12.2024 (л.д. 165-166).
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующими нормами права.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев; вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя; члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности (ч.ч. 1,2 ст. 69 ЖК РФ).
Положениями ст. 86 ЖК РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Для разрешения вопроса о предоставлении жилого помещения также не будет иметь правового значения наличие финансирования органов местного самоуправления в целях приобретения гражданам, проживающим в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, иных жилых помещений.
В судебном заседании установлено и подтверждается исследованными судом доказательствами, что многоквартирный дом, в котором истец проживает со своими членами семьи в жилом помещении, предоставленном на условиях договора социального найма, не отвечает требованиям безопасности, признан аварийным и подлежащим сносу в июне 2018 года. Техническое состояние жилого дома, установленное специализированной организацией по результатам инструментального обследования здания, свидетельствует об исчерпании строительными конструкциями несущей способности и наличии угрозы обрушения строительных конструкций. Ответчиком – намойдателем не представлено доказательств, что им со своей стороны проводились какие-либо противоаварийные мероприятия, ремонтные работы по поддержанию жилого дома в техническом состоянии не создающим угрозу для жизни и здоровья граждан, проживающих в нем. Как следует из технического заключения специализированной организации по состоянию на январь 2018 года возможен крен здания, что свидетельствует с очевидностью об отсутствии безопасности для проживания в таком доме граждан.
При этом истец с составом семьи пять человек (включая четырех сыновей) в установленном законом порядке признана малоимущей в целях признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, с 1991 года состоит на жилищном учете. Таким образом истец с членами семьи имеют право на проживание в жилом помещении, отвечающем требованиям безопасности и благоустроенности. Жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес> таким требованиям не отвечает.
Отсутствие многоквартирного дома в муниципальных программах по расселению аварийного жилищного фонда, на которые ссылается ответчик в своем письменном отзыве, не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований, поскольку право истца на предоставление ей и членам её семьи иного благоустроенного помещения не поставлено в зависимость от включения или не включения многоквартирного дома в адресную программу по переселению, а возникло в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в котором предоставлено жилое помещение, и обязанности наймодателя обеспечивать нанимателя жилым помещением, пригодным для проживания в силу ст.ст. 15, 62 ЖК РФ. Аварийное жилое помещение не является пригодным для проживания.
Обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на администрацию г. Перми, как владельца муниципальной собственности. При этом жилое помещение должно быть предоставлено Парфеновой Г.Н. с учетом всех членов семьи, указанных в договоре социального найма, а именно Парфенова Р.А., Янь Л.А., Парфенова Е.А., Парфенова А.А., поскольку они являются членами семьи нанимателя – истца по делу, и обладают теми же правами и обязанностями, что и наниматель жилого помещения (ст. 69 ЖК РФ).
Определяя площадь и характеристики помещения, которое должно быть предоставлено взамен аварийного, суд исходит из того, что в данном случае предоставление иного жилого помещения носит компенсационный характер с целью обеспечения безопасных условий для проживания граждан.
Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
При этом в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из материалов дела следует, что истец с членами семьи занимают двухкомнатную квартиру, общей площадью 43,1 кв.м., в том числе жилой площадью – 31,0 кв.м. (л.д. 10,11).
Таким образом, суд полагает установленным, что истец и её члены семьи, указанные в договоре социального найма, проживают в отдельном жилом помещении, следовательно, администрацией должно быть предоставлено истцу жилое помещение в виде квартиры, состоящей не менее чем из двух комнат, и общей площадью не менее 43,1 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 31,0 кв.м., как указано в договоре социального найма.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить обязанность на администрацию г. Перми предоставить Парфеновой Галине Николаевне на семью из пяти человек, включая Парфенова Родиона Александровича, Янь (Парфенова) Леонида Александровича, Парфенова Евгения Александровича, Парфенова Анатолия Александровича, отдельное, отвечающее установленным требованиям, благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории г. Перми, во внеочередном порядке на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 43,1 кв.м., взамен аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> Е.С. Оплетина
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>