Дело № 2-1195/2022
УИД 03RS0011-01-2022-001652-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2022 года город Ишимбай
Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Яскиной Т.А.
при секретаре Григорьевой Н.Н.
с участием представителя истцов Рябовой И.А.
представителя ответчика Ярмухаметовой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению Юсуповой Светланы Рифовны, Шарафутдиновой Гульназ Рифовны к Администрации муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Байгузинский сельсовет муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о включении имущества в наследственную массу, <данные изъяты> и признании права собственности в порядке наследования,
установил:
Юсупова С.Р., Шарафутдинова Г.Р. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации муниципального района Ишимбайский район РБ, Администрации сельского поселения Байгузинский сельский совет МР Ишимбайский район РБ о включении имущества в наследственную массу, установлении <данные изъяты> и признании права собственности в порядке наследования, указав в обоснование уточненных требований, что 26.06.2010 г. умер отец - ФИО17, постоянно проживающий до своей смерти по адресу <адрес> После его смерти открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по вышеуказанному адресу. Наследниками первой очереди к имуществу умершего являются истцы, других наследников нет. Для оформления наследственных прав обратились с заявлениями о принятии наследства к нотариусу, который письмом от 22.10.2021 г. в выдачи свидетельства о праве на наследство отказал в связи с отсутствием документов, подтверждающих регистрацию права на имущество за умершим отцом. Между тем, после смерти отца фактически вступили в права наследования, взяли на себя расходы по устройству похорон, распорядились имуществом, оставшимся в доме, по своему усмотрению. В настоящее время Шарафутдинова Г.Р. проживает в доме, поддерживает его в надлежащем состоянии, истцы совместно пользуются огородом при доме.
С учетом вышеизложенного, истцы Юсупова С.Р. и Шарафутдинова Г.Р. просили включить в состав наследства умершего ФИО18. жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>; <данные изъяты> умершего ДД.ММ.ГГГГ года, и признать за истцами право собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес> в порядке наследования.
Определением суда от 14.07.2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений РБ.
Истцы Юсупова С.Р., Шарафутдинова Г.Р. в судебное заседание не явились. О рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Ответчики- представители Администрация муниципального района Ишимбайский район РБ, Министерства земельных и имущественных отношений РБ, третье лицо нотариус Максютова А.Х. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Ходатайств об отложении дела слушанием в суд не поступало.
Суд, с учетом положений статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствии не явившихся лиц.
Представитель истцов адвокат Рябова И.А., предоставившая ордер адвоката, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и просила удовлетворить по основаниям, указанным в иске.
Представитель Администрации сельского поселения Байгузинский сельский совет МР Ишимбайский район РБ Ярмухаметова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что в удовлетворении исковых требований не возражает, обстоятельства по <данные изъяты> подтверждает.
Свидетель ФИО19. в судебном заседании пояснила, что Юсупова С.Р. приходится ей снохой. С 2003 года знала ее отца -ФИО20 он умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца, домом и земельным участком в <адрес>, стали пользоваться его дочери Юсупова С. и Шарафутдинова Г. Они обрабатывают огород. Других детей у ФИО21. нет.
Свидетель ФИО22. в судебном заседании пояснил, что проживает в <адрес>. Юсупову С. и Шарафутдинову Г. знает как односельчан. Их отец - ФИО23. умер ДД.ММ.ГГГГ Похоронами занимались его дети. После смерти ФИО24 домом и земельным участком в <адрес> пользуются Юсупова С. и Шарафутдинова Г. Других наследников нет.
Выслушав доводы представителя истца, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований на основании следующего.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 января 1996 года №1-П, раскрывая конституционно – правовой смысл права наследования, предусмотренного ч. 4 ст. 35 Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение.
Основания приобретения права собственности установлены ст. 218 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ).
В частности п.2 указанной нормы предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании п.2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
Статьей 1112 ГК РФ установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п.2 ст. 1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества.
Установлено, что ФИО25 умер ДД.ММ.ГГГГ г. (свидетельство о смерти №.)
До смерти ФИО26. был зарегистрирован и проживал в доме по адресу <адрес>
Вышеизложенное подтверждается сведениями из похозяйственной книги №№ за 2007-2011гг.
Истцы Юсупова Светлана Рифовна и Шарафутдинова Гульназ Рифовна являются дочерьми ФИО27, что подтверждается свидетельствами о рождении и свидетельствами о заключении брака, соответственно являются наследниками первой очереди к имуществу умершего ФИО28
Выпиской из похозяйственной книги №№ лицевой счет 507 подтверждается, что ФИО30. на праве собственности принадлежал жилой дом (инвентарный номер №) и земельный участок (кадастровый номер №) площадью № кв.м., расположенные по адресу ДД.ММ.ГГГГ
В связи с чем, суд приходит к выводу, что права на вышеуказанное недвижимое имущество у ФИО31. возникли в установленном законом порядке.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Между тем, выписками из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 30.06.2022 г. подтверждается об отсутствии в реестре недвижимости сведений о правах на объект недвижимости ( жилой дом и земельный участок) по адресу <адрес>
Установлено, что после смерти ФИО33. за оформлением наследственных прав к нотариусу в установленный законом 6-ти месячный срок никто из наследников первой очереди не обратился.
Из пояснений представителя истца, представителя ответчика и свидетелей, следует, что после смерти ФИО34. в фактическое владение наследственным имуществом в виде жилого дома и земельного участка по адресу <адрес> вступили наследники первой очереди дочь Юсупова С.Р., дочь Шарафутдинова Г.Р.
Иных наследников первой очереди после смерти ФИО35. не установлено. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, факт принятия наследства устанавливается в судебном порядке, когда это непосредственно порождает юридические последствия, например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для получения в органах, совершающих нотариальные действия, свидетельства о праве на наследство.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Согласно п. 34 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 года N9, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Судом установлено, что истцы после смерти своего отца ФИО36 вступили во владение жилым домом и земельным участком, неся расходы по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии, тем самым совершили действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Исходя из указанных обстоятельств, суд считает установленным факт принятия Юсуповой С.Р. и Шарафутдиновой Г.Р. наследства после смерти своего отца ФИО37 Соответственно данные объекты недвижимости входят в состав наследственного имущества ФИО38
Как разъяснено в п. 11 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
Согласно п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, и путем признания права.
Истцами избран способ защиты нарушенного права в виде признания за ними права собственности в порядке наследования на спорные объекты недвижимости, что не противоречит положениям ст.12 ГК РФ
Поскольку обстоятельства принятия наследства истцами после смерти наследодателя, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела, правами иных лиц не обременены, Юсупова С.Р. и Шарафутдинова Г.Р. являются наследниками по закону, иных наследников на наследство не установлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Юсуповой Светланы Рифовны, Шарафутдиновой Гульназ Рифовны удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО39, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу <адрес>
Установить факт принятия Юсуповой Светланой Рифовной и Шарафутдиновой Гульназ Рифовной наследства после смерти отца ФИО40, умершего ДД.ММ.ГГГГ года.
Признать за Юсуповой Светланой Рифовной ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Шарафутдиновой Гульназ Рифовной ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности по № доли за каждой на жилой дом с кадастровым номером № и земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу <адрес> в порядке наследования.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Ишимбайский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 12.09.2022 г.
Судья Яскина Т.А.