Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-365/2022 ~ М-360/2022 от 23.08.2022

Дело № 2-365/2022

УИД: 29RS0003-01-2022-000661-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 сентября 2022 года                                                              село Ильинско-Подомское

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Якимова В.Н.,

при секретаре судебного заседания Поморцевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вилегодского районного суда Архангельской области в селе Ильинско-Подомское гражданское дело по иску прокурора Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности принять меры по формированию маневренного фонда,

установил:

    Прокурор Вилегодского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности принять меры по формированию маневренного фонда.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой района проанализирована ситуация с обеспеченностью на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области населения маневренным жилым фондом и установлено, что на территории муниципального округа признаны аварийными 66 многоквартирных домов, которые не снесены. При этом, в 2021-2022 годах в администрацию округа поступило 17 обращений от 13 граждан с просьбой о предоставлении им жилых помещений маневренного фонда и из них жилыми помещениями были обеспечены 3 заявителя, а остальным отказано по основанию отсутствия свободного жилья маневренного фонда. Тем самым было установлено, что в настоящее время на территории муниципального округа имеется только 3 жилых помещения маневренного фонда, а 10 граждан из числа обратившихся жилыми помещениями не были обеспечены. Вышеуказанные обстоятельства влекут нарушение жилищных прав граждан и понуждают к дальнейшему проживанию в аварийном жилом фонде, часть которого имеет угрозу обрушения. При этом, имеющихся жилых помещений маневренного фонда на территории муниципального округа явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в таких помещениях, а непринятие администрацией муниципального округа достаточных мер по формированию маневренного фонда, пригодного для постоянного проживания граждан, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенного применительно к условиям округа, приводит к нарушению гарантированных прав граждан на жилище. На основании изложенного истец просит обязать ответчика в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области маневренного фонда в количестве не менее 10 жилых помещений (без учета имеющихся на дату вынесения решения помещений маневренного фонда).

В судебном заседании помощник прокурора Вилегодского района Архангельской области Жубрев Д.В. исковые требования поддержал по изложенным в иске доводам и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области Шевелева И.Ю., в судебном заседании с заявленными истцом требованиями не согласилась, указав в обоснование возражений на то, что на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области отсутствуют свободные, не предоставленные гражданам муниципальные благоустроенные жилые помещения, которые возможно было бы перевести в статус специализированных. Поэтому сформировать маневренный жилищный фонд возможно только путем строительства, либо приобретения жилых помещений и включения их в специализированный жилищный фонд, для чего потребуются значительные материальные вложения. Однако, ввиду дефицита бюджета муниципального округа осуществить указанные мероприятия в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, не представляется возможным. В связи с изложенным просит в удовлетворении требований истца отказать, а в случая их удовлетворения установить срок исполнения решения суда - не менее одного года со дня вступления судебного решения в законную силу и снизить количество сформированных помещений маневренного фонда до 1 жилого помещения, без учета имеющихся.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение проживающих в муниципальном, округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (п. 6 ч. 1 ст. 16).

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно содержанию ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; осуществление муниципального жилищного контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Как следует из содержания п. 3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Из положений ст. 95 ЖК РФ следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; 3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека (ст. 106 ЖК РФ).

Как следует из ст. 5 Закона Архангельской области от 31 октября 2007 года № 416-21-ОЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Архангельской области» специализированные жилые помещения предоставляются гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, если иное не установлено Жилищным кодексом Российской Федерации. Гражданами, не обеспеченными жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, признаются граждане, не имеющие определенного места жительства и пребывания, а также граждане: 1) не имеющие в собственности или пользовании жилого помещения (по договору найма или иным законным основаниям) в соответствующем населенном пункте, - при предоставлении специализированных жилых помещений, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 1 настоящего закона. Под соответствующим населенным пунктом в настоящей статье понимается: 2) населенный пункт, где находится (находилось) жилое помещение, в связи с необходимостью выезда из которого предоставляется специализированное жилое помещение, - при предоставлении жилых помещений маневренного фонда.

В соответствии со ст. 16 Закона Архангельской области от 31 октября 2007 года № 416-21-ОЗ «О предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда Архангельской области» жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: 1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, находящегося в собственности Архангельской области, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; 2) граждан, у которых единственные жилые помещения в домах, находящихся в собственности Архангельской области, стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; 3) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются в населенном пункте, в котором находится (находилось) ранее занимаемое гражданином жилое помещение, в связи с необходимостью выезда из которого предоставляется специализированное жилое помещение, из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

Согласно Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42, жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Маневренный фонд может состоять из многоквартирных домов, а также квартир и иных жилых помещений. Жилое помещение маневренного фонда предоставляется гражданам из расчета не менее 6 кв. метров жилой площади на 1 человека. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами (пункты 4, 7, 12).

Как следует из материалов дела, прокуратурой Вилегодского района в ходе проведенной проверки исполнения администрацией Вилегодского муниципального округа Архангельской области жилищного законодательства в части обеспечения граждан жилыми помещениями маневренного фонда установлено, в том числе из ответов администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области от 23 июня 2022 года и от 18 августа 2022 года, что на территории муниципального округа находятся 73 аварийных дома, из которых 7 в настоящее время в стадии сноса. При этом в 2021-2022 годах в администрацию Вилегодского муниципального округа Архангельской области поступило 17 обращений (заявлений) граждан по вопросу предоставления им жилых помещений из маневренного жилого фонда, из которых 3 удовлетворено, с предоставлением гражданам жилых помещений, а по 14 отказано, по причине отсутствия свободных жилых помещений в маневренном фонде. В настоящее время на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области находится 3 квартиры из маневренного жилого фонда, которые предоставлены гражданам и других свободных специализированных жилых помещений не имеется.

Согласно представленной ответчиком справки от 16 сентября 2022 года и пояснений представителя ответчика в судебном заседании, по состоянию на 15 сентября 2022 года в списке нуждающихся в маневренном фонде состоит 8 граждан.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются письменными материалами дела и сомнений у суда не вызывают.

Оценив представленные доказательства в совокупности с вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу, что формирование маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области, является обязанностью администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области, исполнение которой направлено на предотвращение нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных, в том числе чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, они остаются без пригодного для проживания жилья.

Учитывая, что имеющегося количества помещений маневренного фонда на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области явно недостаточно для обеспечения всех нуждающихся в таких помещениях, непринятие администрацией Вилегодского муниципального округа Архангельской области достаточных мер по формированию маневренного фонда, пригодного для постоянного проживания граждан (отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), благоустроенного применительно к условиям Вилегодского муниципального округа Архангельской области, приводит к нарушению гарантированных прав граждан на жилище, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.

При этом обязанность администрации по формированию маневренного фонда не ограничена конкретными условиями нуждаемости, а состав и количество лиц, права которых могут быть нарушены бездействием ответчика, могут изменяться, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены.

Кроме того, нуждающимися в предоставлении временного жилья маневренного фонда могут быть не только граждане, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, но и в других, предусмотренных законом случаях.

При этом доводы ответчика о дефиците бюджета муниципального округа, что может привести к невозможности исполнения судебного решения по заявленным истцом требованиям о формировании маневренного фонда, суд считает несостоятельными, поскольку само по себе проведение работ по принятию мер по формированию маневренного фонда, в соответствие с требованиями закона относится к оперативности в сфере текущей деятельности органов исполнительной власти местного самоуправления, кроме того, само по себе затруднительное финансовое положение ответчика не может служить основанием длительности неисполнения возложенных на него установленных законом полномочий в области жилищного законодательства, поскольку это затрагивают права и интересы граждан.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом вышеизложенного, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Вилегодского муниципального округа Архангельской области обязанности в течение девяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области маневренного фонда в количестве не менее 10 жилых помещений (без учета имеющихся на дату вынесения решения помещений маневренного фонда).

Суд считает, что указанный срок является разумным и достаточным для выполнения всех необходимых мероприятий по формированию маневренного фонда на территории Вилегодского муниципального округа в необходимом количестве, а также выполнения процедур, установленных Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                                                решил:

                                                                Исковые требования прокурора Вилегодского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вилегодского муниципального округа Архангельской области (ИНН №__) о возложении обязанности принять меры по формированию маневренного фонда удовлетворить.

Обязать администрацию Вилегодского муниципального округа Архангельской области в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию на территории Вилегодского муниципального округа Архангельской области маневренного фонда в количестве не менее 10 жилых помещений (без учета имеющихся на дату вынесения решения помещений маневренного фонда).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20 сентября 2022 года.

Председательствующий                                                                                  В.Н. Якимов

2-365/2022 ~ М-360/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Вилегодского района
Ответчики
Администрация Вилегодского муниципального округа
Суд
Вилегодский районный суд Архангельской области
Судья
Якимов Виктор Николаевич
Дело на странице суда
vilegsud--arh.sudrf.ru
23.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.08.2022Передача материалов судье
24.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2022Судебное заседание
19.09.2022Судебное заседание
20.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2022Дело оформлено
27.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее