Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4334/2023 ~ М-4052/2023 от 05.12.2023

Решение

Именем Российской Федерации

    19 декабря 2023 года                                                                            <адрес>

Магасский районный суд Республики Ингушетия в составе: председательствующего судьи Батхиева М.К.,

при секретаре Ахриевой Р.И.,

с участием представителя ответчика Плиева Р.М.,

рассмотрев в открытом С. заседании гражданское дело по исковому заявлению Гадиева А. Б., Гадиевой А. Д., Озиевой М. И., Албогачиевой Х. С. к Государственному учреждению – Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по РИ) и Отделению пенсионного и социального страхования российской Федерации по <адрес> (далее – ОСФР по <адрес>) о признании решения незаконным и возложении обязанности восстановить размер пенсии в прежнем размере и произвести перерасчет с учетом индексации,

установил:

Истцам была назначена страховая пенсия по старости, которую они получали вплоть до ноября 2022. Однако, начиная с декабря 2022 года Ответчиком размер страховых пенсий истцов был пересчитан в сторону уменьшения. Им была установлена пенсия в следующих размерах: Гадиеву А.Б. - 18500 руб, размер его пенсии снижен на почти 5000 руб, Гадиевой А.Д. - 17500 руб, размер ее пенсии снижен на почти 5000 руб, Озиевой М.И. - 17000 руб, размер ее пенсии снижен на почти 8000 руб, Албогачиевой Х.С. - 22657 руб, размер ее пенсии снижен на почти 8000 руб. Просит признать незаконным решения ОСФР о снижении им размера страховой пенсии и возложении обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии исходя из прежнего размера с даты ее снижения и возобновить далее выплату страховой пенсии в прежнем размере и обратить решение суда в части восстановления размера страховой пенсии в прежнем размере к немедленному исполнению.

Истцы, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Плиев Р.М. исковые требования истцов не признал, просил отказать в их удовлетворении, по доводам, изложенным в возражениях.

Представитель Отделения пенсионного и социального страхования российской Федерации по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.

Заслушав объяснения стороны, исследовав и изучив доказательства, установлено следующее.

Решением ОСФР истцам была назначена страховая пенсия по старости, которую они получали вплоть до ноября 2022.

С декабря 2022 года Ответчиком размер страховых пенсий истцов был пересчитан в сторону уменьшения.

Истцам была установлена пенсия в следующих размерах: Гадиеву А.Б. - 18500 руб, размер его пенсии снижен на 5000 руб, Гадиевой А.Д. - 17500 руб, размер ее пенсии снижен на 5000 руб, Озиевой М.И. - 17000 руб, размер ее пенсии снижен на 8000 руб, Албогачиевой Х.С. - 22657 руб, размер ее пенсии снижен на 8000 руб.

Истцы ДД.ММ.ГГГГ обратились к ответчику с заявлением о предоставлении оснований снижения размера пенсии. На что получены ответы, где указывается, что в ходе ревизии проведенной Ревизионной Комиссией ПФР в октябре и ноябре месяцах 2022 года, проведены мероприятия по прекращению выплаты и снижению размера пенсий по ряду причин с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и истцам.

Причиной снижения размера выплаты пенсий истцам, является перерасчет пенсий с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, без учета сведений о заработной плате.

В соответствии с Обзором С. П. Верховного Суда РФ (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ) главой 5 "Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" (ст. 21-29) Федерального закона "О страховых пенсиях" определены, в том числе, условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

В ч.1 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.

В частности, в соответствии с п.3 ч.1 ст.25 Федерального закона "О страховых пенсиях" прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию; истечения срока признания лица инвалидом; приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца; поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 10 названного федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

В пункте 16 приведенного Обзора С. П. Верховного Суда РФ (2021) указано, что в силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое гарантировало бы гражданину как участнику соответствующих правоотношений уверенность в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац третий п. 2, абзац четвертый п. 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера, и в силу такого решения у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином, как участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии; получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение; выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством (Определение от ДД.ММ.ГГГГ -О-О и др.)

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" если добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает основной (единственный) источник дохода, который он получал в течение длительного времени, и если возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, то справедливое равновесие между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица оказывается нарушенным. Соответственно, правовое регулирование, предусматривающее безусловное прекращение выплаты пенсии в случае обнаружения ошибки, которая была допущена при ее назначении, не может обеспечить в достаточной мере баланс частных и публичных интересов, поскольку не предполагает учет каких бы то ни было обстоятельств конкретной правоприменительной ситуации и последствий такого решения для гражданина - получателя пенсии. В частности, гражданин, которому в результате выявления ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, была прекращена выплата ранее назначенной пенсии и у которого не было оснований сомневаться в правомерности и правильности действий этих органов, сталкивается с риском ощутимого снижения достатка. Решение о прекращении выплаты пенсии, принятое в отношении гражданина, действовавшего добросовестно и получавшего ее на протяжении длительного времени, в большинстве случаев с неизбежностью ставит его перед необходимостью изменения образа жизни, привычного уклада и жизненных планов. Ответственность за совершение государственными органами ошибок не может возлагаться на получателя пенсии; в случае же выявления ошибки при назначении пенсии бремя последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. Таким образом, до введения законодателем нового правого регулирования, выплата пенсии может быть судом возобновлена с учетом субъективных особенностей лица, получавшего пенсию.

Конституционный суд в названном постановлении, в частности, признал часть первую ст.13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7, 18, 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с п.5 ст.24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности, поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов.

Вместе с этим, в определении С. коллегии по гражданским делам от ДД.ММ.ГГГГ -КГ22-11-К7, принятого по аналогичному делу Верховный Суд Российской Федерации также указал, что соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учёт интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определённости и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учётом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвёртый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П).

Приведённая правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчёта кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет), как указал Верховный Суд Российской Федерации в указанном определении С. коллегии по гражданским делам, может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ -П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").

При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчёту пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом, добросовестность его действий, срок, в течение которого ошибка не была пенсионным органом выявлена и устранена и другие значимые обстоятельства.

Вместе с этим, по общему правилу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Ввиду того, что гражданин в рамках легальной процедуры назначения страховой пенсии не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения, и очевидного отклонения действий пенсионера от добросовестного поведения не установлено, то бремя доказывания недобросовестности гражданина возлагается на орган, назначивший пенсию (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Между тем, статья 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", рассматриваемая во взаимосвязи с закрепляющей презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений нормой п.5 ст.10 ГК Российской Федерации не предполагает возложения на гражданина бремени негативных последствий, связанных с ошибками, допущенными при назначении государственным органом ему пенсии.

Вместе с этим, по общему правилу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Ввиду того, что гражданин в рамках легальной процедуры назначения страховой пенсии не может оказать влияние на принятие соответствующим учреждением того или иного решения, и очевидного отклонения действий пенсионера от добросовестного поведения не установлено, то бремя доказывания недобросовестности гражданина возлагается на орган, назначивший пенсию (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Между тем, статья 25 Федерального закона "О страховых пенсиях", рассматриваемая во взаимосвязи с закрепляющей презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений нормой п.5 ст.10 ГК РФ не предполагает возложения на гражданина бремени негативных последствий, связанных с ошибками, допущенными при назначении государственным органом ему пенсии.

Решением ГУ-ОПФР по <адрес> истцам была назначена пенсия по ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и на протяжении длительного времени никаких сомнений достоверность справок о заработной плате у пенсионного органа не вызывала, суд также принимает во внимание категорию назначенной пенсии, их возраст, материальное положение, нетрудоспособность, и право на пенсионное обеспечение в соответствии с принципами поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

Представитель ответчика в С. заседании не представил доказательств, что указанные действия уполномоченными должностными лицами выполнены, запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, не направлялись.

Тем самым, как указано высшей С. инстанцией, при разрешении подобных споров недопустимо применение формального подхода, а бремя доказывания правомерности принятого пенсионным органом решения о прекращении выплаты пенсии, таким образом, ложится на пенсионный орган, выступающий ответчиком в рамках настоящего спора.

С учетом изложенного, требования истцов являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также суд находит обоснованными требования истцов об обращении решения суда в части возобновления выплат к немедленному исполнению по следующим основаниям.

Согласно ст. 210 ГПК РФ, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Исчерпывающий перечень подлежащих немедленному исполнению С. актов, приведен в ст. 211 ГПК РФ.

В то же время согласно ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Учитывая имущественное положение истцов, их жизненную ситуацию, социальную значимость для них присужденных выплат, а также отсутствие неблагоприятных последствий для ответчика немедленным исполнением С. акта, суд считает возможным обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

      решил:

Исковые требования Гадиева А. Б., Гадиевой А. Д., Озиевой М. И., Албогачиевой Х. С. к Государственному учреждению – Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по <адрес> и Отделению пенсионного и социального страхования российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным и возложении обязанности восстановить размер пенсии в прежнем размере и произвести перерасчет с учетом индексации удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> о снижении Гадиеву А. Б., Гадиевой Азе Д., Озиевой М. И., Албогачиевой Х. С. размера страховой пенсии.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации    по <адрес> и Отделение пенсионного и социального страхования российской Федерации по <адрес> восстановить Гадиеву А. Б., Гадиевой Азе Д., Озиевой М. И., Албогачиевой Х. С. размер страховой пенсии в прежнем размера до ее уменьшения и произвести перерасчет пенсии с учетом индексации.

Решение суда в части восстановления размера страховой пенсии в прежнем размере подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия через Магасский районный суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Копия верна: Судья

2-4334/2023 ~ М-4052/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Гадиев Абуязит Бисултанович и др.
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РИ
Суд
Магасский районный суд Республики Ингушетия
Судья
Батхиев М-С.К.
Дело на странице суда
magassky--ing.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2023Подготовка дела (собеседование)
14.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.12.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее